Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные задачи финансовой политики
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики в государстве
Глава 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1 Особенности финансовой политики в Российской Федерации
2.2 Главные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2019 год
Глава 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Проблема, связанная с сокращением государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов;
- Как известно, активы Федеральной резервной системы США (ФРС) формируются в основном за счет правительственных займов, доходность которых соответствует учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы проведения финансовой и денежно-кредитной политики вполне могла бы позаимствовать Россия. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу;[33]
- Большое значение в экономике страны, имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. На мой взгляд возможный выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок;[34]
- Одной из проблем федерального бюджета - повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Я считаю следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования;
- Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета. Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ;[35]
- Необходима ориентация финансовой политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов.
Заключение
На основании данной работы можно сделать следующие выводы.
На мой взгляд для стабилизации экономики и финансовой политики государства необходимо:
Во первых - обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
Во вторых - реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
В третьих - установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
В четвертых - стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
В пятых - сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
В шестых - реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
В седьмых - ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Важно проводить согласованную финансовую политику направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
Экономическая стабилизация на макроэкономическом уровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере: уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, доля доходов и расходов в ВВП, уровень задолженности субъектов бизнеса перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования, изменение валютного курса.
Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
Список использованной литературы
1. Подпорина И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации.- М.: Издательство Московского университета, 2014.-320 с.
2. Г.Б. Поляк. Финансы: Учебник для вузов. -: ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 607 с.
3. Рукавишникова И.В. Финансовая политика государства как категория финансового права // Финансовое право. -2013. - № 4. –С 7-8.
4. Горелик В.Н. Финансы: Система движения денег: монография. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 147 с.
5. В.С. Нерсесянца Цит. по: Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. М., 2004. – 205 с.
6. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. -М.: Юриспруденция, 2011. - 262 с.
7. Никонец О.Е., Мандрон В.В. Влияние мировой экономической ситуации на финансовый рынок России // Вестник Брянского государственного университета. 2018. №3. -310 с.
8. Бондаренко H.A. Инвестиционная привлекательность и ее составляющие / H.A. Бон-даренко, А. П. Лях // Ученые заметки ТОГУ. 2018. № 4. С.58
9. Финансовый маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. В. Карпова [и др.]; отв. ред. С. В. Карпова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 159
10. Банк России. Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 09.11.2018)
11. Школик О.А. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: [учеб. пособие]; М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург:, 2014. С. 94
12. Стрельников Е.В. Экономические особенности ценообразования на финансовом рынке // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-1. – С. 216.
13. Е. Е. Кацуба. Ужесточение налоговой политики в России после финансового кризиса 2014 года // Аллея науки: журнал. – 2018. – Том 8 №5 (21). – С. 145-149
14. Полторхина С.В. Актуальные проблемы экономики и права//Особенности Финансовой политики на современном этапе в контексте модернизации Российской экономики.-2013.- №2.- 4-6
15. Проект Министерство финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики» // Документ от 11.07.2018. — 2018 г. — Ст. 54.
16. Л. М. Пучкова. Финансовая политика России на современном этапе // Экономические науки – Вестник Российского университета кооперации. – 2015. – №1 (19). – С. 83-86
17. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 143 с.
18. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 27.01.2020).
19. Подъяблонская, Л.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2012. - 450 с.
20. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с.
21. Чернов, Е.Г. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие - М.: ТК Велби, 2012. - 137 с.
22. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 620 с
Приложение 1. Основные параметры базового прогноза социально-экономического развития России[36]
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США за баррель |
63,4 |
59,7 |
57,9 |
Курс рубля к доллару США среднегодовой, |
63,2 |
63,8 |
64,0 |
Темп роста ВВП (% к предыдущему году) |
1,4 |
2,0 |
3,1 |
Индекс потребительских цен (на конец года) |
4,3 |
3,8 |
4,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения (% к предыдущему году) |
0,7 |
1,4 |
2,0 |
Экспорт товаров, млрд долл. США |
444,8 |
446,9 |
459,9 |
Импорт товаров, млрд долл. США |
289,6 |
306,9 |
325,3 |
-
Подпорина И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации.- М.: Издательство Московского университета, 2014.-320 с. ↑
-
Г.Б. Поляк. Финансы: Учебник для вузов. —: ЮНИТИ-ДАНА,2004. — 607 с. ↑
-
Подпорина И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации.- М.: Издательство Московского университета, 2014.-320 с. ↑
-
Рукавишникова И.В. Финансовая политика государства как категория финансового права // Финансовое право. -2013. - № 4. –С 7-8. ↑
-
Горелик В.Н. Финансы: Система движения денег: монография. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 147 с. ↑
-
В.С. Нерсесянца Цит. по: Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. М., 2004. – 205 с. ↑
-
Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс. Т. 1.- М. НОРМА ИНФРА-М, 2010. -864 с ↑
-
Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. -М.: Юриспруденция, 2011. - 262 с ↑
-
Горелик В.Н. Финансы: Система движения денег: монография. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 147 с. ↑
-
Подпорина И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации.- М.: Издательство Московского университета, 2014.-320 с. ↑
-
Никонец О.Е., Мандрон В.В. Влияние мировой экономической ситуации на финансовый рынок России // Вестник Брянского государственного университета. 2018. №3. -310 с. ↑
-
Бондаренко H.A. Инвестиционная привлекательность и ее составляющие / H.A. Бон-даренко, А. П. Лях // Ученые заметки ТОГУ. 2018. № 4. С.58 ↑
-
Подпорина И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации.- М.: Издательство Московского университета, 2014.-320 с. ↑
-
Подпорина И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации.- М.: Издательство Московского университета, 2014.-320 с. ↑
-
Финансовый маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. В. Карпова [и др.]; отв. ред. С. В. Карпова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 159 ↑
-
Банк России. Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 09.11.2018) ↑
-
Школик О.А. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: [учеб. пособие]; М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург:, 2014. С. 94 ↑
-
Стрельников Е.В. Экономические особенности ценообразования на финансовом рынке // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-1. – С. 216 ↑
-
Е. Е. Кацуба. Ужесточение налоговой политики в России после финансового кризиса 2014 года // Аллея науки: журнал. – 2018. – Том 8 №5 (21). – С. 145-149 ↑
-
Полторхина С.В. Актуальные проблемы экономики и права//Особенности Финансовой политики на современном этапе в контексте модернизации Российской экономики.-2013.- №2.- 4-6 ↑
-
Проект Министерство финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики» // Документ от 11.07.2018. — 2018 г. — Ст. 54. ↑
-
Л. М. Пучкова. Финансовая политика России на современном этапе // Экономические науки – Вестник Российского университета кооперации. – 2015. – №1 (19). – С. 83-86 ↑
-
Проект Министерство финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики» // Документ от 11.07.2018. — 2018 г. — Ст. 54. ↑
-
Проект Министерство финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики» // Документ от 11.07.2018. — 2018 г. — Ст. 54. ↑
-
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 27.01.2020). ↑
-
Подъяблонская, Л.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2012. - 450 с. ↑
-
Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с. ↑
-
Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с. ↑
-
Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с. ↑
-
Чернов, Е.Г. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие - М.: ТК Велби, 2012. - 137 с. ↑
-
Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 620 с ↑
-
Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 620 с ↑
-
Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 143 с. ↑
-
Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 143 с. ↑
-
Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 143 с. ↑
-
Проект Министерство финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики» // Документ от 11.07.2018. — 2018 г. — Ст. 54. ↑