Файл: Виды финансовой политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Виды финансовой политики

Можно выделить три основных вида финансовой политики: классическая; регулирующая, а так же планово-директивная. Рассмотрим их более детально.

Классическая основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основным направлением является – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления является министерство финансов.

Регулирующая – в основу, которой положена экономическая теория Дж. Кейнса, обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики[11]. Главными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие – рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Основным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контроль над поступлением налогов, управление государственным долгом. В целом регулирующая политика обеспечила стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику.

Регулирование становится многоцелевым и разделяется следующим образом:

- Экономический рост и занятость;

- Денежное обращение;

- Валютный курс;

- Социальные факторы;

- Структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы[12].

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой. Система основана на государственной собственности на средства производства. Целью планово-директивной финансовой политики является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.


Финансовая политика государства включает следующие виды политик, из них сложно выделить какая является основной, все они значимы для построения грамотного формирования Финансовой политики государства:

- Бюджетная политика - это государственная политика прямого и косвенного участия государства в распределении и расходовании централизованных финансовых ресурсов;

- Налоговая политика - это экономическая деятельность управленческих структур, направленная на формирование центральных финансовых ресурсов при обеспечении нормальных условий для осуществления рыночных распределительных отношений в обществе;

- Политика управления государственным долгом – является деятельностью органов власти и финансового регулятора по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственного долга, сформированного для финансирования нужд государства, отвечающих целям экономического развития, при сохранении требуемых показателей стоимости и рисков долговых обязательств;

- Инвестиционная политика – это государственная политика, осуществляемая с целью непосредственного инвестирования разными методами в основные фонды национальной экономики стимулирования инвестиционной активности бизнеса в соответствии со структурными целями государства;

- Денежно- кредитная политика - это государственная политика, достигающая, кроме непосредственных целей денежно кредитной политики и политики банковского развития, еще и цели обеспечения экономического роста и развития[13].

Под денежно- кредитной политикой так же понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременных и бесперебойных расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота;

- Политика развития финансовых рынков- это государственная политика содействия развитию финансовых рынков в целях экономического роста и развития Российской Федерации;

- Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговле и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установленный режим прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля. В последние десятилетия на ряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.


- Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции.[14] Цели данной политики- это повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации, а так же обеспечение безопасности жизнедеятельности. Основными задачами социальной политики являются создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества. Стабилизация положения в жилищной сфере (ограничение роста тарифов ЖКХ). Сдерживание масштабов бедности, роста безработицы, преступности, маргинализации населения.

Социальная политика

Общественное благосостояние

Доходы и потребление

Воспроизводство и занятость населения

Развитие отраслей социальной инфраструктуры

Поддержка социально незащищенных групп

Рис. 1. Социальная политика государства

Глава 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации

2.1 Особенности финансовой политики в Российской Федерации

Финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.[15]

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подчиненной территории учитывая цели и задачи финансовой политики Российской Федерации. Ввиду того, что именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.


Исходя из данных которые размещены на странице Министерства финансов, следует что - Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2014-2016 годах»[16].

Как мы можем видеть из перечисленных документов современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» повышения благосостояния населения. Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда.

В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан.

В новых макроэкономических реалиях при формировании проектов бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.

- Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач

- Оптимизация структуры расходов федерального бюджета. Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов

- Развитие программно-целевых методов управления. Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.

- Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы. Первоочередной задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки.


- Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры[17]. Правительству Российской Федерации необходимо уже в текущем году начать размещение средств Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений в финансовые инструменты, предназначенные для реализации самоокупаемых проектов развития инфраструктуры, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста при минимальных рисках для размещаемых государством средств. Речь идет о финансировании проектов на возвратной основе.

- Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.[18]

- Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности. Следует обеспечить стабильность налоговой системы. Дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.[19]

- Межбюджетные отношения. Очередной финансовый год станет важным этапом формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Начиная, с определенного периода во всех регионах станет обязательным принятие бюджетов на три года. В условиях, когда на регионы возлагается значительная ответственность за реализацию мер социального характера, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., должны быть исключены риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса.

Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики Российской Федерации, следует обратить внимание на основных направлениях политики концентрации денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, основу которой составляет налоговая политика. Проведённые в Российской федерации реформы в налоговой политике уже имеет определенные положительные результаты. К ее положительным итогам можно отнести увеличение сбора налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль, ставка НДС в России с 1 января 2019 года составила 20 %, ранее она составляла 18%, к примеру сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах как США и Япония, где вместо него, действует налог с продаж: в США - по ставке от 0% до 15% в зависимости от штата, в Японии – фиксированные 8%. Вернемся к Российской Федерации, изменение подходов к налогообложению организаций, функционирующих в отдельных секторах экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для стимулирования инновационной деятельности и диверсификации экономики. Главная цель современной налоговой политики - дальнейшее совершенствование налоговой системы, которая должна быть необременительной для субъектов хозяйствования, как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок, справедливой и одинаковой для всех экономических агентов, благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса.