Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные задачи финансовой политики
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики в государстве
Глава 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1 Особенности финансовой политики в Российской Федерации
2.2 Главные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2019 год
Глава 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
Президентом России были поставлены национальные цели развития на ближайшие 6 лет практически во всех сферах общественной жизни – повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Достижение этих амбициозных целей возможно только на надежной и крепкой основе устойчивого ускорения экономического роста.
Расширение производственного потенциала российской экономики требует дополнительных инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, по итогам 2015-2017 годов объем инвестиций в основной капитал составил порядка 20,5% ВВП, что по оценкам, основанным на анализе динамики экономик широкого спектра стран за период с 1980 по 2015 годы (см. вставку), может обеспечить долгосрочные темпы роста ВВП на одного работающего в размере, не превышающем 1,5-2,0% в год.
Инвестиционная активность сдерживается в силу факторов ограничивающих, как (1) желание инвестировать: соотношение доходность/риски, так и (2) возможность инвестировать: наличие ресурсов (капитал, труд, технологии) и уровень конкуренции (барьеры на вход/выход, неформальный сектор). Кроме того, в связи с тем, что в структуре капиталовложений (3) высока доля неэффективных инвестиций – то есть инвестиционных проектов с низкой или отрицательной рентабельностью – приведенная выше оценка долгосрочных темпов роста ВВП на одного работника может оказаться завышенной.[25]
Глава 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
3.1 Этапы финансовой политики 2019 в Российской Федерации
В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим выработку и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:
- Правительство Российской Федерации — обеспечивает проведение в России единой финансовой политики;
- Министерство финансов Российской Федерации — осуществляет выработку единой государственной финансовой политики.
Современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» повышения благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан.
К основным задачам бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу относятся:[26]
- Активное использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования;
- Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, предполагающего ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
- Повышение эффективности использования бюджетных средств;
- Завершение перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами;
- Повышение результативности государственной социальной политики;
- Совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечивающее соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда и качества оказываемых бесплатных социальных услуг.
Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики Российской Федерации, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, основу которой составляет налоговая политика.
Основная цель современной налоговой политики - дальнейшее совершенствование налоговой системы, которая должна быть необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса.
Текущая политика в области расходов бюджетов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономики ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области расходов бюджетов.
В настоящее время задачами этой составляющей бюджетной политики являются:[27]
- В образовании:
- Расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования);
- Планирование расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на рынке труда;
- Адресный характер предоставления стипендий студентам;
- Организация по согласованию с субъектами РФ экспериментов по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;
- Постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования, финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств;
- Введение системы образовательных субсидий и кредитов;
- Выработка оптимального механизма со финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;[28]
- В здравоохранении:
- Вывод из системы государственного финансирования медицинских учреждений, не обеспеченных государственными заданиями;
- Переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинских услуг;
- В транспорте:
- Определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;
- В оборонном комплексе:
- Проведение реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной системы, которая позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;
- Создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил с целью эффективного контроля над целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование национальной обороны;
- В инвестиционной сфере:
- Определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;
- Разработка механизма ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
- Установление способов обеспечения ресурсной сбалансированности федеральных целевых программ.[29]
Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности.[30] Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения.
Основные проблемы финансовой политики Российской Федерации на современном этапе
Главными и основными проблемами финансовой политики являются:[31]
- Сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- Совершенствование налоговой системы;
- Оптимизация структуры расходов государства;
- Принятие реального и прозрачного бюджета;
- Расширение инвестиционного финансирования;
- Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
- Стабилизация валютного курса рубля;
- Повышение эффективности использования государственной собственности;
- Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
- Развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Рассмотрим каждую по отдельности, более детально:
- Проблема сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга;
- Проблема увеличения сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное
- Постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП;[32]
- Проблема возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом. Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов;
- Проблема, направленная на стратегический курс в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения. Реальный бюджет - это и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги;