Файл: Понятие и виды источников права (Право как регулятор поведения человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от уполномоченного субъекта правотворчества, нормативно-правовые акты могут приниматься:

  1. государственными органами;
  2. социальными структурами (профсоюзами, муниципальными органами, товариществами и т.д.);
  3. государственными органами и социальными структурами вместе;
  4. на референдуме.

Нормативно-правовые акты также делятся по сфере действия:

  1. общефедеральные;
  2. субъектов РФ;
  3. органов местного самоуправления;
  4. локальные.

По сроку действия нормативно-правовые акты бывают:

  1. временного действия;
  2. неопределенно длительного действия.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон – «нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу» [1, с. 295]. Закон принимается органом законодательной власти или референдумом в особом порядке. Так как закон считается актом государства, то он носит всеобщий характер, т.е. он выражает волю и интересы народа.

Основными признаками закона являются:

  1. Закон обладает высшей юридической силой.
  2. Закон принимает только уполномоченный орган законодательной власти или референдумом. Кроме того, только уполномоченный орган власти может изменить или отменить закон в строго установленном порядке.
  3. Порядок подготовки и принятия закона строго регламентируется положениями Конституции РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ.
  4. Закон выражает волю народа.
  5. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Таким образом, можно утверждать, что закон обладает верховенством среди иных нормативно-правовых актов. Ни один нормативно-правовой акт не должен противоречить содержанию закона.

Классифицировать законы можно по различным признакам. К примеру, по сроку действия выделяют постоянные и временные законы. В зависимости от предмета правового регулирования законы есть конституционные, гражданские, административные и т.д. По характеру – чрезвычайные и текущие законы. Также существуют общефедеральные и региональные законы.

Основными видами законов являются:

  1. Конституция – «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» [1, с. 397]. В Российской Федерации Конституция – это основа всего законодательства страны. В ней содержатся положения об основах конституционного строя РФ (статьи 1-16), о правах и свободе человека (статьи 17-64), об устройстве государства (статьи 65-79) и государственного аппарата (статьи 80-133). Помимо этого, в Конституции прописаны порядок внесения в нее поправок (статьи 134-1347).

Конституция носит основополагающий характер, поскольку все акты принимаются в соответствии с ней. Другие правовые нормы вторичны по отношению к конституционным нормам. Также основной закон государства регулирует отношения в обществе, контролируя наиболее важные из них. Нормы Конституции являются учредительными для государственных органов, общественных организация, граждан, в соответствии с ней они определяют направление своей деятельности.

Юридическая роль Конституции состоит в том, что она является основой правовой системы страны, регулирует общественные отношения, способствует развитию законодательства и определяет его характер.

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней отражено, что изменилось в российском государстве в 80-90х годах. Исчезло классовое разделение общества и марксистско-ленинская идеология. Появились положения о свободе предпринимательской деятельности, свободе личности, власти народа. А также закрепились принципы разделения властей, системы органов государства, местного самоуправления и др.

  1. Федеральный конституционный закон – «акт парламента РФ (Федерального Собрания), принимаемый по указанным в Конституции РФ вопросам в порядке усложненной процедуры, поскольку, как правило, такими законами регулируются наиболее важные вопросы» [19, с. 1151]. Примерами такого вида законов можно назвать федеральные конституционные законы о военных судах, о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе и т.д. Федеральный конституционный закон принимается не менее двумя третями общего числа депутатов Государственной Думы и не менее тремя четвертями общего числа членов Совета Федерации [7, с. 22]. После принятия в течение четырнадцати дней закон подлежит подписанию и обнародованию. Примечательно, что Президент не имеет право вето по отношению к федеральному конституционному закону.

Федеральный конституционный закон может быть принят в случае введения чрезвычайного положения, изменения статусов субъектов РФ, принятия новых субъектов в состав РФ, порядке проведения референдума и многим другим вопросам, которые предусмотрены Конституцией РФ.

  1. Федеральный закон – «акт текущего законодательства, посвященный различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества» [11, с. 286]. Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем принятый закон отправляется на рассмотрение Совету Федерации. Если больше половины состава Совета Федерации одобрили законопроект, то закон считается одобренным. Также федеральный закон считается принятым, если Совет Федерации не рассмотрел законопроект в течение двух недель. В случае отклонения законопроекта, он подлежит повторному рассмотрению членами Госдумы. При повторном голосовании законопроект должен набрать более 2/3 голосов от общего числа состава Государственной Думы (ст.105 Конституции РФ). Затем в течение 14 дней федеральный закон должен быть подписан и обнародован [7, с. 21-22].

Согласно статье 106 Конституции РФ Совет Федерации обязан рассматривать федеральные законы, касающиеся федерального бюджета, налогов, финансового регулирования, таможенных сборов, защиты государственной границы РФ, войны и мира [7, с. 22].

  1. Законы субъектов РФ издаются представительными органами субъектов Федерации и действуют только на конкретную территорию. Следовательно, законы субъектов имеют юридическую силу только на территории принимающего их субъекта. Обычно законы субъектов Федерации затрагивают вопросы о структуре органов местного самоуправления, о бюджете субъекта, о социально-экономическом развитии региона и многие другие вопросы, касающиеся развития субъекта РФ. Также законы субъектов Федерации могут издаваться в отношении совместного управления Российской Федерации и субъектов РФ и в отношении полномочий субъектов. Согласно Конституции РФ «законы субъектов Федерации <…> не могут противоречить федеральным законам по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов» [19, с. 232]. Помимо этого, отношения между законами субъектов РФ и другими законами РФ оговорены в пункте 5 статьи 76 Конституции РФ [7, с. 15].

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами. Подзаконные акты принимаются «на основе законов и не могут им противоречить» [1, с. 490].

Основными признаками подзаконных актов являются:

  1. зависимость подзаконных актов от законов;
  2. закрепление в нормативно-правовом акте, имеющем большую юридическую силу (в Конституции или законе);
  3. опосредствование норм законов посредством их воспроизведения, дополнения и т.д.;
  4. упрощенный порядок принятия;
  5. имеют высокую степень неоднородности, разную юридическую силу, наименования и форму издания.

Подзаконные правовые акты могут классифицироваться по нескольким признакам (классификация взята из учебника А.В. Полякова и Е.В. Тимошиной «Общая теория права», 2015 г, с. 161-166):

  1. Подзаконные акты можно разделить на общенормативные и индивидуальные. Общенормативные подзаконные акты содержат информацию об общей правовой норме. Индивидуальные подзаконные акты содержат информацию об индивидуальных правовых нормах, а также являются «актами применения права». В традиционной теории права индивидуальные подзаконные акты не признаются и считаются ненормативными.
  2. По сфере действия выделяют: общие, местные, ведомственные, локальные и индивидуальные подзаконные акты. Общие подзаконные акты действуют на всей территории государства. Местные акты распространяют действие в пределах одной местности. Ведомственные акты действуют внутри ведомств. Локальные подзаконные акты распространяются внутри организации, предприятия, учреждения. Индивидуальные акты выделяются в том случае, если признали факт существования индивидуальных правовых норм.
  3. В зависимости от органов, принимающих подзаконные акты, выделяют: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; приказы, инструкции, указания, локальные акты; решения представительных органов местного самоуправления.
  4. Также к подзаконным актам могут относиться автономные правовые акты (соглашения и договоры), общенормативные, индивидуально-нормативные и индивидуальные правовые акты.

На территории Российской Федерации действуют следующие виды подзаконных актов:

  1. Указы Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента являются обязательными для исполнения на всей территории государства [7, с. 18]. В то же время, указы Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Все распоряжения и указы принимаются в рамках полномочий Президента, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Обычно распоряжения Президента РФ не содержат норм права и издаются по вопросам государственного регулирования (к примеру, выделение средств регионам). Указы Президента носят правоприменительный характер и принимаются по конкретным вопросам (например, назначение на должность). Малочисленные указы (в частности, о введении чрезвычайного положения) подлежат рассмотрению и утверждению Советом Федерации РФ.
  2. Постановления Правительства РФ. Наряду с указами Президента являются обязательными для исполнения на территории РФ. Правительство РФ может издавать постановления в целях исполнения Конституции РФ, федеральных законов, а также указов Президента РФ. Председатель Правительства РФ подписывает постановления Правительства. Постановления Правительства носят нормативный характер и исполняются в пределах ведения Российской Федерации и ее субъектов.
  3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств. Данные подзаконные акты принимаются в соответствии с законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Они способствуют регулированию общественных отношений, которые находятся в компетенции определенной исполнительной структуры. В то же время, среди этих подзаконных актов существуют акты, имеющие общее значение и распространяющиеся на широкий круг субъектов. Примером таких актов можно назвать акты Министерства внутренних дел РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка и т.д.

  4. Постановления и решения местных законодательных (представительных) органов власти (например, Ярославской областной Думы, Государственного Совета Республики Коми и др.)
  5. Распоряжения, решения и постановления местных органов государственного управления (к примеру, Главы Республики Коми, губернатора Ярославской области, мэра Москвы и т.д.).
  6. Нормативные акты муниципальных органов. Эти акты принимаются негосударственными структурами и действуют на территории конкретных городов, сел, деревень, микрорайонов, поселков и т.д.
  7. Локальные нормативные акты принимаются конкретным предприятием, учреждением или организацией и регулирует отношения в пределах этого предприятия, учреждения или организации (к примеру, правила внутреннего распорядка устанавливаются каждым предприятием самостоятельно).

Таким образом, можно сделать вывод о том, законы и подзаконные акты являются видами нормативно-правовых актов, имеют свои отличительные черты и характеристики, но при этом служат регуляторами общественных отношений, обеспечивая целостность государственного функционирования.

Итак, почему нормативно-правовой акт является основным источником права? Суммируя все вышесказанное, приходим к выводу, что в Российской Федерации нормативно-правовой акт – основной, доминирующий источник права. В отличие от юридического прецедента, правовой доктрины или нормативного договора нормативные акты принимаются соответствующими государственными органами, имеют определенную документальную форму и составляются по определенным правилам. Нормативно-правовой акт имеет юридическую силу, он закреплен в официальных документах и содержит правила поведения, обязательные для выполнения широким кругом лиц. Нормативно-правовой акт не регулирует только одну сторону общественных отношений, в отличие от правового обычая и религиозных норм, которые направлены на регулирование духовной жизни общества. Как говорилось ранее, нормативный акт рассчитан на многие сферы жизни, охватывая широкий круг субъектов.

Помимо этого, нормативно-правовой акт имеет строго определенную структуру, обеспечивая, тем самым, ясное понимание содержания акта и четкое выполнение положений акта. Строгая иерархия позволяет правотворцам создавать новые правовые акты в соответствии с актами, имеющими большую юридическую силу. Таким образом, вся система нормативно-правовых органов может эффективно функционировать и гарантировать целостность правотворческого аппарата. Так, к примеру, Конституция Российской Федерации, являющаяся основным законом РФ, закрепляет многие положения, связанные с государственным устройством и правами гражданина. В тексте документа можно обнаружить статьи, в которых обозначены строй государства, иерархия органов государственной власти, форма правления, полномочия органов государственной власти, порядок принятия законов, а также основные права, обязанности и свободы человека. Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить Конституции, поскольку она обладает высшей юридической силой среди всех НПА РФ. Можно утверждать, что Конституция РФ отличается стабильностью, является базой для законодательства, имеет юридическое и политическое верховенство

По сравнению с нормативно-правовым актом ни один другой источник права не обладает огромным влиянием на все стороны общественной жизни и не обеспечивает регулирование многих видов правоотношений. Следовательно, нормативно-правовой акт является основным источников права, играя большую роль в правотворчестве.