Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ПАО «КАМАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 970

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития экономики, одним из важнейших вопросов является сохранение и повышение конкурентоспособности предприятий со схожими видами деятельности и производимыми этими предприятиями аналогичными товарами.

Такое понятие, как конкурентоспособность предприятия, составляет основу экономического развития предприятия, и укрепления его позиции на рынке сбыта. При этом существует ряд определенных трудностей, связанных со способами повышения конкурентоспособности предприятия. Рост интенсивности конкуренции в отрасли предусматривает необходимость внедрения предприятиями в регионах эффективных технологий ведения бизнеса.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики высокий уровень конкурентоспособности является первостепенной целью и неотъемлемой задачей любого предприятия, следовательно, его можно отнести к важнейшим факторам коммерческого успеха фирмы. Высокий уровень конкурентоспособности достигается в большей степени от возможностей конкуренции выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность является способностью определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в условиях конкурентной борьбы.

Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области конкуренции, экономики предприятия и торговли.

Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли: Г.А. Азоев, , Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, Т.П. Данько, Р. Каплан, Т. Конно, Ф. Котлер, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, К.А. Раицкий, АН Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К. Хитчинг.

Научно-теоретические труды ведущих ученых – экономистов раскрывают основные положения конкуренции и конкурентных преимуществ; содержат теоретико-методологическое обоснование подходов к оценке и управлению конкурентоспособности предприятий.

Целью работы является: на основе проведенного анализа финансово-экономической деятельности предприятия, разработать направления по повышению его конкурентоспособности.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность конкурентоспособности и ее значение для предприятия;

- дать организационно-экономическую характеристику выбранному объекту исследования;

- провести анализ финансово-экономическую деятельности предприятия;


- оценить уровень конкурентоспособности ПАО «КАМАЗ»;

- разработать направления по повышению конкурентоспособности предприятия.

Объект исследования: ПАО «КАМАЗ».

Предмет исследования: эффективность деятельности предприятия ПАО «КАМАЗ»

С каждым годом, предприятия стараются расширять ассортимент выпускаемой продукции, за счет чего для них открываются новые каналы сбыта.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сущность и значение конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством предприятия, следовательно, конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы предприятий, функционирующих в одной отрасли, либо предприятий, занимающихся выпуском аналогичных товаров.[1] Конкурентоспособность выявляется только с помощью сравнения между собой ряда предприятий как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Процесс оценки уровня конкурентоспособности, основан на выборе базовых объектов для сравнения, то есть, в выборе предприятия-лидера в определенной отрасли внутри страны или за ее пределами. Такое предприятие-лидер должно соответствовать следующим параметрам:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие.

Конкурентное преимущество одного предприятия над другим может быть оценено в том случае, когда оба предприятия удовлетворяют идентичные потребности покупателей. Предприятия должны находится в одних и тех же фазах жизненного цикла. При несоблюдении, данных условий, сравнение нельзя считать корректным. Важным фактором, для наиболее точной оценки конкурентоспособности предприятия, руководству необходим процесс отслеживания рынка как на территории страны, так и за рубежом. Главной сложностью, с которой сталкивается руководство предприятия, является отсутствие доступа к информации о деятельности конкурирующих компаний, что, свою очередь, может создать мнение о превосходстве предприятия и вызвать ряд проблем, связанных с ослаблением позиции на рынке. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности, предприятиям требуется переосмысление и разработка новых подходов в организации производства и его управления, а также увеличение производственных мощностей, путем внедрения современных решений и технологий.


Конкурентоспособность предприятия имеет зависимость от ряда факторов. Их можно разделить на три группы:

- технико-экономические;

- коммерческие;

- нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы состоят из: качества, продажной цены и затрат на эксплуатацию (использование) или потребления продукции. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства. 

Коммерческие факторы необходимы для определения условий реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: 

- конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

- предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов предприятия, а также пунктов обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

- рекламу (наличие и эффективность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

- имидж фирмы (известность торговой марки, репутация предприятия на рынке страны и за рубежом).

Нормативно-правовые факторы необходимы для отражения требований технической, экологической и иной безопасности при использовании товара в условиях данного рынка. При этом, выпускаемая продукция должна соответствовать нормам и требованиям стандартов и законодательства, иначе продукция не может быть реализована в условиях рынка. Высокий уровень конкурентоспособности предприятия является утверждающим фактором для получения высокой прибыли в рыночных условиях. Для этого предприятие имеет цель по достижению наивысшего уровня конкурентоспособности для успешного функционирования на рынке. Задачами управления конкурентоспособностью является совокупность мер по непрерывному совершенствованию выпускаемо продукции, систематическому поиску и открытию новых каналов сбыта, привлечения новых групп покупателей, совершенствованию сервиса и рекламы. Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выявление не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию. Фактор является это основным ресурсом не только на уровне производственной деятельности предприятия, но и в экономике в целом; фактор представляет собой совокупность экономических и производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной и экономической деятельности.


К факторам конкурентоспособности относят совокупность явлений и процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия.

Факторы позволяют изменить уровень конкурентоспособности предприятия в обе стороны - повышения и уменьшения. С помощью факторов происходит процесс превращения возможностей в действительность. Присутствие факторов не является главным условием обеспечения конкурентоспособности. Для того, чтобы достичь высокого уровня конкурентоспособности, необходимо учитывать эффективность использования факторов, а также отрасль их применения.

Факторами конкурентоспособности являются:

- финансовое положение предприятия;

- состояние базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также объем расходов на них;

- объем используемых передовых технологий;

- наличие высококвалифицированного персонала;

- наличие развитой сети сбыта;

- возможность кредитования;

- уровень действенности рекламы и средств стимулирования сбыта;

- наличие и доступ к информации о конкурентах;

- способность платежеспособности целевой аудитории.

Конкурентоспособность предприятия состоит из совокупности таких факторов, как:

1) ресурсный фактор – складывается из количества используемых ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие имеет возможность контроля повышения производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства и ресурсного фактора роста конкурентоспособности;

2) ценовой фактор – включает в себя уровень и динамику цен на ресурсы, использующиеся в производстве, и готовую продукцию. Данный фактор имеет меньшую степень контроля, так как уровень цен на ресурсы зависит от экономической политики государства;

3) «фактор среды» – включает в себя следующие составляющие: экономическую и политическую обстановка в стране, степень воздействия государства на рынок, в котором функционирует предприятие.

Учитывая данную дифференциацию факторов конкурентоспособности, предприятие не имеет возможности контролировать все факторы.

Факторы конкурентоспособности предприятия подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы – ряд критериев, определяющих возможности предприятия обеспечить уровень собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:


- потенциал маркетинговых служб;

- научно-технический потенциал;

- производственно-технологический потенциал;

- финансово-экономический потенциал;

- кадровый потенциал;

- уровень эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;

- степень материально-технического обеспечения;

- условия хранения, транспортировки и упаковки продукции;

- уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

- подготовку, разработку и внедрение производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

- эффективность производственного контроля и испытаний;

- уровень технического обслуживания после производства продукции;

- уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, необходимые предприятию для создания продукции, наиболее привлекательной по своим характеристикам для конечного потребителя.

К внешним факторам можно отнести:

- меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику, инвестиционную политику); административного характера (разработку, совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации, правовую защиту интересов потребителей);

- основные характеристики рынка деятельности предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентных предприятий);

- деятельность общественных и негосударственных институтов;

- деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Характеристика предприятия с учетом внутренних факторов, а также совокупность внешних факторов образуют уровень конкурентоспособности предприятия.

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Получение информации о конкурентных предприятиях в отрасли необходимо предприятию в первую очередь для определения преимуществ и недостатков перед конкурентными организациями, а также для формирования выводов, необходимых для создания предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта.

В данный момент выделяют несколько групп методов, используемых для оценки уровня конкурентоспособности предприятия: