Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ней говорилось о необходимости организации профессионального государственного нотариата. 4 октября 1922 г. Декретом СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, согласно которому нотариат получил статус государственного учреждения в составе системы органов советской юстиции. 14 мая 1926 года принимается Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата».

Опираясь на новые принципы, было составлено «Положение о государственном нотариате РСФСР», в котором: актовая форма совершения сделок была заменена протокольной, упразднено засвидетельствование явки акта, была введена единая форма удостоверения сделок, запрещено свидетельствование подписей сторон на договоре.

В связи с необходимостью принятия общесоюзного акта, регулирующего вопросы деятельности нотариата, 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР вводят в действие Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», согласно которому осуществление нотариальных действий возлагается на государственные нотариальные конторы.

В декабре 1947 года утверждается «Положение о государственном нотариате РСФСР». В соответствии с этим Положением нотариат имел самую большую компетенцию за все время всего существования.

В функции нотариуса вошло право совершения публично-правовых актов:

выдача свидетельств о праве наследования;

охрана имущества наследодателя; совершение исполнительных надписей;

выдача свидетельств о признании гражданина без вести пропавшим или умершим; наложение запрещения на отчуждение имущества по извещению кредитного учреждения;

наложение арестов на имущество по указанию следственных органов;

допрос свидетеля в порядке обеспечения доказательств;

выдача залоговых свидетельств.

В 1993 году Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, в корне меняющие его организацию и деятельность применительно к современным условиям.

Основным изменением стало возникновение негосударственного нотариата, помимо государственных нотариальных контор, в Российской Федерации стали совершать нотариальные действия частные нотариусы. Нотариус назначался на должность в том же нотариальном округе, где располагалась государственная нотариальная контора, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».


Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 марта 1994 г. «О продлении сроков трудовых договоров с нотариусами» лица, не имевшие высшего юридического образования, оставались работать в государственных нотариальных конторах, до тех пор, пока данный приказ не был отменен.

Нотариусы при выполнении некоторых нотариальных действий, для которых правила не были установлены, руководствовались Инструкцией «о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами» РСФСР от 6 января 1987 г., действующая до 26 апреля 1999г., в той части, в какой она не противоречила вновь принятыми Основам законодательства о нотариате. В связи с тем, что Инструкция утратила силу, Министерство юстиции Российской Федерации утвердило 15 марта 2000 г. Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Но полный порядок осуществления всех нотариальных действий в рекомендациях не был предусмотрен.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате была разработана и принята Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г.

В настоящее время в Российской Федерации нотариус не является представителем государственной власти, также не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Однако все действия нотариус совершает от имени Российской Федерации. Сегодня нотариус – независимый представитель государства, наделенный им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия.

1.2 Понятие, значение и функции нотариата

Нотариат занимает особое место в системе государственных институтов, наделен достаточно широкими полномочиями по отношению к гражданам и юридическим лицам. Существуя в правовой системе различных государств на протяжении не одного века в самых разнообразных организационных формах, нотариат обрел свое особое значение как средство публично-правовой защиты прав и интересов в России сравнительно недавно. В связи с этим особую актуальность приобретает уяснение того смысла, который отражают понятия нотариата и нотариальной деятельности и без которого невозможно эффективно разрешать существующие проблемы правового регулирования и юридической практики, связанные с деятельностью нотариусов и иных уполномоченных лиц в исследуемой сфере. Кроме того, особую значимость для определения места нотариата в системе государственных институтов имеют правовые основы его обеспечения, которые обусловливают либо его относительную автономность, либо полную зависимость от государства.


Понятие «нотариат» (от лат. «писец», «секретарь») имеет несколько значений в зависимости от контекста его применения. С точки зрения действующего законодательства оно обозначает систему органов и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий. В контексте существующей системы права в РФ, указанным понятием охватывается самостоятельная отрасль, нормы которой регулируют нотариальную деятельность, определяют правовой статус нотариусов и место нотариата в системе государственных институтов. И, наконец, рассматриваемый термин также является наименованием учебного курса, предмет которого составляет нотариальное производство.

Как мы уже рассмотрели, возникновение нотариата исторически было обусловлено развитием гражданского оборота и гражданского общества, которое породило необходимость в особой юридической защите законных прав и интересов их субъектов, а также в профессиональном содействии в осуществлении ими своих обязанностей.

Как указывает Пиепу Ж.-Ф., история нотариата неразрывно связана с историей доказательств, когда устные доказательства постепенно переставали утрачивать свою ценность по сравнению с письменными доказательствами[6]. Наиболее точным образом необходимость в совершенствовании юридических процедур, применяемых в гражданском обороте, отразил Гегель: согласно его утверждению, основой собственности являются договор и формальности, которые обеспечивают ее доказанность и правомерность. Назначение нотариата состоит в защите прав и законных интересов участников гражданского оборота, в частности, в охране частной собственности путем обеспечения бесспорности имущественных прав. Аналогичная позиция закреплена в ст. 1 Основ законодательства о нотариате. Именно по этой причине нотариат исторически стал универсальным государственным институтом, который присутствует в правовой системе любой страны в силу особой значимости нотариальных функций для развитых экономических отношений. Осознание этого факта привело к «возрождению» нотариата в России в 1993 г. в условиях реформирования экономики, перераспределения собственности, когда возникла острая необходимость в разработке адекватных правовых средств защиты прав и интересов участников гражданского оборота.

Все это закономерно привело к изменению места нотариата в правовой системе России, он перестал находиться на «периферии» законодательства и юридической практики[7].


Началось обновление системы права России, поскольку изменение в общественных отношениях повлекло формирование и возникновение новой отрасли права – нотариального права, основу которого составили нормы, регулирующие правила совершения нотариальных действий, осуществления документооборота, взаимодействия с гражданами, юридическими лицами и органами власти.

Специфика сложившегося в РФ нотариата латинского типа заключается в его финансовой и институциональной автономии по отношению к государству, поскольку обеспечение правоохранительных функций, а также правомерности юридически значимых действий граждан и юридических лиц осуществляется за счет последних. Кроме того, нотариат способен оказывать превентивное воздействие по отношению к нарушениям действующего гражданского законодательства, что несомненно повышает эффективность правоохранительных функций государства. Как указывает Юдельсон К.С., характерной чертой нотариального контроля является то, что он осуществляется предварительно, в не в последующем[8].

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия уполномочены совершать нотариусы как государственных нотариальных контор, так и частные нотариусы. Тем не менее, совершение нотариальных действий не является исключительной прерогативой нотариусов. В случаях в пределах, предусмотренных Основами законодательства о нотариате, нотариальные действия также вправе совершать: глава местной администрации поселения, иное специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения; глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района; должностные лица консульских учреждений (ст. 1 Основ законодательств о нотариате).

С учетом всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нотариат как система органов и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, включает:

1) Нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.


2) Частных нотариусов.

3) Должностных лиц органов местного самоуправления.

4) Должностных лиц консульских учреждений.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате, нотариальная деятельность имеет публично-правовую природу и не может быть расценена как предпринимательская.

Соответственно, она не преследует цели извлечения прибыли. Понятие нотариальной деятельности не раскрывается в действующем законодательстве, и его содержание было выработано научной доктриной. В частности, под нотариальной деятельностью понимается профессиональная деятельность нотариусов, а также иных уполномоченных должностных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц[9]. Непредпринимательский характер рассматриваемой правовой категории предопределяет ее существенные характеристики, которые позволяют говорить о нотариальной деятельности как об особой публично-правовой функции. Это обусловлено, в частности, тем, что профессия нотариуса подробно регламентируется действующим законодательством и имеет ряд специфических черт.

Во – первых, предусматривается процедура доступа к профессии нотариуса, которая подразумевает проверку компетентности и личностных качеств. И лишь после успешного прохождения указанной процедуры нотариус наделяется полномочиями.

Во – вторых, осуществляемая нотариусом деятельность строго регулируется законодательством как в части установления правил совершения нотариальных действий, так и в части ответственности за нарушение указанных правил.

Кроме того, к профессии нотариуса предъявляется и ряд организационных требований. Так, нотариус обязан иметь членство в нотариальной палате, а также не вправе исполнять свои обязанности одновременно с лицом, временно его замещающим (ст.ст. 2, ст. 20 Основ законодательства о нотариате).

В-третьих, правовые отношения, возникающие между нотариусом и лицами, обратившимися к нему за совершением нотариального действия, не являются договорными, а публично-правовыми, в частности, потому, что нотариальная деятельность осуществляется от имени РФ, направлена на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Сказанное подтверждается тем, что:

1) Основы законодательства о нотариате не содержат таких понятий, как «нотариальная услуга» или «договор оказания нотариальных услуг»;

2) Правоотношение, возникающее между заявителем и нотариусом, не основано на достижении сторонами соглашения относительно предмета, условий или стоимости совершаемого нотариального действия: праву лица обратиться к нотариусу и его обязанности уплатить предусмотренный законом страховой тариф или установленную нотариусом стоимость правовых или технических услуг корреспондирует обязанность нотариуса совершить нотариальное действие в строго установленном законом порядке при наличии на то правовых оснований, в противном случае – отказать в совершении нотариального действия, и, соответственно, право нотариуса получить оплату за совершенное нотариальное действие и оказанные услуги правового или технического характера.