Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая характеристика нотариата в РФ и его значение
1.1 Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
1.2 Понятие, значение и функции нотариата
2 Правовое регулирование нотариата в современной России: проблемы и перспективы
2.1 Проблемы реформирования отечественного нотариата
2.2 Пути развития нотариата в период развития информационных технологий современной России
Для этого ведущими в развитии нотариата должны стать следующие принципы.
1 Профессионализм и широкая юридическая компетентность.
Первое и самое главное – уровень юридического профессионализма в нотариальных конторах должен быть поднят на максимальную высоту. Каждый раз, когда нотариус отказывается совершать те или иные нотариальные действия на том основании, что он не умеет или не хочет их делать, клиенты все чаще будут задумываться над тем, что компьютер, который делает все по алгоритму и ни в чем не отказывает (если это не нарушает закон) будет гораздо лучше. Нотариус должен стать для своих клиентов «воротами в юридический мир». Как часто вы обращаетесь к налоговому юристу или уголовному адвокату? Правильно, когда «припечет».
В то время как к нотариусу мы все обращаемся регулярно по самым разным вопросам. Это означает, что у клиентов с нотариусом существуют самые тесные отношения среди юристов. Это означает, что нотариус может давать первичную консультацию по разным сферам деятельности и служить связующим звеном между клиентом и всеми возможными узкими юридическими специалистами.
И тогда, когда вам понадобится, к примеру, адвокат по уголовным делам вы не будете судорожно обзванивать знакомых или искать в Интернете, а свяжетесь со своим нотариусом, и он поможет вам быстро найти квалифицированного специалиста по вашему вопросу[15].
2 Клиентоориентированность.
Необходимо сделать нотариальные конторы местом, в котором приятно находиться. Для того чтобы успешно соревноваться с компьютером, нотариусу необходимо давать своим клиентам то, что никогда не сможет дать компьютер – человечность, заботу, сопереживание. Если для клиента поход в нотариальную контору вызывает исключительно негативные эмоции, связанные со стоянием в очередях, грубым отношением сотрудников и некомфортной обстановкой, вряд ли при выборе между походом к нотариусу и работой с компьютером он выберет нотариуса.
3 Инновационность и эффективность.
Нотариусам необходимо действовать на опережение в сфере перехода к информационным технологиям и электронному документообороту. Это означает, что нотариусам важно создать удобные и надежные электронные сервисы работы с клиентами, к которым люди и компании привыкнут и будут продолжать пользоваться ими в связи с удобством и прогрессивностью.
Нотариус в Интернете может стать связующим звеном между гражданами и юридическими лицами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, предлагая более удобный и надежный подход к оформлению документов и регистрации прав, чем государственные порталы. Одновременно нотариусам необходимо освоить на высшем уровне не только свои традиционные юридические знания и навыки, но и компетенцию в области менеджмента, управления своим персоналом, а также организации работы нотариальной конторы для удобства клиента.
Нотариус должен знать специфику работы клиента, потребности его бизнеса, чтобы предлагать самые лучшие и эффективные инструменты из нотариального арсенала, а не просто «делать то, о чем просят». Мы считаем, что именно гармоничное развитие трех компетенций нотариуса – юридической, организационной и технологической позволит этой уникальной и крайне интересной профессии продолжать существовать и эффективно обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и организаций. Сегодняшний нотариат занимает во многом реактивную позицию – реагирует на изменения в обществе, подстраивается под новые законы. В эпоху стремительных перемен важно занять проактивную позицию – самостоятельно влиять не только на себя, но и на жизнь общества в целом. Нотариату необходима ясная стратегия развития на 5 – 10 лет вперед, учитывающая вектор современного технического прогресса.
В европейских странах нотариус – одна из самых уважаемых профессий, и ее представители пользуются большим уважением в обществе. Это связано с тем, что европейские нотариусы на протяжении веков шли нога в ногу с прогрессом, предлагая своим клиентам самые лучшие юридические инструменты защиты их прав и законных интересов. Российскому нотариату сегодня приходится труднее – ему все еще необходимо завоевать авторитет в глазах граждан, бизнеса и государства, что непросто в условиях постоянного ускоренного технологического развития. Прогресс нельзя остановить, но его можно возглавить. Поэтому сегодня у российского нотариата нет другого выбора, кроме как быть на передовой прогресса как в сфере юриспруденции, так и в сфере технологии. Только этим путем российский нотариат сможет не только сохранить, но и упрочить свои позиции, используя искусственный интеллект в своей работе для более эффективного решения задач клиентов, но одновременно давая им нечто большее, что никогда не сможет дать компьютер[16].
Надеемся на то, что нотариальное сообщество в формате круглого стола, конференции или иного собрания сможет вскоре проанализировать возможные сценарии будущего нотариата в связи с развитием технологий и выработать единую стратегию, чтобы использовать все предоставляемые технологической революцией возможности и избежать возможных угроз.
Заключение
Таким образом, исходя из цели и задач, поставленных нами в работе, можно сделать определенные выводы.
1. Возрождение в 1993 г. «свободного» российского нотариата латинского типа было связано с происходящими экономическими реформами, процессами приватизации, появлением частной собственности в России. Данные изменения потребовали адекватных правовых способов защиты прав и интересов участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата.
Перевалова И.В. отмечает, что в настоящее время нотариат является очень гибким инструментом в руках государства, поскольку с зависимости от политики государства в отношении развития рыночной экономики меняются и функции нотариата. Находившийся длительное время на периферии законодательного регулирования и юридической практики нотариат в последние годы изменил свое место в правовой системе России: отдельные положения «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»[17] подвергаются постоянному изменению вслед за развитием общественных отношений как в России, так и за рубежом, при этом дискуссии и варианты прогнозов относительно дальнейшего пути развития нотариата в России до сих пор не теряют своей актуальности.
Провозглашенная еще в 2009 году Минюстом РФ и ФНП кардинальная реформа нотариата до сих пор остается лишь на бумаге, а внесенный в 2013 году в Государственную Думу РФ законопроект № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» до настоящего времени принят только в первом чтении, работа над ним продолжается.
Между тем, анализ предложенных Минюстом РФ и ФНП вариантов реформирования нотариата оставляет для профессионального сообщества и исследователей больше вопросов, чем ответов. Ведь реформы предполагают коренные изменения структуры или какой-либо сферы, а по замечанию А.В. Бочковенко коренная реформа нотариата состоялась еще в 1993 году, когда были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и на смену нотариату государственному пришел небюджетный нотариат с присущими ему признаками самоуправления и самофинансирования.
По сути, оба законопроекта предусматривают создание вертикально ориентированной административной модели управления и контроля во главе с Минюстом России. Как подчеркивает И.Г. Медведев, исторически уже более двух столетий идет борьба между двумя парадигмами участия государства в гражданском обороте: «больше государства» (государственники) и «меньше государства» (либералы), от преобладания представителей которой в конкретный момент времени и зависит решение вопроса об организации нотариата и его компетенции.
По мнению Г.Г. Черемных[18], предлагаемые реформы означают лишь одно: ликвидацию в стране нотариата латинского типа. Согласно его мнению, по существу, предлагается восстановление государственного нотариата, но без бюджетного финансирования, т.е. финансовое обеспечение его деятельности будет не со стороны государства, а ляжет на самих нотариусов и граждан.
Один из непримиримых критиков и противников воплощения в жизнь предложенных вариантов законопроектов, Н.Ф. Шарафетдинов, в своей программной статье «У бюрократической модели нотариата нет будущего!»[19] высказывает точку зрения, согласно которой центральной темой дискуссии о будущем нотариата является вопрос о разумной мере, формах и методах контроля нотариуса и защиты нотариуса от любого произвола, при этом правильность решения этой проблемы зависит от эффективности диалога как внутри нотариального сообщества, так и между органами юстиции и нотариальными палатами. При этом он отмечает, что в предложенном законопроекте вместо совершенствования качества существующей модели контроля нотариата предлагается неоправданное и неэффективное расширение полномочий органа исполнительной власти, ужесточение контроля и лишение профессиональной независимости нотариуса, и делает эмоциональный вывод о том, что «у бюрократической модели нотариата нет будущего, потому что с таким нотариатом нет будущего у российского нотариата, а главное – у самой России!». С другой стороны, В.В. Ярков и И.Г. Медведев отстаивают точку зрения, согласно которой «у либеральной модели нотариата нет будущего»[20], и предлагают целенаправленное сотрудничество с компетентными органами государства в интересах точного определения форм, методов и пределов эффективного государственного контроля. Они предлагают не потакать меркантильным сиюминутным интересам и увязать собственные коллективные интересы с интересами государства и защитой прав граждан. Романовская О.В.[21], критикую позицию Н.Ф. Шарафетдинова, придерживается мнения, что ничего того, что было бы нехарактерным для любой системы нотариата в нормальном развитом государстве с демократическими ценностями, В.В. Ярков и И.Г. Медведев не предлагают.
Она отмечает, что модель латинского нотариата подразумевает нотариат как особый вид юридического лица, сочетающий в себе частно-правовые и публично правовые начала. По ее мнению, именно такой подход, когда негосударственная организация выполняет государственные функции, позволяет подчеркнуть статус нотариальной палаты, выделить принципы ее создания, функционирования и взаимодействия с органами государственной юстиции.
Таким образом, критики и сторонники предлагаемых вариантов реформирования института нотариата в России, сходятся во мнении, что российский нотариат должен строиться на единой организационной основе – в форме независимого нотариата латинского типа, являющегося институтом гражданского общества, однако расходятся во взглядах на роль государства в процессе регулирования института нотариата. В этой связи невозможно переоценить важность исследования мирового опыта в области становления и развития нотариата в целях повышения эффективности при выработке единой концепции развития нотариата в России и обновления законодательства в перспективе.
2. В свете проводимых в нашей стране реформ института нотариата представляется полезным отталкиваться от изучения опыта преобразования зарубежного законодательства в данной сфере и проведения соответствующего сравнительного анализа. И здесь стоит согласиться с И.Г. Медведевым, который предлагает отказаться от идеи универсальной, идеальной модели нотариата латинского типа, указывая на существование национальных нотариатов, обладающих как общими признаками, так и своими особенностями.
Представляется, что в интересах более взвешенного использования иностранного опыта в вопросе реформирования нотариата и нотариальной деятельности в отдельно взятой стране, следует учитывать не только позитивные, но и негативные аспекты подобного опыта.
3. Подводя итог, можно сделать вывод, что проблемы законодательного регулирования российского нотариата во многом связаны с отсутствием их системного видения в контексте постоянно развивающихся общества, государства и права, как в самой России, так и за ее пределами. Очевидно, что одна только практическая деятельность, без осмысления значения, места и перспектив развития нотариата очень скоро заведет всю профессию в тупик, из которого не будет выхода.
Основными рекомендациями по совершенствованию законодательства в рассматриваемой нами сфере, является создание концепции развития нотариата в России, которая должна разрабатываться с учетом меняющихся социально-экономических, политических и правовых условий с учетом мнения профессионального сообщества в первую очередь. При этом следует обратить внимание не только на решение уже существующих проблем нотариата, но и попытаться спрогнозировать изменения ряда составляющих правовой и экономической сферы, с целью выработки адекватных форм реагирования нотариата на события, чтобы не оказаться на периферии правовой и общественной жизни.