Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Оказание услуг правового и технического характера является составной частью нотариальной деятельности, и его правовые последствия наступают только после совершения нотариального действия (оформления нотариального акта).

В-четвертых, нотариат входит в систему оказания квалифицированной юридической помощи. Согласно ст. 48 Конституции РФ, каждый обладает правом на квалифицированную юридическую помощь.

Законом могут быть установлены случаи ее бесплатного оказания. В частности, согласно ст. 19 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий, при этом такая помощь оказывается в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Публично-правовую природу нотариальной деятельность также подтверждают правовые позиции Конституционного суда РФ.

В одном из своих определений Конституционный суд указал, что деятельность частных нотариусов является особой юридической деятельностью, осуществляемой от имени государства, что предопределяет «доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов», а также «специальный публично-правовой статус нотариусов» (п. 2.1).

В силу своего публично правового статуса нотариус при осуществлении принадлежащих ему прав и организации профессиональной деятельности обязан исполнять корреспондирующие обязанности перед гражданами и юридическими лицами (например, сохранение нотариальной тайны), а также перед нотариальной палатой (например, уплата членских взносов).

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий.

Нотариальная деятельность, в свою очередь, это деятельность профессиональная деятельность нотариусов, а также иных уполномоченных должностных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Она носит публично-правовой характер в силу своей направленности на защиту прав и интересов граждан и юридических лиц, а также осуществления от имени государства.

В силу этого в отношении нотариусов установлены особые квалификационные требования, которым они должны соответствовать для осуществления публично-значимых функций.

В заключении к первой главе работы отметим, что на на современном этапе развития российского законодательства можно отметить недоработку законодательных основ, как общей системы права, так и пробелы в институте нотариата.


Как подчеркивают многие ученые-правоведы, профессия нотариуса особенно ответственна и многогранна. Во избежание неправомерных и недействительных сделок как односторонних, так и многосторонних, нотариусу следует внимательно проверить подлинность, предоставленных документов граждан, которые обратились за каким-либо нотариальным действиям, и только после того как нотариус убедится в подлинности документов, он может приступать к исполнению своей работы. Нотариус вправе усомниться в достоверности того или иного документа и отказать в совершении нотариального действия. Как показывает практика, зачастую недобросовестные клиенты нотариуса при желании совершить мошеннические действия, прибегают к поддельным документам. К примеру, чаще всего подделываются документы, удостоверяющие личность. Это могут быть механические исправления в документах, опечатки, без подтверждения и печати выдающего тот или иной документ органа, и другие деформации, которые могут повлечь за собой недействительные нотариальные действия. Так, мошенник, выдавая себя за другого человека, желает от его имени совершить сделку купли-продажи недвижимости или же выдать доверенность кому-либо на совершение этого действия. Но при ответственном отношении к своей профессии и работе, нотариус обязан отказать таким гражданам в оказании той или иной услуги. Так согласно статье 169 ГК РФ «если же сделка совершенна с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, то она признается ничтожной». А также вторым условием для признания сделки недействительной является противоправный умысел хотя бы у одной из сторон. Вступать в такие сделки могут физические лица и юридические.

Нотариат как юридический институт тесно взаимосвязан с постоянно меняющимся законодательством, а также в связи с развитием технического прогресса развивается специфика реализации нотариальных действий.

При введении любых новых правил, законодатель, прежде всего, преследует благие цели, а именно защита прав и законных интересов участников гражданского оборота. Не стоит забывать, что каждое нововведение в нотариате должно положительно влиять на практику в этом правовом институте. Повышать эффективность работы нотариусов и сотрудников нотариальных палат.


2 Правовое регулирование нотариата в современной России: проблемы и перспективы

2.1 Проблемы реформирования отечественного нотариата

Современное законодательство Российской Федерации становится все более системным и кодифицированным, достойно отвечая на современные вызовы и тенденции развития общества и государства в целом. Современный гражданский оборот наряду с активным развитием макроэкономических процессов требует наличия надежной нормативной базы и в то же время оптимальной модели правового регулирования.

Одним из институтов, соответствующих реалиям современных гражданских правоотношений, является институт нотариата, сформированный в правовой системе Российской Федерации «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 года. Принимая во внимание функции нотариальной деятельности, стоит отметить фундаментальную приверженность данного института к облегчению и стимулированию гражданского оборота по средством предупреждения споров и разногласий еще на стадии заключения сделки, а также путем разгрузки судебной системы, перенимая на себя полномочия по бесспорным делам гражданско-правового характера.

Осуществляя правореализационную функцию, нотариат в некоторых случаях освобождает стороны от длительного процесса доказывания и исполнения просроченных обязательств, что позволяет добросовестным кредиторам и инвесторам сохранить время, денежные ресурсы и облегчить сам процесс взыскания. Так, исполнительная надпись имеет статус судебного решения, о чем можно сделать вывод при расширенном толковании статьи 93, устанавливающей, что «взыскание по исполнительной надписи производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений»[10]. Причем стоит отметить, что с недавних пор к перечню договоров, при неисполнении которых кредитор вправе обратиться к нотариусу для получения исполнительной надписи, добавились и такие виды, как нотариально удостоверенный договор, устанавливающий денежные обязательства или обязательства по передаче имущества, и кредитный договор. Однако условием для получения исполнительной надписи по первому виду договоров является отсутствие стороны в лице микрофинансовых организаций по договору займа, а условием для получения исполнительной надписи по кредитному договору является обязательное внесение в текст данного договора условия о возможности обращения взыскания задолженности по исполнительной надписи. Считаем дискриминацией и препятствием к нормальному развитию гражданского оборота норму, запрещающую нотариусам ставить исполнительную надпись на договорах займа, где одной из сторон является микрофинансовая организация. Целесообразным было бы установить норму, которая бы позволяла нотариусу по средством исполнительной надписи признавать сумму основного долго, а проценты и неустойку уже определять в судебном порядке, если у какой-либо из стороны есть разногласия по поводу суммы процентов и неустойки по данному договору. Тенденции развития гражданского права в России отвечают веяниям времени и влиянию разного рода исторических процессов, поэтому, учитывая экономическую систему СССР и соответственно данную систему права, на протяжении уже нескольких лет современного российского государства в нем культивируется развитие предпринимательской деятельности, стимулирование рыночной экономики, улучшение инвестиционного климата для привлечения иностранных средств, а также увеличение оборота в сфере гражданских правоотношений. Такие задачи невозможно эффективно решать без нормативной базы, адаптированной под современные условия.


Так, ориентация на электронный документооборот и уровень развития информационно-технологических средств не только позволяют, но и требуют от государственных и иных институтов перехода к электронной форме взаимодействия.

С 1 октября 2016 года на территории России начала работать инфраструктура, обеспечивающая информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для представления государственных и муниципальных услуг, которая обязывает нотариусов вести реестр нотариальных действий информационной системы. Такая новелла позволит повысить прозрачность и чистоту сделок, при этом уменьшив количество случаев мошенничества и иных правонарушений, а также снизить время на проверку подлинности тех или иных документов и повысить качество выполняемой нотариусом работы. Одним из следующих шагов на пути к прозрачности действий нотариусов и реализации предупредительно – профилактической функции является вступление в силу Приказа Минюста России № 324 от 28 декабря 2016 года. Данный приказ предусматривает в частности процедуру проверки реквизитов и содержания нотариальной доверенности.

Услуга является бесплатной и находится в свободном доступе на интернет ресурсе. Для получения информации на портале необходимо заполнить специальную форму, которая содержит реквизиты документы, удостоверенного нотариусом, а также правовое основание предоставления такой услуги. Безоговорочным преимуществом данного портала является его доступность и безвозмездность оказываемых услуг, что позволяет в кратчайшее время получить достоверную информацию по тому или иному документу.

Открытость данного перечня является одним из условий стабильности и законности гражданских правоотношений. С 1 января 2017 года в полномочия нотариуса входит удостоверение отзыва, как нотариальной доверенности, так и доверенности, совершенной в письменной форме.

О действиях по отзыву простой письменной доверенности с 1 января 2017 года ведется отдельный реестр на портале министерства юстиции, однако стоит отметить, что данный реестр не представляется эффективно работающим механизмом по предотвращению правонарушений, так как работа с данным реестром затруднена.

Так, реестр имеет вид простого кодифицированного списка доверенностей в порядке возрастания даты их совершения. Отсутствует какой – либо фильтр, категории запросов, что делает поиски нужного документа достаточно кропотливыми и затратными по времени. Также при выполнении запроса на портале не выводятся данные о представителе и доверителе, что сохраняет возможность подлога при проверке данной доверенности.


Также стоит затронуть такие нововведения для нотариальной сферы, как новые правила и порядок сдачи квалификационного экзамена претендентами на статус нотариуса.

Так, приказ Министерства Юстиции, вступивший в силу 6 января 2017 года устанавливает для лиц, желающих получить статус нотариуса, форму экзамена с использованием автоматизированной информационной системы.

Результат экзамена будет проверяться автоматизированной системой без вмешательства в этот процесс должностных или иных лиц, что позволит получить более объективные результаты экзаменационных тестов. Действующие нотариусы согласно новым правилам должны будут проходить тестирование на профессиональную пригодность дважды в год, вместо ранее установленного одного раза в год.

По мнению Министерства Юстиции новый порядок и форма позволит снизить влияние субъективного фактора при проверке результатов, увеличить объективность оценки лиц, претендующих на должность нотариуса, и лиц, занимающих должность нотариуса, а также снизить коррупционную составляющую такого процесса.

Однако, некоторые эксперты не считают, что такие нововведения являются панацеей от всех проблем, так как форма тестов зачастую позволяет выбирать правильный вариант ответа с помощью метода исключения, что в тесте с пятидесятью вопросами может значительно повлиять на их объективность.

Также, по нашему мнению, введение тестов для кандидатов на должность нотариуса и действующих нотариусов приведет лишь к скрупулезному механическому заучиванию ответов без понимания их значения, предпосылок возникновения таких вопросов и последствий тех или иных действий.

Для института нотариата механическое и примитивное восприятие тех или иных ситуаций или действий не является правильным, так как это способствует ограничению роста профессиональных навыков, а такое ограничение, в свою очередь, отрицательно влияет на возможность профессионального отбора.

Поэтому, по нашему мнению, наравне с тестовыми заданиями необходимо ввести и устное собеседование с экспертами, комиссией, как вторую часть экзамена. Такая двухуровневая система позволит свести к минимуму отрицательные стороны обоих уровней и достичь наиболее объективных результатов.

Таким образом, произошедшие изменения в сфере нотариата должны позитивно сказаться на гражданском обороте в Российской Федерации, так как способствуют дебюрократизации правоотношений по средством уменьшения количества документов, необходимых для сбора, внедрения принципа «одного окна», а также переноса бремя сбора некоторых документов на нотариуса.