Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Общая характеристика монархической формы правления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О.Е. Кутафин в своей работе по основам государства и права определял монархию как форму правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству».

А. Крюковских в своем словаре исторических терминов указал что монархия — государство, главой которого является монарх. Форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха.

Как видно, большинство определений абсолютно одинаковы по содержанию, и иного толкования данного понятия в принципе быть не может.

Также существует теория монархии[5], которая заключается в том, что монархия с точки зрения монархистов — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх выступает как нравственный авторитет. Получается, монархия является «богоугодной» формой государственного устройства, в то время как республику нередко называют — «выдумкой дьявола». Например, согласно ст.1 Конституции Японии 1946г. «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства государства называет короля ст. 56 Конституции Испании 1978г.

В основном власть монарха является пожизненной и передается по наследству.

Престолонаследие является основным признаком при монархическом принципе власти и означает переход власти монарха от одного представителя династии («царствующего дома») к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия: салическая, кастильская и австрийская. Салическая система отличается тем, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников не имеют права претендовать на престол (Швеция). Кастильская система разрешает женщинам занимать престол, но отдает большее предпочтение мужчинам. То есть действует следующий принцип: старшая сестра исключается, если рождается младший брат (Великобритания). Австрийская система дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины могут наследовать престол только лишь при полном пресечении всего мужского потомства.


Но это не все разновидности систем престолонаследия. Например, клановая форма престолонаследия существует в некоторых арабских государствах, это когда наследника избирает правящая семья.

Так же существует регентство, т.е. временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства, когда монарх временно отсутствует ввиду его продолжительной болезни, малолетства и т.п.

Также в зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

В первом случае действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как например, было на Руси.

Однако гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действует принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Выборная разновидность монархической формы правления особенная, ведь она сочетает элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. При этом она не является такой редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Основными признаками классической формы правления являются:

  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
  • как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры;
  • народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства;

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко, и к настоящему времени монархии претерпели существенные изменения, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх практически везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. Например, в конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают аналоги парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, которые демократизируют монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).


При этом до сих пор монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

В Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: «таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства». Римские легионеры назначали и смещали императоров. Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили на престол королей по формуле: "Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, - нет". Как видно, реальная история оказывается весьма далекой от идеальных моделей теоретиков.

Монархия возникла при рабовладельческом обществе. А при феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь формальные черты монархического правления.

Для лучшего познания сути монархии и её исторического развития остановимся подробнее на характеристике исторических разновидностей монархической формы государственного правления.

Монархия Древнего Рима выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).

Эпоха Римской империи подразделяется на два периода - период принципата и период домината.

Во время принципата формально еще сохраняются элементы республиканской формы правления и ее основные учреждения. Например, действуют народные собрания и сена, избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они уже не играют. В это время все основные функции сосредотачиваются в руках императора. И в зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия практически любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменят решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. То есть император является основным и по сути единственным источником законодательной власти, сенат же играет лишь роль законосовещательного органа.

Но на этом изменения в форме государственного правления не закончились. Затем в III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия - доминат. В этот период полностью исчезают республиканские учреждения, и управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей - сановников. К тому времени император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно-судебного и военного аппарата.


В последствие государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века. Эти формы в значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Испании, Германии, и самой Италии.

Позднее пришло время феодальной (средневековой) монархии, которая последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная, сословно-представительная и затем абсолютная монархий.

В форме раннефеодальной монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, которые не знали рабства (Франкское, Киевская Русь, Англо-Саксонское государства, Германское). Раннефеодальное государство имело раздробленную территорию и слабую централизацию власти. Феодальная военная и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Наряду с этим формируется аппарат центральной власти. Особенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Одной из разновидностей раннефеодального государства является раннефеодальная империя. Она возникла в результате завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных культурных, экономических, и военных связей. Яркими примерами являются империи Чингисхана, Карла Великого. Империи возглавлялись королем, великим князем, халифом или ханом – одним владыкой. В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.

Но раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями, несмотря на их мнимую мощь. Ведь захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян способствовали развитию феодализма. В результате создавались крупные феодальные землевладения, и феодалы были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Постепенно они устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

С развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи - она распадается на отдельные изолированные государства.


Следующим этапом был сословно-представительная монархия. Это такая централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Эти собрания возникают в результате централизации власти развития товарно-денежных отношений. Во Франции таковыми являлись Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.

В большинстве случаев сословно-представительное собрание состояло из представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), духовенства, дворянства. И это были законосовещательные органы, которые осуществляли также контроль за финансами. Помимо центральных существовали и местные органы (провинциальные штаты во Франции, ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земельные избы в России).

Абсолютизм был следующим этапом развития, так называемой неограниченной монархии. И в зависимости от объема властных полномочий наряду с ней выделяют второй основной вид современной монархии, а именно конституционную (ограниченную) монархию.

    1. Виды монархической формы правления

Итак, с точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления – отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.

В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его проста: в интересах дворянства или других сословий полномочия полностью делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в абсолютизме.

К примеру, Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной Классического абсолютизма. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

При этом облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. - боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. - шаг в направлении к буржуазной монархии.