Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Общая характеристика монархической формы правления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя заключение правового анализа президентской республики можно составить следующий перечень её признаков:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Типичный пример президентской республики - США.

Еще одной из основных разновидностей республики является такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту, и именуется она парламентской.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.


Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.[10]

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

К явному достоинству парламентарной республики относится единство высших элементов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет не значительную роль; исполнительная власть является, по сути, «продолжением» законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Также есть и недостатки. Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне не устойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, сформировать эффективное правительство практически невозможно.

Но иногда встречаются такие формы правления, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Такие республики принято называть смешанными (полупрезидентскими, полупарламентскими, президентско-парламентскими республиками).

Рассматривая характеристику данной формы правления, я сделала вывод что, с одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. Но при этом президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Следовательно, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство функционирует, только когда оно имеет поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах номинальный глава государства лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Возникновение такой ситуации невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.


По сути, с целью преодоления недостатков парламентской и президентской форм и соединения их плюсов в современных условиях и была создана смешанная форма правления.

Впервые она была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но учитывал длительные традиции парламентаризма в стране.[11]

Как раз таки Франция является ярчайшим примером смешанной республики.[12] В соответствии с Конституцией Французской Республики 1958 г. президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом.[13]

Российский политолог В. Никонов считает, что в России «мы имеем дело со смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента».[14] Такую же точку зрения высказывает О. Зазнаев, который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров.[15]

Итак, подводя итог анализу смешанной республики, я делаю вывод о том, что она сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления, т.е. соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики).

Следовательно, не может быть одной заданной модели формы правления для абсолютно всех государств. Форма правления всегда будет зависеть от многих факторов с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции). Поэтому следует применять оптимально соответствующую форму правления именно для данного государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного государства.


Заключение

Считаю, что цель моей курсовой работы достигнута полностью. В достаточном объеме была рассмотрена сущность формы правления, её основные признаки, а также основные виды: монархия и республика. Так же был сделан правовой анализ основных разновидностей монархических и республиканских форм правления, были выявлены их особенности и отличительные черты.

Итак, форма правления определенного государства является результатом исторического становления и развития государства, который отражает общие закономерности государственно-правового развития страны, соотношение политических сил в период коренных социальных преобразований, ее политический опыт, традиции и менталитет народа, а также множество других факторов. Форма государственного правления в свою очередь отражает структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Это дает нам возможность уяснить, понять как создаются высшие органы государства, какой принцип лежит в основе взаимодействия между государственными органами, и каково их строение, как строятся взаимоотношения между верховной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы граждан.

В ходе моего исследования я выявила определенную особенность исторического развития форм правления. Это развитие осуществляется в движении от неограниченной (абсолютной) монархии к ограниченной (конституционной), затем от монархии - к республике, в становлении основных институтов парламентаризма и конституционализма.

И как упоминалось ранее, существует общая тенденция мирового развития в направлении от монархии, основанной на единоличной власти - к республике, базирующейся на народном суверенитете. Но данный тезис далеко не исключает возможности восстановления монархии в отдельных странах после падения диктаторских режимов.

И как показывает нам исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько она приемлема и органична для конкретного государства. В первую очередь, речь идет о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов, играющих роль в организации государства.


Список используемой литературы:

Нормативно правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г. // Рос. Газета – 1993 - №237
  2. Конституция Французской Республики: создана под непосредственным руководством ген. Ш. де Голля 4 октября 1958 г.

Научная литература:

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. - М.,2001.
  2. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2009.
  3. Атаманова Э.Б. Транснациональные корпорации и сущность современного империалистического государства // Вопросы теории государства и права и трудового права. Сборник научных трудов. - М., 1988
  4. Барихин А. Б., Большая юридическая энциклопедия: более 30000 терминов и определений. – М.: Книжный мир, 2010.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
  6. Всеобщая история государства и права: Учебник / под ред. В.О. Черниловского. М.: Юристъ, 2000. С. 17.
  7. Гаджиев К.С. Основы политологии. М.: Юнити, 2005.
  8. Зазнаев О.И. Классификации президентской, парламентской и полупрезидентской систем. // Динамика политических систем и международных отношений. Вып 1. / Науч. ред. М.X. Фарукшин. - Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. -- С. 186-210..
  9. Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. №1. С.100..
  10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: НОРМА, 2003
  11. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма, 2000. С. 66.
  12. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / под ред. В.Никонова. М., 2003. С.18.
  13. Политология в схемах и комментариях под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е.
  14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию – М., 1998.
  15. Политология: Учебник для вузов/ под ред. М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.
  16. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие.для студентов вузов, обучающихся по специальности “Юриспруденция”, 2017.
  17. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М.: Юридическая литература, 1993.
  18. Симонишвили Л.Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2005.-С.34..
  19. Татищев В.Н. ”История Российская”., 1774
  20. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ
  21. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.:Юристъ, 1999.

Приложения

Приложение 1.