Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Общая характеристика монархической формы правления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современном мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Несмотря на проведенные реформы, они пока что не изменили абсолютного характера монархий.

Существует особая разновидность абсолютной монархии - абсолютная теократическая монархия. В этом случае государственная власть принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Также отмечу, что абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Но в настоящее время таких монархий уже нет: в последней из них султанате Омане в 1996 г. монарх даровал конституцию. Также в Бутане хоть и не конституции, но есть закон, утверждающий национальное собрание – своеобразный парламент, выполняющий лишь совещательные функции. В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник правящего монарха). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, то есть назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура – совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, имея такое название основным законом не является. Подлинной же конституцией считаются две священные мусульманские книги – Коран и сунна (особенно первая). Если учесть указанные обстоятельства, все же правильнее называть сохранившиеся монархии полуабсолютными.

Также большинство из рассматриваемых монархий имеют теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях, в султанате Бруней. Особую роль в теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын монарха), может заставить отречься монарха от престола. Связи органов государства с населением очень своеобразны. Особое место среди теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит, как говорилось ранее, коллегиальному органу – совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Своего рода парламент – Национальное собрание состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, которое тоже назначается эмирами. Хотя решение совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Его глава также периодически переизбирается Советом эмиров его председателем.


В заключение анализа абсолютной монархической формы правления я могу сделать вывод о том, что абсолютные монархии теперь все же «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой.

Как я уже отмечала, существует вторая основная разновидность монархии – неограниченная (конституционная).

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Существует другое определение:

«Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями»

Данный вид монархии возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует во многих странах Европы: Англия, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, а также в Японии и других государствах. Эти страны, как правило, функционируют в демократическом режиме.

В свою очередь конституционная монархия может быть дуалистической или парламентарной. В первом случае организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, но при этом законодательная власть принадлежит парламенту. Однако монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Также дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства, так как в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается.

Примером такой монархии в своё время была царская Россия после создания в ней Думы и до февральской революции 1917 года, Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., а также кайзеровская Германия с 1871 по 1918 гг. А в современном мире таковыми являются Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. По своей сути дуалистическая форма правления является переходной от абсолютной к парламентарной и, несмотря на своё существования дуалистическая монархия как форма государственного правления практически себя изжила.


Парламентарная монархия является более прогрессивным видом конституционной монархии. К ней относятся такие современные и развитые государства как Япония, Дания, Испания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Австралия, Голландия, Бельгия и другие. Она характеризуется тем, что монарх ограничено, выполняет свои функции.

Также для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует дуализм;

б) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт;

д) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не перед монархом.

Великобритания является характерным примером парламентарной монархии.

Так же хочу отметить, что парламентская монархия существует во многих монархических государствах Европы (кроме Монако), в Японии, Малайзии, Таиланде, в тех государства – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Ямайка и др.), где британский монарх представляет из себя генерал-губернатора. В парламентарной монархии правительство формируется парламентом (его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство на выборах в нижнюю палату парламента или в однопалатный парламент). Из этого следует, что страной правит партия или коалиция партий, которая имеет большинство мандатов в парламенте. Но при этом правительству просто необходимо доверие парламента, но если против доверия голосует большинство парламентариев, оно обязано уйти в отставку (или глава государства по рекомендации правительства может распустить парламент с назначением даты новых выборов). Из этого получается, что король в парламентарной монархии царствует, но не правит. Например, он может издать акты о назначении министров или о роспуске парламента, но сделает это он, только по воле парламента или того же правительства. В таких сферах как законодательная, исполнительная и судебная власть монарха символична. Даже если конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов (как например, в Нидерландах и Дании), но монарх не вправе решать их самостоятельно. В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства. А в ряде парламентарных монархий, таких как Япония или Швеция, монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий. Монарх не имеет право вето по отношению к законам, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Япония), или столетия не принимает его, в связи с этим сложилась обычная правовая норма конституционного права о неприменении права вето (Великобритания). Лишь в условиях, когда ни одной партии или коалиции партий не удается создать правительство, монарх может сам назначить премьер-министра (так бывало в Великобритании).


При этом, в парламентарной монархии система разделения властей практически ничем не отличается от парламентарной республики (ФРГ, Италия и др.). С точки зрения формирования высших государственных органов есть одно формальное различие: в республике номинальный глава государства — президент — избирается на определенный срок обычно верхней палатой парламента; в монархии номинальным главой государства становятся в порядке престолонаследия. Но с точки зрения распределения реальных властных полномочий неважно, избирается или нет номинальный глава государства. Поскольку в обоих случаях речь идет о конституционно-правовой фигуре без реальных властных полномочий, то в принципе нет никакой разницы между номинальной монархической и республиканской формами парламентарного правления.

Во многих странах монарх имеет «королевскую прерогативу» - полномочия, не производные от парламента, а принадлежащие ему вследствие королевского достоинства (например, управление королевскими владениями, право войны и мира и т.д.), но фактически он ею не пользуется.

Парламентская монархия делится на несколько видов. Используя имя монарха, военные управляют страной (милитарно-парламентская монархия). Например в Малайзии существует «выборная монархия», в Таиланде большую роль в парламенте играют военные. Ш8В тех странах британского Содружества, где нет президентов, это опосредованная парламентская монархия, по существу возглавляемая генерал-губернатором как представителем монарха.

Здесь утрачивается повиновение монарху, и самое главное свя2зь органа государства с населением. Хоть монарх и его семья возможно будут пользоваться уважением (как в Великобритании или в Японии), но основывается это все лишь на традициях. На первое место выходит представительный орган-парламент. Появляется возможность подачи в парламент индивидуальных и коллективных петиций, повседневное освещение его работы в средствах массовой информации, деятельность правительства, роль премьер-министра, критика деятельности правительства оппозицией.

Также хотела бы отметить еще раз тот факт, что в конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. В большинстве случаев это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Таким образом, была раскрыта сущность монархии, и особенности и отличительные черты, а также виды монархической формы государственного правления.


Глава 2. Особенности республиканской формы правления

    1. Понятие и характерные черты республики

Так же как и монархия, республиканская форма правления является древней формой государственной организации общества. Уже в первых городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии и в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община - собрание и совет, дворец, храм).[6]

Верховенство в республике доставалось демократичному органу власти – совету или собранию. При этом в собрании могли участвовать все полноправные граждане, все, кто принимал основные решения, могли избирать совет для ведения текущих государственных дел.

Главное отличие от монархии это то, что при республиканской форме правления по закону единственным источником власти является народ. Исходя из происхождения термина республика (от лат. res publica- общественное дело) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Существуют и иные определения понятия республиканской формы правления. Например, республика – это исторически сложившаяся форма правления, в которой верховная государственная власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.

Республикой называют — форму государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), либо избираются, а граждане обладают личными и политическими правами. Важным ключевым отличием её от монархии как формы правления является выбор главы государства, исключающей наследственный или иной невыборный способ передачи власти.

Возвращаясь к учебному пособию «Актуальные проблемы теории государства и права» Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. дают следующее определение республиканской форме правления:

Республика[7] (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.