Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Общая характеристика монархической формы правления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе развития государство как политическая организация, как властная система, пронизывающее все общество, может быть устроено по-разному. С момента зарождения государства, люди пытаются найти решения о том, как лучше организовать и построить его. Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии «форма государства»[1]. Нужно отметить, что в философии и юриспруденции того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».

Философская категория «форма» многопланова, и она включает в себя три основных смысла:

- проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);

- разновидность чего-либо («формы диктатуры пролетариата») ;

- способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).

Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). Формой государства никакого целостного явления не имеет. То, что обозначается как форма государства, имеет лишь набор основных параметров, издавна для характеристики государства представлящиеся главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.

Доказательством изложенного тезиса является то, что применительно к форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. Если мы обратимся к литературе, то увидим, что речь о видах формы государства не идет совсем, а только о видах формы государственного устройства, видах формы правления и видах политического режима.

Перечисленные явления представляют собой весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Форма правления, форма государственного устройства и политический режим являются «элементами» формы государства, а элемент - это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого.

В форме государства выделаются три блока. Это три составляющих, образующие форму государства в целом.

Эти элементы и их составляющие я так же буду рассматривать в своей работе В современном мире, в связи с постоянным развитием общества, данный вопрос является актуальным. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. Необходимо выяснить, что будет наиболее приемлемым для общества: концентрация власти, при которой ресурсы власти могут целенаправленно направляться на решение актуальных для общества проблем, но при этом существует опасность узурпации власти и установления диктатуры, или же разделения власти между несколькими органами государства, что часто порождает конфликты между ними, рассредоточение ресурсов, необходимых для решения назревших проблем, однако обеспечивает контроль за властью, возможность ее ограничения.


Следовательно, очень важно рассмотреть, к каким институтам государственной власти будет больше доверия со стороны общества: к органам, выбранным путем всеобщего голосования или к тем органам, что сформированы помимо свободного волеизъявления населения.

Целью работы является правовой анализ формы правления. А для достижения данной цели поставим следующие задачи:

  • рассмотреть сущность монархической формы правления, определить её характерные черты и особенности;
  • проанализировать разновидности монархии;
  • дать определение республике и выделить ее признаки;
  • охарактеризовать основные виды республиканской формы правления;

Но перед тем как перейти к анализу известных нам форм государственного правления необходимо рассмотреть сущность самого понятия.

Мною было обнаружено огромное количество формулировок формы правления. Некоторые мне показались ближе всего, и именно их я решила включить в свою работу. Одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун дает такую формулировку: «под формой правления подразумевается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти».

М.А. Василик считает, что под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.[2]

В.Л. Кулапов и О.О. Миронов включают в определение формы правления роль населения: «форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве».

В своей основе эти определения идентичны, но наиболее близким мне показалось определение, данное доктором юридических наук, профессором А.Е. Козловым:

«под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании».

Итак, обобщив все эти определения, я поняла, что форма правления – это один из элементов формы государства, в ко­тором отражена именно структура и полномочия главы государства и органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом, с населением, а также роль населения в их формировании.


Форма правления характеризует положение высших органов государственной власти, которые занимают ключевое место в системе государственных органов, всей организации государственной власти. Они решают принципиальные вопросы собственной организации (структуры, полномочий), а также формирования других государственных органов, их компетенции, системы взаимоотношений. Высшие органы власти определяют правовую основу организации и деятельности всех основных элементов механизма государства: органов власти, исполнительных и су­дебных органов. Принципиальные изменения в механизме государства проводятся через высшие органы власти. По­этому форма правления является важной для организации всего государства. На основе понятия «форма правления, проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: структуру - способ целесообразной связи между элементами и состав - совокупность необходимых и достаточных элементов и

Наряду с анализом состава органов верховной государственной власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно предполагает и характеристику порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

В заключение вышесказанного, анализируя формы правления необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- степень участия населения в формировании;

- характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

- порядок образования;

- строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия).

Главный признак формы правления - это способ выбора главы государства. В разных странах и исторических условиях господствующие силы использовали различные структуры высших государственных органов, решали вопрос о главе государства. Из видов формы правления традиционно выделяют монархию и республику. В рабовладельческой и феодальной эпохе были в основном монархические формы правления. Буржуазия, впоследствии захватившая власть, использует обе формы правления, посте­пенно все больше отдавая предпочтение республике. В странах, социалистического устроя, монархическая форма правления в теории исключа­лась из-за непригодности для организации государст­венной власти, так как эта власть считала себя , антиэксплуататорской, народной. Адекватное выражение сущность государства трудящихся может найти лишь в республиканской форме правления. На практике не исключалась концентрация пол­ноты власти у главы партии и государства.


Значит либо монархия, либо республика должны быть избраны как исходное основание для формы правления, оформления высшей государственной власти, основы для построения и деятельности других государственных орга­нов.

Ни одну из этих форм нельзя рассматривать однознач­но, упрощенно. И для прогрессивных, и для реакционных преобразо­ваний могут использоваться как монархия, так и республика. Реальное господство определенных социальных сил, их взаимоотношения с другими силами многовариантны при любой форме правления.

Иногда различия между монархией и республикой практически не имеют значения, например, в развитых странах (Европа, Япония, а также Канада, Австралия и др., где монарх представлен генерал-губернатором), или Испания мало чем отличается от соседней республики Португалии по степени демократичности порядка управления. В развивающихся странах наоборот различия между монархией и республикой могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического строя. Весьма реальными властными полномочиями, обладает монарх в этой группе, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, так же он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы и правит без него. Поэтому в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах применяются, правда, в разной степени, принципы шариата. Например: абсолютная монархия в Саудовской Аравии, где запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте, где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в рамках «ценностей египетского общества».[3]

Глава 1. Общая характеристика монархической формы правления.

    1. Понятие и признаки монархии

В наше время вопрос о сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности. На всем протяжении истории многие мыслители пытались выявить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Такие как Платон, Аристотель, Дж. Локк, И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.


Изучая понятие и признаки монархии как формы правления государства, я сделала вывод, что данная тема не теряет своего значения и в наше время, несмотря на то, что данная форма государственного правления имеет тысячелетнюю основу (Рим, Китай, государства Древнего Востока).

Для России монархия означает разрушение российской государственности, кризисом верховной власти, недоверия к ней широких слоев населения и поиском оптимальной формы политической организации общества.

В чем же конкретно проявляется интерес к исследованию проблем монархической государственности? Он проявляется ввиду следующих обстоятельств:

  • монархия - это древнейшая форма правления, берущая свое начало со времен египетских фараонов и шумерских правителей (III--II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности приспосабливаться и существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.
  • сейчас число монархий в мире довольно велико, и среди них есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сотен тысяч человек (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и даже тысячи человек (Тувалу в Океании).
  • российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.
  • современная российская действительность свидетельствует об интенсивной реанимации и использовании некоторых монархических начал в государственном строительстве Российской Федерации, например, возможность применения указного права со стороны президента.
  • за последние пятнадцать лет проблему реставрации отечественного самодержавия неоднократно обсуждали иерархи русской православной церкви (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, священник Тимофей, иеромонах Дионисий), государственные служащие, историки, философы, юристы и общественные деятели (В.Н. Катасонов, О.А. Платонов, Ю.С. Пивоваров, М.П. Рачков и др.).

Кроме того, в настоящее время довольно часто на страницах официальной печати поднимается вопрос о восстановлении царственных династий в Восточной Европе.

Также как и понятие формы правления, монархия имеет множество различных определений.

В своём учебном пособии, посвященном актуальным проблемам теории государства и права, Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. дают следующее определение монархии:

«Монархия – форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу – монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия».[4]