Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Общая характеристика монархической формы правления)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И они же отмечают следующие основные признаки республики:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) юридическая ответственность главы государства;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

Чем же актуален рассматриваемый мною вопрос?

Как я уже отмечала, республика – довольно древняя форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах. Но наибольшее распространение она получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей. Как указывается в энциклопедии юриста, согласно Додонову В.Н. по состоянию на 2005 год в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками. К тому же актуальность данного вопроса для отечественной теории государства и права обуславливается тем, что в соответствии с ч.1 ст.1 Конституции Российской Федераций: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Для того чтобы лучше понять сущность республиканской формы правления необходимо рассмотреть ее историческое развитие.

Как мы уже знаем, рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Но их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, например, в Индии, наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской, а в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия.

В своё время республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основной массе людей не разрешалось учувствовать в выборах. Такими примерами являются Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме и вовсе вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. А так называемое Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической же республике к формированию высших органов государственной власти допускались наиболее широкие слои населения. Так, в Афинах V – IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), и они в свою очередь решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.


Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские так же, как и монархические формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

В отличие от монархии в республиканской форме правления существует принцип разделения властей.

Впервые идею о разделении предложил и подробно проработал Ш. Монтескье (XVIII в.) в своем фундаментальном труде «О духе законов». Его идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютистской монархии. Она претендовала на иную организацию государственной власти в отличие от монархии, которая нужна была рвущейся к власти, прогрессивной, зарождающейся буржуазии и которую та собиралась осуществить. Ш. Монтескье сумел в идее разделения властей выразить многие политические, экономические и нравственные требования прогрессивной буржуазии, перевести их на строгий политико-правовой язык, довести эти требования до четких юридических притязаний.[8]

В принципе он и дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии. Ведь идея разделения властей означала создание в сфере организации государства систему «сдержек и противовесов», обеспечивающую власть народа, и не позволяющую той или иной ветви власти, а стало быть, и конкретным их представителям, стать своеобразными коллективными или единоличными диктаторами, подмять под себя все иные органы государственной власти, осуществить так называемый антиреспубликанский переворот.

Синонимом демократии республика не является совсем, так как в республиках больше возможностей для развития демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены.

К тому же республики, равно как и монархии, могут быть либо унитарными (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, Швейцария, США, Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми.

Также наличие конституционных актов, то есть четко установленного порядка взаимодействия общества и государства является отличительной чертой республик современного мира от республик древности.


Вывод о том, что республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа, верен лишь при прочих равных условиях.

Доказательство вышеизложенного тезиса в том, что существуют так сказать извращенные разновидности республик, характеризующиеся не легитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (причем он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем и т. д.) или группу диктаторов (например, военную хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть исчезает. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. д.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, одним словом, когда узурпирует власть. Так поступили, например, А. Гитлер в Германии в 1933г., Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960г., А. Пиночет в Чили в 1973г. Примеры эти, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого секретаря) партии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин.

В сфере образования органов власти республика имеет большие отличия от монархи. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но неоспоримым остается тот факт, что народ обязательно участвует в формировании органов государственной власти.

Так же отличие есть в том, что орган власти выбирается на определенный срок. Однако для судебных органов существуют исключения в некоторых странах, где судьи избираются или назначаются пожизненно, чтобы обеспечить их фактическую независимость.

Также во многих странах устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность - это называется принципом сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. И, естественно, должностные лица в республике несут ответственность.


Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и в основном выражается в досрочном отзыве (депутата), уходе в отставку (правительства, министров), роспуске парламента, снятии с должности (судьи) и др. Четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел «сбой в работе» и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

Иногда оказывается, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.

Ещё одним положительным моментом республиканской формы правления является то, что она наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

    1. Разновидности республиканской формы правления.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую. Но многие источники выделяют не два, а три основных вида республиканской формы правления, в дополнении к названным двум включают полупрезидентскую, или по-другому смешанную республику.

Помимо названных основных видов существуют особенные, нетипичные виды республиканской формы правления. К таковым относятся:

  • Советская республика
  • Исламская республика
  • Народная республика
  • Феодальная республика
  • Федеративная республика
  • Рабовладельческая республика
  • Вече

Рассматривать виды республик я решила с точки зрения второго подхода, так как в настоящем мире смешанные республики имеют не маловажную роль, а во-вторых Российская Федерация относится как раз к полупрезидентской республике.

Итак, первым видом республики является президентская.

По своей сути президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента – органа законодательной власти, и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. К таким государствам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия. В таких республиках государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент занят управлением, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принятием законов. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.


В президентской республике президент избирается внепарламентским способом, также как и формируется правительство, отсутствует ответственность правительства перед парламентом, оно в свою очередь ответственно только перед президентом. Однако президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно нарушает конституцию.

Другой моделью президентской республики является организация формы правления, при которой президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, а также ситуации, не отличающиеся стабильностью. Также президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д.

Итак, в республике с президентской формой правления правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями, при условии соблюдения конституционной законности. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Есть так же недостатки президентских республик: огромная власть, содержащаяся в руках президента, ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Один человек не может качественно и своевременно принимать решения. Вот почему в президентских республиках необходима некая поддержка президента в виде государственных лицах, помогающих президенту по всем направлениям его деятельности. Речь идет, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей, составляющих избирательный штаб, которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства. «Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.[9]