Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Взаимодействие школы и семьи).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности младшего школьного возраста в контексте успешности обучения
1.2. Понятие и характерные особенности успешности обучения в школе
2. Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте
2.1. Взаимодействие школы и семьи
Введение
На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
Актуальность данной работы заключается в том, что наблюдения на практике позволяют утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам детей в учебе, но это внимание далеко не всегда связано с развитием познавательных интересов. По мнению учителей-практиков, чаще всего родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами, а также о подготовленности к поступлению в ВУЗ. Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии познавательных интересов, основы успешного обучения, остается не использованным. Задача школы, на наш взгляд, помочь семье реализовать свои возможности в развитии у детей устойчивых интересов, связанных с познанием и обучением, научить родителей видеть в школьных успехах, прежде всего результат свободного самовыражения школьника, определить совместный путь, который позволит семье и школе воспитать человека познающего и испытывающего радость познания.
Цель работы – определить специфику влияния родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.
Объект работы – успешность обучения детей в школе.
Предмет работы – влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Осуществить характеристику психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности
2. Определить понятие и характерные особенности успешности обучения в школе
3. Определить особенности взаимодействия школы и семьи
4. Выявить особенности влияния родителей на школьное обучение
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.
1. Особенности младшего школьного возраста в контексте успешности обучения
1.1. Характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности
Анализ развития младшего школьника, который связан с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту предпринимается нами в контексте классической концепции Л.С. Выготского, где наиболее важными характеристиками категории «психологического возраста» выражается как социальная ситуация развития и как центральное новообразование возраста. Данная проблема нашла свое продолжение в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и многих других психолога, в качестве ключевого термина выступает понятие «ведущая деятельность». В рамках опоры на данные категории мы рассмотрим, в чем заключается своеобразие и важнейшее содержание развития ребенка в рамках перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
В рамках концепции Л.С. Выготского, каждый критический и аналитический период характеризуется центральным психологическим возрастным новообразованием[1]. Вместе с тем, в рамках современной психологии отсутствует общая точка зрения на данный счет.
Таким образом, проблема ведущей деятельность и формирующихся в рамках них возрастных новообразований рассматривается в рамках кризисного периода развития ребенка в рамках экспериментальных исследований, которые проводились под руководством Д.Б. Эльконина[2].
Исследователи указывали на то, что психологические новообразования в рамках кризиса младшего школьного возраста формируются в рамках особой деятельности, которые носят промежуточный характер между учебной и игровой деятельностью.
В рамках иных работ, которые фокусируются на проблеме начального школьного обучения в исследованиях выделены новообразование, которые свидетельствуют о состоявшемся переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст, то есть рассматриваются все те новообразования, которые возникают сразу после проживания кризиса семи лет. Например, в исследованиях Г.Г. Кравцова, вслед за Д.Б. Элькониным связывается начало младшего школьного возраста с проявлением у школьника устойчивого теоретического отношения к задача, с обращением внимания на способ действия в рамках решения учебных задач[3]. В рамках исследований других ученых в качестве центрального психологического новообразования в рамках младшего школьного возраста выступает произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения ребенка.
Все указанные аспекты, по мнению авторов, возникают к концу младшего школьного возраста, то есть выступают как результат и итог развития ребенка в рамках младшего школьного возраста.
По мнению Л.С. Выготского, особенности перехода от дошкольного возраста к младшему школьному связывается с открытием детьми 6-7 лет факта собственных переживаний, осмысленной ориентации в них, а также появлении и развитии знания о своем Я. Поиск способов формирования возрастных новообразований у ребенка в рамках подготовки к школе исключительно важен, так как именно они обуславливают становление рефлексивного отношения ребенка младшего школьного возраста к собственным изменениям.
Изучение особенностей социальной ситуации развития в рамках перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту предполагает рассмотрения ее объективных и субъективных показателей. В частности, объективная сторона, которая связывается с переходом ребенка 6-7 лет к новому возрастному статусу, включает новые общественные ожидания, которые адресованы ребенку со стороны социальных и близких взрослых, что, в свою очередь, требует несколько иное восприятия детей значимыми другими в рамках структуры деятельности и межличностных взаимоотношений. Субъективная сторона социальной ситуации развития младшего школьника представляется новым фокусом содержания переживаний – формируются новые смыслы деятельности ребенка, в частности, которые находят свое выражение в отношении с новыми взрослыми и к особенностям новой социальной деятельности.
В качестве важного достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу»[4].
Младший школьный возраст – это тот период детства, в рамках которого ведущей становится учебная деятельность. С того момента, когда ребенок поступает в школу – ситуация начинает опосредовать всю систему его общественных отношений. В рамках учебной деятельности ребенок осваивает умения, знания и навыки, которые выработаны человечеством в рамках исторического развития. Вместе с тем, ребенок их не изменяет. Показано, что предметом изменения в данном возрасте становится сам ребенок[5].
Учебная деятельность определяет интеллектуальное развитие ребенка в рамках младшего школьного возрасте. Поступление ребенка в школу знаменует возникновение новой деятельности, которые определяет его дальнейшее развитие. Именно в рамках учебной деятельности ребенка возникают специфические новообразования, которые определяют характер иной деятельности – в частности, игровой, общения и трудовой деятельности.
В рамках каждого из перечисленных видов деятельности имеет свои специфические особенности в рамках младшего школьного возраста. Процесс учения здесь только начинается и ввиду этого о нем говорят как о развивающемся виде деятельности.
В соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность представляет собой систему следующих компонентов: мотивационного, контрольно-оценочного и операционально-технического.
В качестве конечной цели учебной деятельности понимается сознательная учебная деятельность человека в процессе начального обучения. Учебная деятельность, которая организуется взрослым, должна превратиться в самостоятельную деятельность ученика, в рамках которой он формулирует учебную задачу, он производить учебные действия и действия контроля, школьник осуществляет оценку, таким образом учебная деятельность превращается в самообучение.
В качестве главного отличия учебной деятельности выступает то, что ребенок в ней под руководством учителя оперирует научными понятиями. Вместе с тем, в системе научных понятий ребенок не вносит. В качестве результата учебной деятельности, в рамках которой происходит усвоение и освоение научных понятий, выступает изменения самого ученика, а также его развитие.
В рамках вступления в новую деятельность – учебную, изменяется положение ребенка в семье – у него появляются новые серьезные обязанности дома, которые связаны с учением и трудом. Большое значения для интеллектуального развития в младшем школьном возрасте имеет расширение сферы, а также содержание их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в качестве учителей, они служат образцами для подражания и выступает как основной источник разнообразных знаний. Коллективные формы работы, которые стимулируют общение, нигде не являются такими важными для развития младшего школьника[6].
В рамках младшего школьного возраста ребяческие игры изменяются – они принимают иные, наилучшие формы-они идут в становление. Личные игры делаются конструктивными-в их применяются свежие облики познаний, тем более в области натуральных наук. Игра в данном возрасте для учебной работы как фаворит продолжает брать в долг 2-ое пространство и крепко воздействует на становление ребят.
Впоследствии такого, как малыш поступает в среднее учебное заведение, ведущими человечными свойствами, на которые воздействует изучение, считаются когнитивные процессы, эти как восприятие, забота, память, мышление, фантазия и речь. Из "естественных", по воззрению Л. С. Выготского, процессов идет по стопам к концу младшего школьного возраста "культурные", то есть они создают язык как сами по для себя высочайшие психологические функции, которые присутствуют в языке с зуммером, при этом произвольно опосредованно . Это имеет возможность быть связано с вовлечением ребят в свежую работа и межличностное общение, собственно что настятельно просит от малыша свежих психических свойств. Совместными чертами познавательных процессов малыша обязаны быть случайность, прочность и продуктивность.
Забота в дошкольном возрасте невольно.
По текстам Ермолаева, в младшем школьном возрасте происходят нешуточные конфигурации в развитии интереса ребенка-резко возрастает размер интереса, увеличивается стабильность интереса, развиваются способности переключения и рассредотачивания интереса .
Есть возрастные закономерности в развитии памяти. В начале младшего школьного возраста конструкция памяти претерпевает конфигурации, связанные с развитием случайных форм запоминания и запоминания. Непроизвольная память, не связанная с интенсивными отношениями к текущей работы, наименее продуктивна, но данная конфигурация памяти предохраняет фаворитные позиции. То, собственно что играет весомую роль в развитии де-памяти у ребят младшего школьного возраста, играющих в языке, например собственно что процесс совершенствования де-памяти малыша в гостинице идет параллельно с гостиницей для становления и в языке. В процессе формирования внутренних средств запоминания важная роль принадлежит речи. Даш малютка научился впоследствии и впоследствии подчинять процессы де памяти собственной воле, соединять прогресс де памяти для управления, процесс хранения и проигрывания инфы одним текстом.
Восприятие в младшем школьном возрасте теряет личный аффективный отправной нрав – дифференцируются перцептивные и чувственные процессы. Восприятие малыша делается осознанным, аналитическим и целенаправленным. В восприятии малыша различают произвольные воздействия: надзор, созерцание, разведка.