Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Характеристика теории управления финансами)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
В рамках классической теории создается первая концепция — концепция идеальных рынков капитала. По своей сути она представляет собой частный случай концепции идеального рынка вообще. Как известно, ядро классической теории составляет модель рационального выбора в условиях заданного набора ограничений. Основной субъект хозяйствования — фирма, которая рассматривается как «черный ящик». На деятельность фирмы накладываются следующие ограничения: физические, связанные с редкостью ресурсов, и технологические. Цель функционирования фирмы с классических позиций состоит в максимизации прибыли.[10]
Основные положения концепции идеального рынка капитала следующие:
— все инвесторы могут брать и давать ссуды неограниченного количества по безрисковой процентной ставке;
— все инвесторы имеют равный доступ к информации и могут одинаково оценить ожидаемую величину дохода;
— все активы абсолютно делимы и совершенно ликвидны;
— не существует трансакционных затрат;
— количество финансовых активов заранее определено и фиксировано;
— налогообложение не учитывается;
— инвесторы принимают цену как заданную величину. Основной практический вывод из концепции идеального рынка состоял в обосновании стохастического подхода к проблеме прогнозирования фондовых индикаторов в условиях неопределенности и риска.[11]
Доходность и риск. Хронологически первой была работа Ф. Найта «Риск и неопределенность» (1921). Появление таких понятий, как неопределенность и риск, которые невозможно было измерить и оценить с помощью традиционных методов, потребовало создания адекватного математического аппарата, поскольку практически все финансовые решения связаны с прогнозированием будущих поступлений или выплат.
Стоимость денег во времени. Концепция временной стоимости денег или дисконта основана на трех основных концепциях и состоит из трех элементов: цены капитала, риска и инфляции. При определении цены капитала, прежде всего, следует исходить из оценки возможностей, теряемых альтернативными способами вложения капитала.[12] Степень риска инвестиций оценивается с использованием методов математической статистики. Инфляция как макроэкономическое явление представлена в виде национальных показателей. Метод анализа дисконтированных денежных потоков был разработан Дж. Б. Ульямсом в его книге «Теория инвестиционной стоимости» (1938) и М. Дж. Гордоном в 1960-х. Впервые этот метод был применен в управлении корпоративное финансирование для моделирования цены акций. Важную роль в формировании этой концепции сыграла работа Дж. Хикса «Стоимость и капитал» (1939).
Настоящее развитие теория финансового менеджмента получила в послевоенный период, когда сформировалась система мировых фондовых рынков, связанных между собой глобальными компьютерными сетями. Переворот в теории фирмы произошел после опубликования работы Г.А. Саймона «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении» (1959). Саймон провозгласил лозунг: «Удовлетворение против максимизации» и обосновал «удовлетворение интересов собственников» как основную цель в бизнесе. Постепенно эта идея стала основополагающей в современной микроэкономике и финансовом менеджменте как ее ветви. На ней основаны краеугольные теории финансового менеджмента: теория портфеля, структуры капитала, дивидендов.
Теория портфеля.[13] Одно из правил работы с финансовыми инструментами гласит, что нельзя вкладывать все средства в активы одного вида, основывается на концепциях дохода и риска и реализуется в теории инвестиционного портфеля. Родоначальник данной теории — Г. Марковиц, лауреат Нобелевской премии (1990). В фундаментальной работе Г. Марковица «Выбор портфеля» (1952) проблема снижения ожидаемого риска решается путем диверсификации с помощью дисперсионного анализа. Рассматривая доходность включенных в портфель ценных бумаг как случайные величины, автор предложил при выборе портфеля опираться на их основные характеристики: математическое ожидание доходности и ковариационную матрицу доходности. В качестве меры риска предложено использовать среднее квадратическое отклонение доходности портфеля. Дальнейшее развитие теории портфеля принадлежит Дж. Тобину.
Теория структуры капитала.[14] Концепция цели компании по достижению удовлетворенности владельца развитием фондового рынка принимает более конкретную форму и формулируется как максимизация цепочки акций или цены компании. Научные исследования в области изучения факторов, влияющих на цену компании, привели будущих нобелевских лауреатов Ф. Модильяни и М. Миллера к выводу, что стоимость любой компании определяется исключительно ее будущим доходом и не зависит от структуры капитал. (1958 г., когда была опубликована работа Миллера и Модильяни, она считается поворотным моментом в развитии теории капитала и его структуры.)
Подход к структуре капитала с точки зрения его источников важен именно для принятия финансовых решений, поскольку позволяет ответить на основные вопросы финансового менеджмента: где найти и как распределить финансовые ресурсы. Миллер и Модильяни пришли к выводу, что предприятие работает на идеальном рынке капитала со значительным количеством ограничений. Впоследствии теория структуры капитала была усовершенствована самими авторами и их оппонентами, однако в настоящее время считается, что в развитии данного научного направления сделаны лишь первые шаги.
Теория дивидендов.[15] Проблема распределения чистой прибыли корпорации между потреблением и накоплением является одной из ключевых в управлении финансами. Д. Линтнер в 1956 г. обратил внимание на то, что дивидендная политика служит информацией для инвесторов. Инвесторы стремятся иметь доход сегодня, а не ожидать процветания в будущем. В .связи с этим финансовые менеджеры стремятся поддерживать стабильность дивидендных выплат, чтобы поддержать курс акций. Данная теория получила название «синица в руках».
Ф. Модильяни и М. Миллер доказали, что в условиях идеального рынка капитала уровень дивидендных выплат не влияет на стоимость акций, и сформулировали так называемую «независимую» теорию дивидендов. В дальнейшем в развитие теории дивидендов существенный вклад внесли М. Гордон, К. Рамасвами и др. В реальности существуют следующие причины, способные влиять на уровень дивидендов: налоговая политика, издержки на размещение новых выпусков акций, инвестиционные возможности корпорации и инфляция.
Традиционно считается, что финансовый менеджмент как наука отпочковался от прикладной микроэкономики в 1950-х гг. Однако логика его развития в последние 20 лет свидетельствует о неуклонном сближении с теориями в области управления или общим и производственным менеджментом, маркетингом, а также современными направлениями учета — управленческим учетом и контроллингом. К настоящему времени сформировались ведущие школы финансового менеджмента. Основная роль в англо-американской школе принадлежит совету директоров, рынку ценных бумаг и рынку корпоративного контроля. Модель базируется на распыленности капитала (владельцы собственного и заемного капитала представлены держателями акций и облигаций) и относительно слабом участии собственников в управлении и контроле над денежными потоками. В значительной степени их участие достигается реальной возможностью «голосовать руками и ногами».[16] В условиях высокой степени развития финансового и фондового рынка и сильной правовой базы такого участия достаточно для обеспечения прозрачности финансовой информации. Все это способствовало выдвижению в качестве стратегической цели максимизации рыночной оценки капитала компании. Именно эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента.
В основе европейской школы лежит принцип социального взаимодействия, в круг основных участников, в отличие от американской, входят и ключевые поставщики, и трудовой коллектив, и потребители продукции, а также банки и различные общественные организации. Основные элементы этой модели — двухуровневый совет директоров (управленческий и наблюдательный советы), представительство всех заинтересованных сторон.
Европейская модель работает в «связанной» финансовой системе, где имеется слабое дробление заемного капитала и существование прямых финансовых зависимостей между контрагентами (поставщиками, потребителями). При такой структуре собственности меняются акценты в принятии решений менеджерами, и максимизация капитала редко выступает в качестве приоритета деятельности даже в стратегических установках. На первое место выходит обеспечение требуемой доходности на вложенные средства. В странах с переходной экономикой (таких, как Россия) присутствуют все необходимые элементы корпоративного управления, но ни один из них в реальной действительности не работает. Государственное регулирование и экономическая политика зависят от политических интересов различных групп, что создает высокую степень неопределенности. Основное в этой модели — отсутствие разделения права собственности и контроля.
Наиболее полно и детализирование) содержание современных теорий корпоративного управления изложено в зарубежных учебниках и монографиях, многие из которых переведены на русский язык. Среди них работы Ю. Бригхэма и Л. Гапенски, Дж. ван Хорна, У. Шарпа и др. В то же время в России имеется недостаток в разработках отечественных авторов, учитывающих особенности национального экономического, политического и корпоративного развития. Тем не менее первый успешный опыт, прошедший проверку временем и практикой, уже есть. К числу таких изданий относится серия учебников под редакцией Е.С. Стояновой, В.В. Ковалева, Г.Б. Поляка и ряд других. Фундаментальные отечественные исследования в данной области пока еще редкое явление.[17]
Термин «финансовые потоки» применяют в отечественной литературе, имея в виду потоки денежных средств (платежи). Однако если учесть, что в состав этого термина входит категория «финансовый», будет правильнее считать таковыми потоки денежных средств, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, т.е. с перераспределительной сферой. Тем не менее рассмотренные термины и их трактовка не в полной мере раскрывают содержание исследуемого понятия «денежный поток» — аналог английского «cash flow» (поток наличности) — показатель, характеризующий результат движения денежных средств организации за тот или иной период времени.[18]
Первые отчеты о движении денежных средств составлялись и использовались финансовыми аналитиками для работы на рынке ценных бумаг. Такие отчеты служили удобным инструментом для оценки акций каких-либо организаций и поиска перспективных вложений. В процессе исследования аналитики обратили внимание на амортизацию как на важнейший элемент себестоимости, не связанный с затратами реальных денег в отчетном периоде, но существенно занижающий финансовый результат. Чтобы внешний пользователь отчетности смог получить показатель, свободный от таких недостатков, финансовые результаты периода и амортизацию объединили в денежные потоки:[19]
денежные потоки = прибыль + начисленная амортизация (1)
Необходимо обратить внимание на противоположность целей использования денежных потоков. Эта оппозиция проявляется в основном в распределении прибыли для увеличения уставного капитала или выплаты дивидендов. Эти цели несовместимы, то есть приоритет одной цели мешает достижению другой. Может возникнуть ситуация, когда желаемого увеличения уставного капитала не происходит, поскольку полученная прибыль недостаточна для удовлетворения ожиданий акционеров. Аналогичные конфликты существуют между потребностью в средствах и выплатой дивидендов, поскольку «слишком высокие» дивиденды могут снизить самофинансирование текущих инвестиций. Конфликт также возможен, когда не хватает денежных потоков для финансирования инвестиций и погашения долгов. Эти конфликты обычно разрешаются на основе обязательств.
Способность к самофинансированию рассчитывается путем исключения из «cash flow» распределенной прибыли. Полученная таким образом величина носит название «валовое самофинансирование». Вычитая из нее отчисления в резервные фонды, получаем чистое самофинансирование (или чистый денежный поток) — ту часть прибыли, которая остается в руках компании по завершении всех распределительных операций. Показатели способности к самофинансированию имеют большое значение при разработке инвестиционной политики организации и оперативных решений.
Эффективное управление денежными потоками предполагает «взвешивание» альтернативных решений, в частности оценку различных инвестиционных проектов с целью отбора реалистичных и приносящих прибыль. Здесь осуществляется не только управление ликвидными средствами в короткие периоды, но и участие в принятии решений высшего руководства на перспективу. Свою независимость организация может обеспечить только с помощью достаточного собственного капитала.[20]
Денежный поток организации - это движение денежных средств, связанных с различными бизнес-операциями.
Эти транзакции можно разделить по их экономическому содержанию на три основные категории: текущая, инвестиционная и финансовая деятельность. Эта группировка позволяет идентифицировать финансовый результат каждого из трех направлений деятельности компании. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период и сверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств баланса.
Следует подчеркнуть приоритетное значение денежных потоков, особенно для повседневных операций. Положительный денежный поток из года в год по текущей деятельности является первым условием правильного функционирования компании и доказательством ее финансовой устойчивости.[21] Это означает, что доход от текущей деятельности достаточен для осуществления не только простого воспроизводства, но и увеличения. Желательно, чтобы погашение долгов и приобретение имущества финансировались в основном за счет положительных потоков от текущей деятельности. Компании, способные неуклонно следовать такой стратегии, имеют высокий кредитный рейтинг и финансово устойчивы.