Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Характеристика теории управления финансами)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
Отрицательный денежный поток по текущей деятельности указывает, прежде всего, на отсутствие собственных оборотных средств даже для простого воспроизводства. Организации, имеющие отрицательный денежный поток от текущей деятельности, вынуждены либо прибегать к увеличению долга, чтобы поддерживать производство на прежнем уровне, либо продавать недвижимость и сокращать инвестиционные программы, а в более серьезных случаях - сокращать производство.[22] В случае устойчивой тенденции отрицательных результатов текущей деятельности организация в конечном итоге становится неплатежеспособной, и риск банкротства оценивается очень высоким.
Учету и оценке факторов риска придается большое значение в управлении финансами предприятий. Риск — это вероятность потенциальной потери вложенных средств либо недополучения дохода по сравнению с проектом или планом. Риск может быть оценен с помощью статистических методов, построенных на расчете стандартного отклонения переменной величины, например объема продаж или прибыли. В практической деятельности широкое применение нашли способы оценки риска с помощью эффекта рычага (левериджа). В соответствии с концепцией рычага:[23]
общий леверидж - операционный леверидж х финансовый леверидж (2)
Оценка силы операционного левериджа зависит от соотношения постоянных затрат и прибыли организации. Сила воздействия выражается в процентном изменении валовой прибыли, вызванном каждым процентом изменения выручки от реализации. Рассчитывается уровень производственного рычага как следующее отношение:[24]
(валовая прибыль + постоянные издержки): валовая прибыль = 1 + постоянные издержки: валовая прибыль (3)
Сила воздействия операционного левериджа указывает на уровень предпринимательского риска организации. При высоком значении силы операционного рычага каждый процент снижения выручки дает значительное снижение прибыли.
2. Анализ управления финансами в РФ
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами. [25]
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.[26]
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. [27]
Правительство Российской Федерации является важнейшим звеном в стратегическом управлении финансами государства. В то же время через Министерство финансов и другие соответствующие федеральные ведомства он выступает в качестве основного организатора, регулятора и координатора деятельности в области оперативного управления государственными финансами и кредитами.
Бюджетный процесс является неотъемлемой частью бюджетного планирования. Бюджетное планирование заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе программы социально-экономического развития страны в процессе создания и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней.
Бюджетный процесс - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по подготовке и рассмотрению проектов бюджетов, проектов государственных бюджетов внебюджетных фондов, регулируемых законом, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
- составление проектов бюджетов;
- рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
Первым шагом в процессе составления бюджета является создание бюджетов. Составлению бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и отраслей экономики, а также подготовка сводной финансовой отчетности, на основе которой органы исполнительной власти готовят проекты бюджетов.
Формирование бюджетов является исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации, ответственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые учреждения субъектов Российской Федерации и муниципалитеты несут ответственность за непосредственное составление бюджета.
Первым этапом подготовки федерального бюджета является разработка исполнительного плана по функционированию экономики на следующий финансовый год федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством прогнозного плана для функционирования экономики. На основании данных прогнозного плана Казначейство РФ разрабатывает основные характеристики домохозяйства и распределение расходов домохозяйства. Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации. [28]
МФ РФ направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.
Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования. В соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов и получателей средств, разработка предложений учреждениями, назначенными для экономических реформ, отмена неоплаченных нормативных актов и подготовка списка целевых программ, финансируемых из федеральных средств. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственным комитетом во главе с министром финансов Российской Федерации.
На основании документов, представленных федеральными органами исполнительной власти, Правительство Российской Федерации должно одобрить законопроект о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.[29]
Федеральный законопроект о федеральном бюджете на следующий финансовый год вместе с указанными в ст. 192 г. до н.э., за документы, представленные в Государственную Думу Российской Федерации.
Совет ГД направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта ГД может передать проект в согласительную комиссию (состоящую и представителей ГД, СФ и Правительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.
Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию. [30]
В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ. [31]
Когда законопроект о федеральном бюджете рассматривается в четвертом чтении, за него ставится голосование в целом; Поправки к проекту, которые возможны во втором и третьем чтении, не допускаются в четвертом чтении.
Федеральный закон о федеральном бюджете, принятый Государственной Думой на очередной финансовый год, выносится на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон и голосует в целом. В случае одобрения закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если проект отклонен, он передается в согласительную комиссию, пересматривается, представляется в Государственную Думу на утверждение в одном чтении, а затем повторно представляется в Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случае не подписания закона Президентом закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подпись Президентом Российской Федерации). В Российской Федерации установлено бюджетное исполнение бюджетов. Органы исполнительной власти несут ответственность за организацию исполнения бюджетов, управление бюджетными счетами и бюджетными средствами.
Особая роль отводится Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации - именно этот орган гарантирует соблюдение принципа единства фонда - зачисление всех поступающих поступлений и поступлений из источников финансирование бюджетного дефицита на едином бюджетном счете и выполнение всех запланированных расходов с единого бюджетного счета.