Файл: Проблемы профессиональных стрессов и выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования стресса не является новой для психологической науки, но при этом актуальность ее не угасает, даже более того, с увеличением темпа жизни, возрастающих требований к работнику, увеличения объемов работы, отчетности и прочего, современный человек все более подвержен стрессовым состояниям, что, в свою очередь, влияет на общее состояние организма, на эффективность работы, ее качество и результат. Безусловно, невозможно представить жизнь современного человека полностью без стрессов и стрессовых нагрузок, но снизить напряжение – можно и даже нужно. Одной из таких технологий оптимизации производственного процесса является внедрение программ «Бережливое производство», направленной на снижение производственных потерь, оптимизацию работы персонала в целях повышения качества обслуживания клиентов. При этом сам переход на новую программу, адаптация к ней, освоение новых методов и технологий, на начальных этапах внедрения также является стрессогенным.

Стресс – это феномен, которым страдают люди разных профессий, возрастов, сформированных ценностей и установок. В результате стрессовых состояний, а тем более, частых или длительных стрессов, у людей развиваются различные психосоматические аспекты – общее недомогание организма, проблемы сна, синдром хронической усталости, чувство одиночества, ненужности, повышенная тревожность, субъективное ощущение неблагополучия, повышенная агрессивность и конфликтность, злоупотребление психотропными средствами и т.п.

Актуальность. На современном этапе развития производства, все чаще прибегают к оптимизации работы предприятий. Как правило, оптимизация производственных процессов направлена на реализацию важнейших задач: повышение эффективности деятельности и сокращение затрат, на фоне внедрения современных технологий и улучшения качества организации труда. Внедрение нововведений в рабочие моменты, зачастую, влечет за собой стрессовые реакции и эмоциональное напряжение сотрудников. Безусловно, зная об особенностях протекания эмоциональных процессов, можно нивелировать деструктивные эмоциональные реакции и неблагоприятные последствия, ведь сохранение здоровья работников, обеспечение безопасности труда – важнейшая задача любого руководителя на предприятии.

Методологической основой исследования явились работы по психологии стресса (Г. Селье, Б. Р. Мандель, Л.А. Китаев-Смык, Ю. В. Щербатых, В. В. Суворова и др.), стрессоустойчивости (Ш. Мельник, В.Я. Апчел, В.Н.Цыган, Г. Селье, И.А. Усатов), профессиональному выгоранию (Х. Фрейденберг, В.В. Бойко, Л. С. Чутко, Н. В. Козина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова).


Цель курсовой работы: изучить проблему профессионального стресса и профессионального выгорания и методики их выявления.

Объект курсовой работы: проявления профессионального стресса и профессионального выгорания.

Предмет курсовой работы: методики выявления профессионального стресса и профессионального выгорания .

Задачи:

  1. Изучить понятие стресса, его психофизиологическую основу, теории стресса.
  2. Исследовать факторы, влияющие на стрессоустойчивость.
  3. Изучить понятие «профессиональное выгорание».
  4. Подобрать адекватные задачам исследования методики диагностики выраженности уровня стресса у сотрудников.

Методы исследования:

  • опросники:
    1. Методика «Инвентаризация симптомов стресса»;
    2. Методика «Шкала организационного стресса»;
    3. Методика «Шкала психологического стресса – PSM-25»;
    4. Методика «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя».
  • методы статистической обработки данных:
    1. Т-критерий Стьюдента;
    2. Коэффициент корреляции Пирсона.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФЕНОМЕНА СТРЕССА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ

1.1. Психология стресса: история возникновения понятия, его виды, формы

Проблемой возникновения психологических стрессовых ситуаций в процессе трудовой деятельности и социальной активности людей активно изучается со второй половины предыдущего столетия, чему послужил ряд причин.

Первая. Активное исследование биологического стресса, изучение причин его возникновения, как следствие – появление большого количества работ, посвященных влиянию стресса на работоспособность человека, воздействия экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние. Среди наиболее известных работ можно назвать труды У. Кеннона (1967), В.М. Бехтерева (1954), Г. Селье (1960), В. Арнольда (1967), В.И. Медведева (1979) и др.


Вторая. Активное исследование «человеческого фактора», специфики работы психических процессов, свойств и состояний личности специалистов, работающих в сфере повышенной ответственности, в условиях вредного производства, в профессиональных сферах, связанных с опасностью для жизни и здоровья человека, работа в ситуациях повышенного напряжения, в результате чего у человека снижается психологическая адаптивность, к следствие – снижение эффективности и безопасности труда, профессиональное выгорание, развитие психосоматических заболеваний.

Третья. Техногенные катастрофы, природные бедствия, террористические акты против людей спровоцировали значительное повышение уровня общей тревоги, эмоционального напряжения, усиливающегося чувства беспокойства. Иначе говоря, человек испытывает напряжение не только при прямом столкновении со стрессогеном, но и в ситуациях ожиданий возможного воздействия, а так же после столкновения с ним.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества [8, с. 5].

Основной сложностью при исследовании сути стресса является то, что на сегодняшний день, в современной науке отсутствует общая, единая теория относительно природы стресса и о тех вредных воздействиях на организм человека, которые он оказывает.

Тем не менее, попытаемся разобраться в основных теоретических направлениях, связанных с данным феноменом.

Стресс (от англ, stress – давление, нажим, напор, нагрузка, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, также – соответствующее состояние нервной системы организма всего или организма в целом [28, с. 5].

В.А. Бодров указывает на то, что под термином

«стресс»«…объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д., стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности» [8, с. 9].

Существуют разные точки зрения, связанные с возникновением термина «Стресс» и его авторством.

Так, по мнению Б.Р. Манделя, термин «Стресс» был введен в науку У.Б. Кенноном в 1932 году, понимая под ним универсальную реакцию организма, названную им «бороться или бежать». Позднее, в 1946 году, данный термин стал активно использовать в своих работах известный физиолог Ганс Селье – для определения состояния, названного им «общим адаптационным напряжением». Г. Селье еще в 1936 году опубликовал первую работу по исследованию общего адаптационного напряжения, но при этом категорически избегал термина «стресс», по той причине, что основное его использование, на тот период, имело отношение для обозначения состояния, связанного с нервно-психическим напряжением.


Ганс Селье почти сорок лет занимался изучением физиологических механизмов приспособления организмов к стрессу и пришел к убеждению, что «принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку, и даже к целым сообществам людей» [40], это навело его на идею изучать любое предъявляемое организму требование с точки зрения физиологического стресса. Г. Селье считал, что правила, столь успешно действующие на уровне клеток и органов, могут стать источником той подлинной философии жизни, которая приведет к выработке кодекса поведения, построенного на научных принципах, а не на предрассудках, традициях или слепом подчинении непререкаемым авторитетам [40].

Г. Селье, исследуя механизмы адаптационного напряжения, пришел к выводам об отсутствии прямых зависимостей эмоционального переживания при стрессовых ситуациях от физиологических механизмов, возникающих при стрессе. В результате, он предложил разделять стресс на дистресс и эустресс. Под дистрессом он понимал разрушающий дискомфортный стресс, протекающий на фоне ухудшения самочувствия, болезненных стрессовых физиологических процессов. Под эустрессом – приятный стресс, сопровождающийся такими формами переживаний как стресс, связанный с любовными переживаниями, творческими, состояниями вострога, вдохновения.

По мнению Джона Брайта, впервые термин «стресс» встречается в 1944 году, в журнале PsychologicalAbstract, но автора не называет. Ньютон обнаружил определение стресса, близкого к современному пониманию, в Оксфордском словаре английского языка, который был издан в XVIиXVII веках. Но, безусловно, популярность данный термин приобрел в середине XX века.

Дж. Брайт, описывая понятие стресса, указывает на то, что любые события, с которыми сталкиваются люди, являются стрессогенными, если события сопряжены с переживаниями любого рода. «…если вы относитесь к людям, которые постоянно ожидают самого худшего или обычно требуют от себя очень многого и имеют завышенные ожидания, то вы можете испытывать стресс при очень незначительных внешних воздействиях» [12, с.

5] В этом и есть основная проблема определения понятия «стресс».

Стресс может быть вызван абсолютно любым событием и обстоятельствами, являющимися хроническими. Дж. Брай т указывает на то, что стресс – это неизбежное следствие различных аспектов современной жизни, но главным фактором являются индивидуальные особенности людей, связанные с особенностями их восприимчивости и впечатлительности. Более того, сами последствия стресса нередко являются крайне негативными и часто влекут за собой возникновение и укрепление отрицательных привычек и состояний (навязчивые действия – привычка грызть ногти, волосы; повышенная раздражительность, яктации, снижение или утрата либидо, социальная изоляция – вплоть до снижения социальных контактов с друзьями и/или членами семьи, неутолимое чувство голода и т.п.), при усилении стрессовости, возникает более серьезная симптоматика: усиление тревоги и возникновение депрессии, приступы панических атак, истощение, повышение кровяного давления, кожные заболевания, бессонница, сексуальная дисфункция, мигрень, проблемы работы кишечника, расстройства менструального цикла; в крайних случаях, состояние может стать летальным [12].


Г. Селье, исследуя стресс, выделил три его стадии, каждая из которых имеет связь с такими изменениями в функционировании нервной и эндокринной систем, как:

  1. реакция тревоги,
  2. сопротивляемость стрессу,
  3. стадия истощения.

Селье ввел понятие «стрессоры», под которым понимал воздействия, вызывающие стрессовую реакцию. Многие ученые критикуют данное определение, видя в нем тавтологическую цепочку.

Мак-Грат определяет стресс как «существенный дисбаланс между требованием и возможностью прореагировать, в условиях, когда неспособность выполнить требование, ведет к важным последствиям».

В конце 20-го века, учеными Йексом, Беером и Роберте был проведен анализ крупных журналов, посвященных организационной деятельности, выпущенных в период с 1985-1989 гг. Статьи, в которых упоминались понятия «стресс» или «стрессовый» тщательно анализировались (всего 51 статья), в результате чего было выведено четыре категории, связанные со стрессом и его возникновением:

  1. Стресс – это характеристика стимула (41%);
  2. Стресс – это реакция (22%);
  3. Стресс – это и стимул, и реакция (25%);
  4. 4) Неясный смысл (14%).

Здесь наблюдается известный бихевиориальный подход «Стимул-Реакция».

Исследования в областях профессиональной деятельности людей соотносят факторы внешней среды (рабочая нагрузка) с конечным результатом (тревога). Существует предположение, что в детали этого процесса могут быть внедрены включения (доступность социальной поддержки, ослабляющей связь между стрессором и напряжением).

Еще один исследователь в области стресса – Поллак, указывает на то, что распространение стресса является атрибутом темпа современной жизни. При этом, Эйврилл конфронтирует данному утверждению: такие факторы как угроза жизни, стремительные социальные изменения, нестабильность экономики – много столетий сопутствовали человечеству и те события, которые переживали представители других эпох вряд ли можно отнести к менее стрессовым. Безусловно, оценить стресс и его причины – крайне сложная задача, но соотнесение разных эпох в контексте различий переживания стресса – не вполне обосновано.

Исследование, проведенное Поллаком оказалось необычным и противоречивым по своей сути: в ходе исследования Поллак попытался изучить восприятие стресса разными людьми. Он интервьюировал людей, переехавших из бедных и перенаселенных кварталов в современные просторные особняки. Опрошенные, с одной стороны, ностальгировали о прежней жизни, считая, что современный мир – источник постоянных стрессовых ситуаций; новая жизнь оценивалась ими как стремительная, шумная, напряженная, в ней ни до кого нет дела. Повышение уровня жизни связывалось с уплощением социальных связей и утратой чувства общности. С другой стороны, отвечая на вопрос, чтобы предпочли испытуемые – нынешний образ жизни или прежнюю жизнь, практически все ответили, что жизнь в особняках им нравится много больше. Данное исследование показывает, что стресс – субъективно переживаемое состояние, связанное как с личными особенностями, так и предыдущим опытом, отношением к жизни – прошлой, настоящей.