Файл: Гипертекст. Базовый материал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2019

Просмотров: 1521

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двадцать пятого ноября 1998г. было подписано Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами-участницами Содружества Независимых Государств. Необходимо отметить, что в соответствии с Венскими конвенциями 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских представительствах данные учреждения освобождаются от взимания практически всех видов налогов в государстве пребывания. Такое же положение распространяется и на представительства международных организаций, а также сотрудников и членов их семей, не являющихся гражданами страны пребывания. В настоящее время Российская Федерация активно развивает систему заключения международных договоров о правовой помощи по административным и налоговым делам.

Практически обозначено отнесение к источникам права решений Конституционного Суда Российской Федерации, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», занимается толкованием Конституции России. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного Суда, которая обладает нормативным значением. Постановления Конституционного Суда РФ обязательны не только для участников спора, но и для иных субъектов. В частности, в случае признания нормы закона не соответствующей Конституции РФ законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.

В ряде своих постановлений Конституционный Суд выделил важнейшие критерии, которым должна отвечать практика налогообложения, а также определил правовую позицию в отношении ряда законодательных актов о налогах и сборах. При принятии Налогового кодекса во многом были учтены правовые позиции Конституционного Суда РФ, и позднее постановления Конститу­ционного Суда вносили определенную нормативную основу в налоговое законодательство. Так, в постановлении от 30.01.2001г. по делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ (ее статьям 19, 55 и 57) положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.1998г.), касающиеся порядка введения региональных налогов (налога с продаж).

Следует сказать и о значимости для налогового прав норм общих законов, которые устанавливают определенные положения, относя­щиеся и к налогообложению. Такими общими законами являются Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др.


Понятие налогов и сборов, их виды


К понятию «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.


Законодательное определение налога дано в статье 8 части первой Налогового Кодекса РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Установленное Налоговым кодексом РФ определение понятия налога в целом включило в себя его основные правовые и экономические признаки и функции. Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Другой функцией является регулирующая, сущность которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их помощью может регулироваться потребление населения, его доходы. В литературе отмечается также, что налоги выполняют свойственную финансам контрольную функцию, в частности, они способствуют государству проконтролировать законность хозяйственной дея­тельности субъектов, правильное распределение их доходов.

В налоговое законодательство включены также понятия сбора и пошлины. Сборы и пошлины не имеют финансового значения, присущего налогам, хотя некоторые их черты являются общими.

Налоговым кодексом РФ установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные Налоговым кодексом (ст. 13-15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

Пошлинаособый вид налога и сбора, взимаемый с юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и государством в лице государственных органов.

Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения в связи с его деятельностью. Особо следует подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачивается не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определятся общественно полезной функцией суда – поддержанием режима законности.


Налоги и сборы можно классифицировать по различным основаниям. Налоговый кодекс РФ выделяет только одно классифицированное деление по степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов. К их числу относятся государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет – они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) налог на доходы физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты РФ свободны в определении условий взимания региональных налогов. Налоговый кодекс определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ, то есть на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой Кодекса).

Статьей 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам отнесены:

  1. налог на имущество организаций;

  2. налог на недвижимость;

  3. дорожный налог;

  4. транспортный налог;

  5. налог на игорный бизнес;

  6. региональные лицензионные сборы.

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муници­пальных образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов.

Статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации установила следующие виды местных налогов и сборов:

  1. земельный налог;

  2. налог на имущество физических лиц;

  3. налог на рекламу;

  4. налог на наследование или дарение;

  5. местные лицензионные сборы.


Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

В зависимости от характера взимания и использования налоги подразделяются на общие и целевые. Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Такими налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на рекламу и др. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма взимания средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога. К таким налогам следует отнести налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, земельный налог и некоторые другие.

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми признаются налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно обращены к доходам, имуществу и т.п. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров, работ и услуг и уплачиваются покупателем. Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара.

По периодичности взимания налоги и сборы бывают регулярными и разовыми. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо осуществления плательщиком какого-либо вида деятельности, приносящей доход. Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара.

В зависимости от субъектного состава налоги и сборы подразделяются на три вида:

1) уплачиваемые только юридическими лицами (например, налог на прибыль, налог на игорный бизнес);

2) уплачиваемые только физическими лицами (налог на доходы, налог на имущество физических лиц);

3) смешанные налоги и сборы, уплачиваемые всеми категориями субъектов (транспортный налог, земельный налог, государственная, таможенная пошлина и др.).

Существует деление налогов и сборов на виды и по другим основаниям.


Налоговые правоотношения


Налоговые правоотношенияэто отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения имеют несколько существенных признаков и особенностей:


1) налоговое правоотношение – это общественно значимое отношение. Данные правоотношения возникают между определенными лицами (юридическими и физическими) и имеют общественную значимость в первую очередь в сфере налогообложения;

2) налоговые правоотношения регулируются нормами налогового права, то есть эти отношения возникают на основе норм налогового права, складываются в соответствии с правовыми предписаниями, осуществляются в пределах норм налогового права и прекращаются на их основе;

3) налоговые правоотношения представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) налоговые правоотношения основаны на властных отношениях, поскольку с одной стороны в них всегда выступает государственный орган или орган, уполномоченный государством;

5) налоговые правоотношение – это отношения, возникающие по поводу денежных средств и уплаты их в доход государства, а также по поводу приобретения определенных прав или разрешений (в отношении сборов). При этом уплата налога носит односторонний характер и не предусматривает какое-либо встречное удовлетворение;

6) налоговые правоотношения являются четко определенными, конкретными отношениями. Это связано с их характером и невозможностью, без соответствующего закрепления в норме налогового права, вносить какие-либо изменения и дополнения.

Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений установлены налоговым законодательством.

Необходимо также сказать и об отношениях по установлению и взиманию таможенных платежей, а также отношениях, возникающих в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, к которым законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Под структурой налогового отношения понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений образуют следующие три элемента:

1) объекты правоотношений;

2) субъекты правоотношений;

3) содержание правоотношений.

Объект налоговых правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения, ради чего субъекты вступают в правовую связь. В налогово-правовой литературе в качестве объекта налоговых правоотношений, как правило, указывается обязательный безвозмездный платеж (налог или сбор). Размер платежа определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами. Некоторые ученые и специалисты в качестве основного объекта налоговых правоотношений называют денежное средство (мате­риальное благо), которое должно быть внесено налогоплательщиком в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога или сбора или взыскано принудительно налоговыми органами.