Файл: Гипертекст. Базовый материал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2019

Просмотров: 1515

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года.


4. Правовые акты в сфере государственного управления

Понятие правового акта государственного управления - это законное властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление или прекращение административных правоотношений с целью реализации функций государственного управления.

Общие черты правовых актов сферы управления:

  • они регулируют однотипные отношения (типовые правила, статус органов власти);

  • они рассчитаны на неопределенный круг лиц;

  • имеют правоохранительный характер.

Виды правовых актов государственного управления


Орган исполнительной власти

Наименование правового акта

Правительство

Постановление, распоряжение

Руководители федеральных министерств, комитетов, служб, комиссий

Приказы, постановления, инструкции

Руководители субъектов федерации

Указы

Администрации субъектов федерации и их подразделения

Постановления, распоряжения


Требования к правовым актам сферы государственного управления:

  • это подзаконный акт, издаваемый на основе правовых актов большей юридической силы;

  • он опирается на властные полномочия государственного управления;

  • носит императивный (повелительный) характер;

  • он не должен нарушать законные права физических и юридических лиц;

  • его исполнение обеспечивается государственным принуждением;

  • он издается полномочным органом от имени государства;

  • он направлен на достижение определенных юридических последствий;

  • имеет установленную процедуру принятия.

По форме они могут быть письменные (в основном), устные, в форме конклюдентных действий (жест инспектора ГИБДД).

5. Административное правонарушение и административная ответственность


Понятие административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, предусмотренных настоящим Кодексом, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1).

Характерные признаки административного правонарушения:

наличие деяния в форме действия или бездействия, имеющего:

антиобщественный, противоправный и виновный характер.

Состав административного правонарушения - это совокупность элементов, наличие которых может повлечь применение административной ответственности. Правонарушение должно иметь объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.


Объект административного правонарушения - это государственные (общественные) интересы и права, на которые посягает правонарушитель.

Объективная сторона правонарушения - это совокупность вредных последствий посягательства на общественные интересы.

Субъект административного правонарушения - это лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель.

Субъективная сторона правонарушения - это мыслительное и психическое отношение правонарушителя к содеянному в форме вины, умысла, цели, мотива. При этом административное правонарушение признается совершенным:

а) умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия и предвидело его вредные последствия.

б) по неосторожности, если лицо, его совершившее не предвидело возможности наступления таких последствий либо самонадеянно рассчитывало их предотвратить.

в) лицом, достигшим к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. (ст.2.2)

Виды административных правонарушений (излагаются в Особенной части КоАП):

  • против личности (здоровья, собственности, трудовых прав);

  • против общественного порядка, экологические;

  • против государства (налоговые, таможенные, государственной власти).

Понятие административной ответственности - это вид юридической ответственности, применяемый компетентным органом или должностным лицом к правонарушителю.

Субъекты применения административной ответственности:

а) административный орган;

б) должностное лицо; в) суд.


Административная ответственность различных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории России административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст.2.6.).


Основания освобождения от административной ответственности

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам, эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред:

а) в состоянии крайней необходимости;

б) в состоянии невменяемости,

в) при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.7, 2.8).


Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение правонарушителем, его последствий, добровольное возмещение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии аффекта либо при стечении тяжелых обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;


5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП (ст. 4.2).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование прекратить;

2) повторное совершение административного правонарушения, за совершение которого лицо уже подвергалось административному наказанию;

3) вовлечение в совершение правонарушения несовершеннолетнего;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности (ст. 4.3).

Понятие административного наказания

Административное наказание - это мера ответственности виновного лица за совершение административного правонарушения, применяемая уполномоченным органом к правонарушителю в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Административное наказание не может иметь своей целью:

а) унижение человеческого достоинства;

б) причинение физических страданий;

в) нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1).

Общие правила назначения административного наказания

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в соответствии с настоящим Кодексом. При его назначении учитываются:

а) характер совершенного им административного правонарушения;

б) личность виновного;

в) его имущественное положение;

г) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст. 4.1).

Сроки наложения административного наказания:

  1. два месяца со дня совершения или обнаружения проступка;

  2. месяц со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела.


Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут назначаться следующие основные административные наказания:


а) предупреждение - письменное официальное порицание правонарушителя;

б) административный штраф - от одной десятой минимального размера оплаты труда до 25 МРОТ на граждан; 50 МРОТ на должностных лиц и 1000 МРОТ на юридических лиц; либо равен, но не более 3-х кратной стоимости:

  • предмета административного правонарушения;

  • суммы неуплаченных налогов;

  • суммы незаконной валютной операции;

  • суммы неуплаченного административного штрафа;

в) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок - от одного месяца до двух лет; лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью (за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся); лишение специального права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию;

г) административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток; не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп; срок административного задержания включается в срок административного ареста;

д) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица; срок - от шести месяцев до трех лет; применяется также к арбитражным управляющим.

В качестве основного и дополнительного административного наказания могут применяться:

е) возмездное изъятие орудия правонарушения, то есть принудительное изъятие и реализация орудия правонарушения с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на его реализацию (за исключением дозволенных орудий охоты или рыболовства);

ж) конфискация орудия предмета правонарушения, то есть принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или не изъятых из оборота вещей; (исключения - те же);

з) административное выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства - принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу России за ее пределы; назначается соответствующими должностными лицами. Все наказания назначаются судьей, кроме пунктов “а” и “З” (ст.3.2-3.10).


Давность привлечения к административной ответственности



Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение таможенного законодательства, об охране окружающей природной среды, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, по нарушениям, влекущим дисквалификацию - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Эти соки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, а в случае отказа в возбуждении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения - со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ст. 4.5).

6. Меры обеспечения дела об административном правонарушении (гл. 27)

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление - принудительное препровождение лица для составления протокола об административном правонарушении;

2) административное задержание - кратковременное ограничение свободы от 3 до 48 часов; задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях, которые должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления;

3) личный досмотр, досмотр вещей и транспортного средства, находящихся при физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола; осмотр принадлежащих предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии предпринимателя или его представителя и двух понятых; досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, кроме случаев, не терпящих отлагательства;

4) изъятие вещей, явившихся предметами правонарушения и доказательных документов (удостоверения тракториста, машиниста, судоводителя, водителя, пилота, вместо которых выдается временное разрешение до вступления в законную силу постановления по делу о правонарушении) осуществляется должностными лицами в присутствии двух понятых. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия и хранятся в местах, определяемых полномочным лицом. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются, а наркотические средства, психотропные вещества и алкогольная продукция, не отвечающие требованиям стандартов, подлежит уничтожению в установленном порядке; стоимость изъятых вещей определяется на основании установленных государственных цен; если их нет, то на основании рыночной стоимости, установленной экспертами;