Файл: Ответы - Стилистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2019

Просмотров: 1710

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

!!! От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются, иначе будут нарушены нормы литературного языка, например: Мы завидуем зрителям, попадущим на спектакль.


Деепричастие.

В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различаются деепричастия несовершенного вида (назначать — назначая,, оперировать — оперируя) и совершенного вида (удалить — удалив, рассмотреть — рассмотрев). В деепричастиях, обр. от возвратных глаголов, сохраняется суффикс -ся (-съ) (подняться — поднявшись; вернуться — вернувшись).

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются: а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь — жгут, ждать — ждут, лгать — лгут. Исключение: мчаться — мчатся — мчась; б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: писать — пишут, хлестать — хлещут; в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут; г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.

Большинство деепричастий с суффиксом –вши, -ючи носят либо устарелый характер, либо являются стилистически окрашенными под народную или старинную речь. Н-р: Давши слово, крепись; снявши голову, по волосам не плачут; либо - жить припеваючи.


18. Словообразование в нормативно-стилистическом аспекте. Книжные и разговорные словообразовательные средства.

Норма словообразовательная - правило, определяющее порядок соединения частей слова и образования нового слова по определенной модели.

Словообразование вызывает стилистический интерес, если:

- мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственную мотивирующему (дочь - дочурка)

- если аффиксация способствует функционально-стилевой закрепленности слова (даром – задаром (просторечное)

- Если особенности словообразования ограничивают сферу употребления слов, которые получают профессиональный или жаргонный оттенок (мультфильм - мультяшка)

- Если особенности словообразования способствуют архаизации слов (грузинец - грузин)

- если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов (прозаседавшиеся)

Функции словообразования:

  1. номинативная – создает новые лексические единицы и служит побребностям номинации

  2. участие в организации текста



  1. Словообразовательные правила и стилистика.


Слово, образованное от другого слова называется производным; основа от которой производятся новые слова называется производящей; слова образованные от одной основы называются однокореными или родственными

Морфологические способы словообразования

При помощи приставки

со-товарищ, сверх-скоростной, про-читать

при помощи суффикса

бан-щик, лет-н-ий, совет-ова-ть


при помощи приставки и суффикса одновременно

под-окон-ник, бес-плат-н-ый

Сложением слов или основ

платье-костюм, языкознание

Сокращением основ при котором слово образуется

- из начальных слогов целого словосочетания

колхоз, рабкор

- из начальной части одного слова и целого другого слова

агитпункт, стенгазета

- путем сокращения сложных названий по первым буквам

МГУ, УрГУ

- из начальных звуков слов исходного словосочетания

вуз, РИА


  1. Стилистически окрашенные словообразовательные модели.

Наиболее стилистически окрашенной является суффиксальная словообразовательная модель:

- суффиксальные образования с шутливой окраской (вечерком он чувствует себя здесь маленьким царьком)

- суффиксы, выражающие пренебрежение (статейку тиснул в пол-листа)

- суффиксы, указывающие на негативную оценку лица (французик из Бордо)

Но не всегда экспрессивное словообразование стилистически мотивированно. Например, рассказывая о бандитском нападении на кандидата депутата в губернаторе в Ульяновске, журналист средствами аффиксации придает речи неуместное насмешливо-ироническое звучание. (С другими желающими руководить областью судьба обошлась покруче… потом выстригли вокруг разы волосу, смазали головушку зеленкой)

Префиксация – усиливает стилистическую окраску, придает разговорные и просторечные признаки


  1. Словообразовательные правила создания эмоционально – экспрессивной окраски речи.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

От существительных, нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении, путем аффиксации можно образовать слова с оценочным значением. (дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка). Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом - домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки.

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция;

собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё;

отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: спанье, суетня, кислятина, пошлятина,

Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак

префиксация существительных. Ей обязаны своей выразительностью такие, например, слова, как раскрасавица, сверхчеловек, ультрамода, экстросовершенство. Однако префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Аффиксация. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также - отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий. Экспрессивны приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления признака: всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый. Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа милый-милый, долгий-предолгий, которые указывают на сильное проявление признака.


ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ:

Числительные, как правило, не образуют экспрессивных форм с помощью аффиксации. Исключение составляют лишь те, которые совмещают значение числительных и других частей речи. Так, слова тысяча, миллион, миллиард, сохраняющие грамматические признаки имен существительных, образуют формы субъективной оценки: тысчонка, миллиончик. В составе неопределенно-количественных слов, совмещающих функции числительных и наречий, суффиксальные экспрессивные образования не редкость: немножко, немножечко, маленько, маленечко, многовато, маловато, столечко.

МЕСТОИМЕНИЯ:

Среди местоимений можно указать такие, которые благодаря суффиксам получают экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, ничегошеньки, никогошеньки, таковский. Все они снижены; причем некоторые выражают иронию, пренебрежение.

НАРЕЧИЯ:

В стилистическом словообразовании наречий отражаются закономерности аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносительны, и прежде всего существительных и прилагательных: рядком, вприкусочку, вприсядочку, давненько, недалечко, полегоньку, ранешеньку, а также числительных: помаленьку, нисколечко и местоимений: по-свойски, по-нашенски. Отдельные словообразовательные модели типичны только для наречий: опосля, впервой, вдругорядь.

ГЛАГОЛЫ:

Как правило, экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, тыкать, выкать; междометий: ахать, охать, мукать, тявкать, а также от существительных и качественных прилагательных, имеющих оценочное значение: базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать, подличать.

Среди глагольных новообразований продуктивны сниженные глаголы на -ничать: активничать, дипломатничать, насмешничать, подхалимничать, принципиальничать и др. их дополнительные смысловые оттенки - неодобрение, порицание.

Другая продуктивная модель - глаголы на -ить, образованные от существительных: бюллетенить, температурить. Они также выделяются сниженной окраской.

Для глагольного словообразования весьма характерно снижение стиля путем прибавления постфикса -ся, который в этом случае не влияет на залоговое значение глагола: звониться, зеленеться, краснеться, маячиться, обещаться.

В арсенале словообразовательных средств глагола большое место занимает префиксация, которая значительно усиливает их экспрессивную окраску: тратиться – поистратиться

Среди многочисленных приставочных образований глаголов особое внимание стилиста привлекают те, которые имеют сильную экспрессию, хотя образованы сочетанием нейтральных основ с нейтральными аффиксами: добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др. Именно приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления (исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску.



19. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций. Типичные ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов. Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Устранение стилистических недочётов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.


ЛИТ.РЕД


  1. Редактирование как форма творческой работы над текстом.

Редактирование- это критический анализ произведения с целью его правильной оценки и помощи автору в совершенствовании содержания и формы ради интересов читателя и общества.

Осн. задача лит. ред-я улучшить стиль, язык, композицию произведения. Он обязан сделать текст не только лекс. и грамммат. правильным , но и доходчивым и легко воспринимаемым. Редактор должен помочь автору выбрать из языковых сред-в именно те,кот-е точно и понятно передают мысль. Если тема плохо разработана автором, то редактор помогает исправить ход рассуждений, аргументацию. При ред-м вмешательстве может даже поменяться не только форма текста, но и его смысл, содержание( при правке-переделке).Ред. обязательно должен хорошо знать задачи той области, в кот-й он работает( радио ,ТВ, ..)

Выделяются аспекты, при оценивании и анализе текста:

- Социалольно-политический (редакционная политика)

- научный (достовреность мастериала)

- Правовой (закон о СМИ)

-Литературный (форма выражения содеражния)

Можно также выделить качества редактора:

1.Отвественность

2.Внимательность, Зоркость

3.Хорошее языковое чутье

4.Достоверные источники

2. Технология редакторского анализа.

Редактирование- это критический анализ произведения с целью его правильной оценки и помощи автору в совершенствовании содержания и формы ради интересов читателя и общества.

1. Понять смысл текста

2.Определить формальные средства, которые использовал автор для передачи смысла (по жанру), опередить вид текста (описание,повествование, рассуждение)

3.Представить, как поймет текст читатель

4.Определить, на что текст нацелен реально и на то что должен быть нацелен

5.Оценить текст. Если оценка снижена, то процесс анализа продолжается.

6.Установить, почему исполнение расходится с замыслом и почему текст воздействует не так,как надо.

7. Найти средства для устранения недостатков

8.Изменить текст с помощью этих средств (либо автор, либо сам редактор)

9.Проверить,действительно ли текст стал лучше

3. Виды правки. Правка-сокращение.

Редактирование- это критический анализ произведения с целью его правильной оценки и помощи автору в совершенствовании содержания и формы ради интересов читателя и общества

Цель правки-сокращения – уменьшить объем текста, довести его до заданного размера. Обычно сокращения как специальный вид правки бывают вызваны необходимостью внести конъюнктурные изменения или различными техническими соображениями. Правка-сокращение в отличие от правки-вычитки уже прямое вмешательство в текст, поэтому редактор должен учитывать особенности его смысловой и синтаксической структуры. Характер изменений, вносимых обычно в текст при сокращении, позволяет разделить их на две группы: сокращение текста частями и сокращения, которые мы условно назовём внутритекстовыми. В первом случае исключаются части текста, представляющие собой определённые смысловые звенья. Они, как правило, оформлены композиционно и синтаксически. Сокращение однотипных примеров, фактов одного смыслового ряда, частных подробностей не вызывает трудностей при редактировании. Если сокращения намечены правильно, не искажают смысла и не противоречат манере автора, текст после них нуждается в минимальной дополнительной обработке «стыков» между оказавшимися после правки рядом частями текста. Она необходима для достижения его связности. Сокращая текст, редактор всегда должен тщательно следить за тем, чтобы эпизоды и факты, исключённые в процессе правки, не упоминались косвенно в последующем изложении.





  1. Методика правки текста.


Методика редактирования сосредоточивает свое внимание на сравнении вариантов текста, возникающих в процессе правки, сравнении неудачных вариантов с выправленными. Новый шаг в методике сравнения текстов сделан в наши дни, когда редакторский труд оснащается современными техническими средствами. Редактор получил возможность сопоставлять варианты текста, вызвав их одновременно на экран дисплея. Такое сравнение наглядно и убедительно.

Идеи лингвистического и стилистического экспериментов плодотворны для редактирования. Они дают возможность опереться на данные научных исследований при конструировании вариан­тов высказываний, определить значение отрицательного языкового материала, его функции при анализе текста, обосновать методику редакторской правки.

Методика редактирования различает три вида чтения: ознакомительное, углублённое и шлифовочное. При ознакомительном чтении следует сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое. Ознакомительное чтение – быстрое. Овладеть его техникой помогают систематические тренировки, в результате которых скорость чтения может увеличиваться в три-четыре раза. Даже после небольшой подготовки можно научиться читать со скоростью 400–600 слов в минуту, читая не по буквам и словам, а строками и абзацами. Однако опыт показывает, что постижение техники скорочтения – процесс далеко не безобидный, он требует ломки прочного стереотипа так называемого «вялого» чтения. Тренировки лучше проводить под руководством преподавателя, по специально разработанной системе.

При втором, углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Постижение смысла прочитанного начинается с постижения внешних его форм и заканчивается включением механизма смыслового контроля. Последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложения, фразы к целостному тексту. Концентрации внимания помогает параллельная с чтением работа над редакторскими замечаниями. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать замечания к каждой части.

К шлифовочному чтению редактор прибегает на завершающем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чте­ние избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, например, возникает необходимость проверить единообразие написания имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты.

Углублённое прочтение текста – ключевой этап редакторского анализа. Специалисты считают, что подлинным прочтением текста может быть именно второе его прочтение, «в ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно относится читателем и слушателем к целому, только в этом случае целое уже известно из предшествующего – первого чтения или слушания».1 Второе чтение подразумевает возврат к прочитанному, соотнесение друг с другом фрагментов текста. Для лингвиста – это «путь разысканий значений слов, оборотов, ударений, ритмов»,2 для историка и литературоведа – попутное комментирование прочитанного при движении от одной строки к другой.* Литературоведению известны и «парадоксы медленного чтения», когда намерение «научиться читать» приводило к тому, что за мелкими деталями терялось целое. Редактору важно определить меру подробности своих наблюдений при медленном чтении. Именно в оценке с позиций целого каждой детали, каждой подробности, сообщаемой текстом, – смысл углублённого редакторского чтения.