ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2019
Просмотров: 536
Скачиваний: 5
для сокращенной программы
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Общая трудоёмкость (часах) |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Учебная работа |
В.т.ч. активных форм |
Самостоятельная работа |
|||||||
всего |
лекции |
Практ. |
|||||||
|
Художественная публицистика: своеобразие. Очерк, эссе. |
3 |
|
5 |
2 |
3 |
2 |
49 |
Устный опрос; проверка конспектов; проверка дневника чтения; проверка досье; проверка творческих заданий |
|
Сатирическая художественная публицистика: фельетон, памфлет |
3 |
|
5 |
2 |
3 |
2 |
49 |
Устный опрос; проверка конспектов; проверка дневника чтения; проверка досье; проверка творческих заданий; экзамен |
4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
4.2.1 Содержание лекционного курса
№ |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела дисциплины |
Результат обучения, формируемые компетенции |
1 |
Своеобразие художественной публицистики. Очерк
|
Публицистика. Своеобразие публицистического отображения действительности. Цель, роль, функции, классификация публицистики. Художественная публицистика в системе современной журналистики. Жанрообразующие признаки (предмет, цель, методы отображения действительности, язык и стиль, автор и читатель). Очерк как жанр художественной публицистики. Природа очерка. Виды очерка. Классификация очерка по предмету. Язык и стиль («очерковость» и интимизация изложения). Сюжет и композиция очерка. Образ в очерке. Типизация и ее виды. Художественное и публицистическое начала в очерке. Особенности позиции автора |
ОК-4: уметь логически ясно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь; воспринимать, анализировать, обобщать информацию; ПК-23: владеть методами сбора информации (интервью, наблюдение, работа с документами, селекции, проверки и анализа) ПК-26: знать основные требования, предъявляемые к информации в СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм точек зрения); - владеть навыками проверки информации в СМИ ПК-27: владеть знаниями о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика); - уметь работать с жанрами новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистики. ПК-39: знать структурные схемы текстов; - уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами и технологическими требованиями; выстраивать логическую структуру, формулировать выводы |
2 |
Русский очерк первой половины XIX века |
Истоки и предпосылки формирования жанра. Формирование типологии русского очерка. Формирование путевых очерков (А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин). Нравоописательные очерки 20-30-х годов (А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь). Физиологический очерк: история возникновения, новизна тематики, специфика отражения действительности (Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, В.И Даль). |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
3 |
Русский очерк второй половины XIX века |
Преломление традиций физиологического очерка и новаторство очерковых форм в творчестве (И.В. Тургенев, Л.Н. Толстой). Усилие роли публицистики в 60-х годах XIX века. Формирование проблемного очерка и циклов проблемных очерков (крестьянская тема в очерках Г.И. Успенского, В.Г. Короленко). Очерк конца XIX века (А.П. Чехов). |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
4 |
Русский очерк ХХ века |
Русский советский очерк начала ХХ века (А.М. Горький, М. Кольцов). Развитие теории жанра. Военная очеркистика периода Второй мировой войны. Международный очерк (А.М. Горький, М. Кольцов, И. Ильф и Е. Петров, М. Стуруа, Г. Боровик). Проблемный очерк второй половины ХХ века (А.А. Аграновский). В. Песков и «Окно в природу». |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
5 |
История эссе |
Истоки жанра: Япония Х века, дзуйхицу Сей Сёнагон («Записки у изголовья»); Франция, 80-е гг. XVI в., Мишель де Монтень и его «Эссе». Формирование так называемой эссеистской манеры письма. Эпоха Просвещения и нравоучительные эссе Р. Стиля и Дж. Аддисона в журнале «Зритель». Массовизация прессы в XIX в. Эссеистика Э. Золя в газете «Фигаро» («Новый поход»). Западноевропейское эссе ХХ в.: Дж. Оруэлл; У. Эко. Русское эссе: М.В. Ломоносов «О качествах стихотворца рассуждения» (1755 г.); Н.М. Карамзин «Что нужно автору» (1794 г.), А.С. Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург» (1834 г., эссеистская полемика с А.Н. Радищевым). Русский эссеизм ХХ века: М. Горький, И. Эренбург. М. Н. Эпштейн – теоретик эссе. |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
6 |
Эссе: своеобразие жанра |
Определение. Жанроопределяющие признаки эссе. Предмет (широкий содержательно-тематический разброс; понятие «цитатное письмо» (С.И. Сметанина)). Виды эссе в зависимости от предмета (А.А. Тертычный). Цель (человек ставит опыт на себе: внимание переключается с объекта рассуждения на субъект). Методы отображения действительности. Авторское «я». Понятие «искренности». Композиционно-речевой план эссе (свободное движение мысли, переходы от конкретного к абстрактному; линейный, циклический и фрагментарный типы композиции). Язык (образность и афористичность; повтор ключевых слов, амплификация; терминологизация слова-образа, парадокс). |
ОК-4: уметь логически ясно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь; воспринимать, анализировать, обобщать информацию; ПК-23: владеть методами сбора информации (интервью, наблюдение, работа с документами, селекции, проверки и анализа) ПК-27: владеть знаниями о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика); - уметь работать с жанрами новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистики. ПК-39: знать структурные схемы текстов; - уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами и технологическими требованиями; выстраивать логическую структуру, формулировать выводы |
7 |
Сатирические жанры художественной публицистики. |
Своеобразие сатирической публицистики. Характеристика подгруппы сатирических жанров. Понятия комического и смешного. Этапы изучения комического в философии, эстетике, литературоведении. Модификации комического: ирония, сатира, юмор (А.Н. Тепляшина). Жанрообразующие признаки фельетона. Фельетонный факт. Сатирическая типизация. Приемы сатирической типизации: карикатура, гротеск, гипербола, литота и др. Жанрообразующие признаки памфлета. |
ОК-4: уметь логически ясно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь; воспринимать, анализировать, обобщать информацию; ПК-23: владеть методами сбора информации (интервью, наблюдение, работа с документами, селекции, проверки и анализа) ПК-26: знать основные требования, предъявляемые к информации в СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм точек зрения); - владеть навыками проверки информации в СМИ ПК-27: владеть знаниями о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика); - уметь работать с жанрами новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистики. ПК-39: знать структурные схемы текстов; - уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами и технологическими требованиями; выстраивать логическую структуру, формулировать выводы |
8 |
Сатира и юмористика в России XIX-XX веков: фельетон и памфлет |
Жанр фельетона. История возникновения термина. Развитие жанра в России. Виды фельетона (беллетристический и публицистический). Советский фельетон в творчестве М. Кольцова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко и др. Памфлет. История памфлета от Античности и до наших дней. Русский и советский памфлет: Д.И. Писарев «Пчелы»; Я. Галан, Л. Леонов. |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
4.2.2 Содержание практических занятий
№ |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела дисциплины |
Результат обучения, формируемые компетенции |
1 |
Своеобразие художественной публицистики. Очерк
|
1. Найти очерк в газете или журнале. Доказать принадлежность материала к группе жанров художественной публицистики, проанализировав по жанрообразующим признакам. Определить вид очерка. Оценить актуальность. Охарактеризовать тематику и проблематику, композицию и сюжет. Обнаружить и дать характеристику средствам публицистического отображения действительности. Выявить художественно-изобразительные средства (образы, типизацию, стилистические фигуры и тропы). 2. Письменное творческое домашнее задание: Написать три «зачина» к зарисовке новогодней тематики – в зависимости от направленности на конкретного читателя: подростковая аудитория, молодежная, студенческая, женская, старшего возраста, творческая, бизнес-аудитория. ИЛИ: написать житейскую историю на основе реальных событий в жизни студента или его семьи. 3. Прочитайте очерк «Жаворонки над степью» («Литературная газета», 2-8 марта 2005 г., №9 (6012)). Определите вид очерка, оцените актуальность, тематику и проблематику. Проанализируйте композицию. Выявите основные образы очерка. Какие стилистические фигуры и тропы участвуют в их создании? Образ автора. Приемы интимизации изложения. Охарактеризуйте взаимодействие документальности и образности в очерке. Поэтика заглавия. |
ОК-4: уметь логически ясно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь; воспринимать, анализировать, обобщать информацию; ПК-23: владеть методами сбора информации (интервью, наблюдение, работа с документами, селекции, проверки и анализа) ПК-26: знать основные требования, предъявляемые к информации в СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм точек зрения); - владеть навыками проверки информации в СМИ ПК-27: владеть знаниями о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика); - уметь работать с жанрами новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистики. ПК-39: знать структурные схемы текстов; - уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами и технологическими требованиями; выстраивать логическую структуру, формулировать выводы |
2 |
Русский очерк первой половины XIX века |
1. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Тематика, проблематика, образ автора, художественные приемы. 2. Нравоописательные и бытописательные очерки 20-30-х годов. «Петербургские записки 1836 года» Н.В. Гоголя. Тематика очерка, особенности выражения авторской позиции. 3. «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина – круг тем, своеобразие структуры, авторская интонация. 4. Физиологический очерк. История возникновения, новизна тематики, специфика отражения действительности. Историческое значение физиологического очерка с точки зрения эволюции жанра. Очерк В.И. Даля «Петербургский дворник». Образы героев, позиция автора. Своеобразие языка и стиля. |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
3 |
Русский очерк второй половины XIX века |
1.Преломление традиций физиологического очерка и новаторство очерковых форм в творчестве И.В. Тургенева («Хорь и Калиныч») и Л.Н. Толстого («Рубка леса»). 2. Тематика очерков и своеобразие творческой манеры Глеба Успенского. Анализ очерка «Будка». 3. В.Г. Короленко – публицист. Специфика проблемного очерка на примере очерка «Мултанское жертвоприношение». Язык и стиль В.Г. Короленко. 4. «Остров Сахалин» А.П. Чехова. История создания, круг проблем. Традиции путевого очерка. Композиция цикла, позиция автора. |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
4 |
Русский очерк ХХ века |
1. А.М. Горький – публицист. Социально-политическая направленность публицистики Горького в ХХ веке. Анализ очерка «9 января». Цикл «По Союзу Советов». Круг тем, принципы композиционной организации, художественные приемы. 2. Своеобразие творчества А. Аграновского. Анализ очерков «Открытие доктора Фёдорова», «Как я был первым» (принципы раскрытия темы и способы композиционного построения материалов, проблематика, образ героя, использование художественных приемов). 3. Международный очерк на примере книги очерков Е. Петрова и И. Ильфа «Одноэтажная Америка». Главы? 4. Природа и человек в очерках В. Пескова. Анализ 1-2 очерков на выбор. |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
5 |
История эссе |
1. «Опыты» Мишеля Монтеня. Тематика эссе. Образ автора. Кн. I. Гл. XXVIII. О дружбе. Кн. I. Гл. XLII. О существующем среди нас неравенстве. Книга II. Гл. I. О непостоянстве наших поступков. Кн. II. Гл. X. О книгах. Книга II. Гл. XIX. О свободе совести. (другие главы на выбор). 2. Нравоучительное эссе Р. Стиля и Дж. Аддисона в журнале «Зритель». 3. Западно-европейское эссе XIX-ХХ веков: Э. Золя («Жаба»), Дж. Оруэлл («Почему я пишу»), У. Эко («Пять эссе на темы этики» («О прессе»)). 4. Русское эссе: М. Ломоносов («О качествах стихотворца рассуждение»); Н.М. Карамзин («Что нужно автору»); А.С. Пушкин («Путешествие из Москвы в Петербург»); А.М. Горький, И. Эренбург. М. Эпштейн – теоретик эссе. |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
6 |
Эссе: своеобразие жанра |
1. Принести материалы из современных газет и журналов – образцы эссеистики (или тексты авторских колонок из нескольких номеров какого-либо издания. Нужно постараться, чтобы на занятии были представлены разные тексты и разные типы колонок: редакторская, сатирическая, политическая и т.д.). Доказать принадлежность текста к жанру эссе (колонке), охарактеризовав жанрообразующие признаки (предмет, цель и функции, масштаб охвата действительности, методы отображения действительности, язык и стиль). Образ автора и образность. Назвать формы авторского самовыражения. Ассоциативность повествования, диалогичность, особенности авторского стиля. 2.Письменное домашнее творческое задание: напишите эссе на актуальную тему, используя подходящий эпиграф. Примерные темы (должна быть отражена в заголовке):
ИЛИ: Подготовить публицистическую колонку (редакторская, сатирическая, комментатора, обозревателя), имея в виду определенное издание и актуальную тему (текст не более 6000 знаков, идеальный объем – 4500 знаков). Обоснуйте выбор темы (старайтесь, чтобы «мысль» в тексте была одна). Используйте средства диалогичности в своем тексте. 3. Прочитайте эссе «Кинотеатр повторной молодости, или ностальгическое голосование» («Общая газета», 21-27 сентября 1995 года). Определите вид эссе, назовите главный образ. Композиция. Назовите формы авторского самовыражения. Проанализируйте ассоциативность повествования, диалогичность, особенности авторской тональности. |
ОК-4: уметь логически ясно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь; воспринимать, анализировать, обобщать информацию; ПК-23: владеть методами сбора информации (интервью, наблюдение, работа с документами, селекции, проверки и анализа) ПК-27: владеть знаниями о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика); - уметь работать с жанрами новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистики. ПК-39: знать структурные схемы текстов; - уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами и технологическими требованиями; выстраивать логическую структуру, формулировать выводы |
7 |
Сатирические жанры художественной публицистики. |
1. Что такое комическое? Что такое сатира, ирония, юмор? Функции сатирической публицистики. Позиция автора. Что такое фельетонный факт? Сатирическая типизация. Тропы и риторические фигуры и др. стилистические приемы сатирической трансформации (карикатура, гротеск, гипербола (литота), пародия и т.д. (проиллюстрировать на примере анализируемых текстов)). 2.Найти и принести на занятие фельетоны/памфлеты из современных газет и журналов или сборников. Доказать принадлежность материалов к группе сатирических жанров художественной публицистики (посредством характеристики жанрообразующих признаков).Чем фельетон отличается от памфлета? Специфика памфлетной темы и фельетонной темы. 3.Прочитайте фельетон Д. Быкова «Молчание доктора Свифта» («Известия», №223, 05.12.2007). Оцените актуальность. Проанализируйте сюжет и композицию, назовите основные образы. Дайте оценку приемам комической трансформации. |
ОК-4: уметь логически ясно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь; воспринимать, анализировать, обобщать информацию; ПК-23: владеть методами сбора информации (интервью, наблюдение, работа с документами, селекции, проверки и анализа) ПК-26: знать основные требования, предъявляемые к информации в СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм точек зрения); - владеть навыками проверки информации в СМИ ПК-27: владеть знаниями о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика); - уметь работать с жанрами новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистики. ПК-39: знать структурные схемы текстов; - уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами и технологическими требованиями; выстраивать логическую структуру, формулировать выводы |
8 |
Сатира и юмористика в России XIX-XX веков: фельетон и памфлет |
1.Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра сказки в публицистике писателя. Анализ 1-2 сказки на выбор. «Мелочи жизни» - тематика, проблематика цикла, жанровая специфика. 2.Юмористические рассказы и фельетоны А.П. Чехова 80-х годов XIX века. Круг тем, персонажи, художественные приемы. 3.Фельетоны А. Аверченко – проблематика, образ автора, художественно-изобразительные средства. 4.Сатира М. Зощенко. Анализ 1-2 фельетонов: тематика, персонажи, образ автора, языковые и стилистические особенности. 5.Фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова. Анализ 2-3 фельетонов на выбор. 6.Сатирическая публицистика М. Кольцова. Жанровое разнообразие, проблематика. |
ОК-8: уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, обновлять знания, саморазвиваться, повышать свои квалификацию и мастерство; - владеть способностью видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, способностью к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта ПК-5: знать основные этапы и процессы развития отечественной литературы и журналистики как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; - уметь использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» - «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений; - владеть знаниями в теории, истории и современного состояния литературы и публицистики |
5. Образовательные технологии
Лекция - визуализация
Данный вид лекции является результатом использования принципа наглядности, форм и методов активного обучения. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения (в данной дисциплине используется комплект слайдов). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию подготовленных наглядных материалов (слайдов), полностью раскрывающему тему лекций. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний. Особенности лекций-визуализаций по дисциплине «Художественная публицистика» состоят в том, что происходит персонификация информации (студентам демонстрируются портреты писателей-публицистов); систематизация информации (структурируются содержание лекции, этапы развития очерковой, эссеистской, фельетонной и памфлетной публицистики).
Групповая дискуссия используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса. Групповые дискуссии по дисциплине «Художественная публицистика» проводятся на занятиях по темам: «Сатирические жанры художественной публицистики», «Эссе: своеобразие жанра» и «Своеобразие художественной публицистики: очерк». Предметом групповой дискуссии являются тексты, предложенные для анализа на практическом занятии. Обсуждаются вид очерка (эссе, фельетона), актуальность, тематика и проблематика, композиция и сюжет текста, основные образы, стилистические фигуры и тропы, образ автора, приемы интимизации изложения, поэтика заглавия. Студент выступает с анализом текста по выше изложенным параметрам. Группа обнаруживает сильные и слабые стороны подхода к задаче, дополняет, задаёт вопросы. В ходе дискуссии высказывающиеся участники формируют блоки мнений, находят общность мнений и различия, вырабатывают совместное возможное решение проблемы, приходят к единому мнению относительно обсуждаемого журналистского материала.
Педагогические игровые упражнения
Разновидность развлекательных игр, в которых в качестве игрового используется учебный материал.
Примеры упражнений в аудитории1
«Что это?» Упражнение на развитие образного мышления.
Описать предмет так, чтобы слушатель «увидел» его и понял, что это такое, но не называть самого предмета и не употреблять его прямые и очевидные характеристики.
Образец:
Юрий Олеша. Ни дня без строчки: «Ультрамариновая ваза с узким высоким горлом стоит перед нами. Однако и не ваза, если можно увидеть чуть повыше синего горла и маленькую корону. Хвост он волочит за собой, как вязанку ветвей, причем некоторые ветви толсты – толще его синей, с блестящими чешуйками шеи. Он топчется на широких лапах. Моя европейская, более северная душа чурается павлина, с которым ей как-то жарко. Он стоит среди солнца, ясный, покорный, жесткий, как власть деспота».
«Неиспорченный телефон» Упражнение, которое, во-первых, тренирует память и внимание, а во-вторых, наглядно показывает, какие детали публицистического текста западают в память читателя или слушателя.
Участвуют – все присутствующие, из них три добровольца. Два добровольца выходят из аудитории. Зачитывается короткий художественно-публицистический текст (колонка, мини-эссе, зарисовка). Один из добровольцев возвращается в аудиторию. Тот из добровольцев, который оставался и слушал текст, пересказывает его новому слушателю. Вызывается третий доброволец и выслушивает пересказ второго. Третий, в свою очередь, рассказывает запомненное аудитории.
Затем происходит обсуждение: что и почему запомнилось, что и почему ускользнуло от внимания?
«Толковый словарь» Смысл упражнения двоякий: проверяется знание студентами общекультурных терминов и вырабатывается умение формулировать. Группа разбивается на тройки. Каждая получает записку, в которой значится слово, обозначающее понятие, широко употребительное, но не для всех очевидное (например: постмодернизм, дискурс, лояльность, конфессия, ментальность, права человека). Каждая тройка вырабатывает определение, которое и объявляет аудитории, не называя искомого слова. Требуется, чтобы определение, во-первых, правильно объясняло суть понятия, а во-вторых, чтобы слушатели поняли, о чем идет речь и сами догадались, какое слово было в записке.
«По кругу» Упражнение-разминка. Объявляется какое-либо слово (например: «сказать», «плохой», «хороший», «друг», «враг»), и каждый из присутствующих, один за другим, называет синоним. Варианты: объявляется слово, а участники по кругу предлагают эпитеты; объявляется слово, участники выражают обозначаемое им понятие иносказательно.
Наименование раздела дисциплины |
Используемые активные методы обучения |
Цель их применения |
Количество часов |
«Своеобразие художественной публицистики: очерк». |
Групповая дискуссия |
Выработка разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса |
3 |
«Эссе: своеобразие жанра» |
Групповая дискуссия |
Выработка разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса |
3 |
«Сатирические жанры художественной публицистики» |
Групповая дискуссия |
Выработка разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса |
3 |
Остальные разделы |
Игровые педагогические упражнения; групповые дискуссии |
Выработка разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса; развитие образного мышления; тренировка памяти и внимания; выработка умения формулировать |
5 |
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Виды самостоятельной работы
Задание для подготовки «досье» «Современное состояние жанров художественной публицистики»
Задание выполняется в течение семестра. Наработки представляются на промежуточную аттестацию и на итоговую аттестацию в виде папки с материалами из газет и журналов.
Конкретные издания выбираются по желанию студента (оптимальный выбор – ежедневная газета плюс еженедельник). Студент, подходя к чтению издания профессионально, выделяет те материалы, которые относятся к жанрам художественной публицистики (отмечает соответствующий жанр и дату публикации). К досье приобщаются не все материалы подряд, а те, которые остановили внимание профессионального читателя либо своими достоинствами, либо недостатками. Во время промежуточной и итоговой аттестации студент характеризует «публицистический профиль» конкретного издания, а также комментирует приобщенные к досье вырезки.
Критерии оценки досье |
|
5 баллов |
Папка оформлена небрежно, публикации не систематизированы по жанрам, не ясна их жанровая специфика, подобранные публикации не создают профиль ни одного из изданий |
6 баллов |
Папка оформлена небрежно, публикации систематизированы по жанрам, ясна их жанровая специфика, подобранные публикации не создают профиль ни одного из изданий |
7 баллов |
Папка оформлена аккуратно и вовремя предоставлена на проверку, публикации систематизированы по жанрам, ясна их жанровая специфика, подобранные публикации создают публицистический профиль проанализированных изданий |
Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы или план. Тематический конспект – это конспект по нескольким источникам, посвященным одной теме.
Прочитывается весь текст, определяется его главная мысль, отбирается материал, который развивает эту мысль в логической последовательности. Текст делится на части (абзацы), указываются их границы. Особое внимание обращается на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений. При подготовке конспекта обязательно точное указание на первоисточник (фамилия, инициалы автора, название книги, раздела или статьи, место и год выхода). Точно указываются номера цитированных страниц. На практическом занятии и на зачете студент должен предоставить тетрадь с конспектами преподавателю для проверки. Литература для конспектирования: № 1 в списке основной литературы, №№ 12, 15, 17, 18, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 37, 40, 43, 44, 45, 46, 47, 51, 52, 53-56, 58, 60, 62, 63, 64, 65 в списке дополнительной литературы.