ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2019
Просмотров: 537
Скачиваний: 5
Критерии оценки конспектов |
|
3 балла |
Тетрадь (папка с файлами) оформлена небрежно, отсутствует до 50% необходимых конспектов, отсутствуют точные указания первоисточников |
4 балла |
Тетрадь (папка с файлами) оформлена небрежно, отсутствует до 80% необходимых конспектов, присутствуют точные указания первоисточников |
5 баллов |
Тетрадь (папка с файлами) оформлена аккуратно, 100% необходимых конспектов, присутствуют точные указания первоисточников |
Ведение читательского дневника
Читательский дневник – это отдельная тетрадь, куда студент делает выписки из читаемых им произведений художественной публицистики. На практическом занятии студент использует свой дневник чтения, иллюстрируя ответ примерами из прочитанных произведений. Необходимо также правильно оформлять выписки: точно указывать выходные данные первоисточника, номера цитированных страниц. На практическом занятии и на зачете студент должен предоставить читательский дневник преподавателю для проверки. Список обязательных для чтения произведений приводится в таблице «Содержание разделов дисциплины: практические занятия».
Критерии оценки читательского дневника |
|
3 балла |
Тетрадь (папка с файлами) оформлена небрежно, отсутствует до 50% необходимых записей, отсутствуют точные указания первоисточников |
4 балла |
Тетрадь (папка с файлами) оформлена небрежно, отсутствует до 80% необходимых записей, присутствуют точные указания первоисточников |
5 баллов |
Тетрадь (папка с файлами) оформлена аккуратно, 100% необходимых записей, присутствуют точные указания первоисточников |
Темы эссе
-
Современное состояние массового вкуса
-
Существует ли «засилье» иронии в современной прессе?
-
О состоянии современного школьного образования
-
На выбор студента
Критерии оценки эссе |
|
3 балла |
Эссе сдано на проверку не вовремя (максимум отсрочки – 4 недели после задания), отсутствует образность, аргументация, наличие орфографических, грамматических и стилистических ошибок |
4 балла |
Эссе сдано на проверку вовремя, присутствует образность, аргументация, наличие незначительных орфографических, грамматических и стилистических ошибок |
5 баллов |
Эссе сдано на проверку вовремя, присутствует образность, аргументация, отсутствуют орфографические, грамматические и стилистические ошибки |
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (устного опроса) приводятся в таблице «Содержание разделов дисциплины: практические занятия»
-
Количество баллов за работу на практическом занятии (1 балл за активное участие в групповой дискуссии, устном опросе)
Минимум
9
Максимум
18
Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный тест
1. Назовите древнейший тип очерковой формы:
а) проблемный очерк б) портретный очерк в) путевой очерк
2. Исключите жанр, не относящийся к художественно-публицистическим:
а) обозрение б) эссе в) памфлет г) эпиграмма
3. Какого сатирического жанра публицистики не было во времена Античности?
а) фельетон б) памфлет в) эпиграмма г) басня
4. Сравнением Москвы и Петербурга начинается один из очерков:
а) «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева
б) «Загородная поездка» Грибоедова
в) «Петербургские записки 1836 года» Гоголя
5. Кто из писателей не участвовал в сборнике «Физиология Петербурга»?
а) Н. Некрасов б) В. Даль в) А. Григорович г) Н.В. Гоголь
6. В каком из очерков Короленко действует статский советник Филонов?
а) «Сорочинская трагедия»
б) «Мултанское жертвоприношение»
в) «В успокоенной деревне»
7. Кого из публицистов называли «певцом бродяжничества»?
а) В. Гиляровского б) М. Горького в) М. Кольцова
8. Аллегория, гротеск, олицетворение — в каком из сатирических произведений не используется этот набор приемов?
а) «Сказки» Салтыкова-Щедрина
б) «Город желтого дьявола» Горького
в) «Веселящаяся единица» Ильфа и Петрова
9. С помощью какого художественного приема создан заголовок фельетона Кольцова
«Метатели копий»?
а) гипербола б) метафора в) каламбур
10. Какой из публицистических жанров часто является орудием политической борьбы?
а) памфлет б) фельетон в) пародия
11. Какой из жанрообразующих признаков позволяет выделить сатирические жанры в особую подгруппу художественной публицистики?
а) предмет
б) способ отображения действительности
в) метод познания действительности
12. Название какого жанра произошло от термина, обозначающего газетный «подвал»
или приложение?
а) памфлет б) анекдот в) фельетон г) афоризм
13. Какой из циклов не принадлежит перу Короленко?
а) «Теперь и прежде» б) «В голодный год» в) «В холерный год»
14. Кто из писателей начинал свой путь в публицистике с фельетонов?
а) М. Горький б) А. Чехов в) Г. Успенский
15. Какой художественный прием использован в этой цитате: «Площадь кишела котелками и цветными зонтиками. Оркестр на эстраде настраивал инструменты, как на балетной премьере»
а) синекдоха б) метафора в) литота
16. «Композиция и сюжет – крючок, с которого никогда не сорвется человеческое любопытство». Кто автор этого высказывания?
а) Булаховский б) Бахтин в) Ворошилов
17. Что такое «лабораторное мышление»?
а) способ отображения действительности б) композиционный прием
в) способ мышления
18. В какой газете выходят очерки В. Пескова?
а) «Московский комсомолец» б) «Комсомольская правда» в) «АиФ»
19. Какой из перечисленных ниже признаков не является одной из основных жанрообразующих черт публицистического очерка?
а) ассоциативность б) информативность в) образность
20. Какого очерка не было в русской публицистике первой половины XIX века?
а) путевого б) проблемного в) нравоописательного
21. Выберите из перечисленных основной прием памфлетиста:
а) ирония б) гротеск в) гипербола г) сарказм
22. Героя какого физиологического очерка зовут Григорий?
а) «Водовоз» б) «Уральский казак» в) «Петербургский дворник»
23. Кто из публицистов первым обратился к проблемам русской деревни?
а) Г. Успенский б) В. Короленко в) В. Гиляровский
24. Какой из циклов не представляет собой путевой очерк?
а) «Остров Сахалин» б) «По Союзу советов»
г) «Сказки об Италии» д) «В голодный год»
25. Какую проблему не поднимает Короленко в очерке «Сорочинская трагедия»?
а) свободы слова б) произвола полицейских властей
в) бесправия человека г) крайней бедности и нищеты
26. Кто прослеживал этимологическую связь между термином «очерк» и глаголом «очертить»?
а) А. Чехов б) М. Кольцов в) М. Горький
27. Кто из советских очеркистов обращался к проблемам села?
а) В. Овечкин б) В. Бовин в) М. Стуруа
28. Кто из сатириков очень часто использовал сказовую манеру повествования?
а) М. Кольцов б) А. Аверченко в) М. Зощенко
29. Назовите литературное направление, послужившее почвой для расцвета жанра художественно-публицистического очерка:
а) романтизм б) реализм в) сентиментализм
30. Назовите основной художественный прием публицистической пародии:
а) имитация б) гипербола в) метафора
31. В каком из путевых очерков упоминаются эти исторические личности — Грибоедов, Ермолов, Раевский?
а) «Письма русского путешественника» Карамзина
б) «Письма русского офицера» Глинки
в) «Путешествие в Арзрум» Пушкина
32. Кто из сатириков является автором классических советских фельетонов?
а) М. Зощенко б) И. Ильф в) А. Аверченко г) М. Кольцов
33. Какой очерк Кольцова не принадлежит к данной типологической группе?
а) «Три дня в такси» б) «Семь дней в классе»
в) «В ЗАГСе» г) «В монастыре»
34. Исключите функцию, не являющуюся приоритетной для жанров художественной публицистики
а) информативная
б) директивная
в) фатическая
г) рекреативная
д) эстетическая
е) экспрессивная
35. Назовите древнейший тип очерковой формы
а) путевой очерк в) портретный очерк
б) проблемный очерк
36. Кто организовал журнал «Наши достижения»?
а) Кольцов б) Горький в) Гиляровский
Критерии оценки теста |
|
40 баллов |
Все ответы на вопросы теста верные |
25 баллов |
Более 50% ответов на вопросы теста верные |
Зачет проводится на 18 неделе семестра и состоит в устном ответе студента на вопрос билета.
Вопросы к зачету:
-
Специфика художественной публицистики: предмет, цели, функции, методы отображения действительности. Жанры художественной публицистики.
-
Очерк: современное состояние жанра.
-
Виды очерков.
-
Путевой очерк: история и современность.
-
Нравоописательный очерк.
-
Физиологический очерк.
-
Проблемный очерк 2-й пол. XIX в.
-
Современные исследовательские очерки.
-
Современное состояние портретного очерка.
-
Сюжет и композиция очерка; художественно-изобразительные средства очеркиста.
-
Выражение авторской позиции публициста в очерке.
-
Западноевропейское эссе: история и современность.
-
«Опыты» М. Монтеня.
-
Эссе как жанр публицистики: предмет, цели, функции, методы отображения действительности.
-
Язык и стиль эссе. Авторская позиция.
-
Русская эссеистика. М. Эпштейн об эссе и эссеизме.
-
Современное состояние эссе. Виды эссе.
-
Специфика сатирических жанров художественной публицистики: предмет, цели, функции, методы отображения действительности.
-
Фельетон. История жанра.
-
Язык и стиль фельетона. Авторская позиция.
-
Фельетон в современной отечественной публицистике.
-
Памфлет: история и современность.
-
Фельетон и памфлет: общее и особенности.
-
Проблема факта и вымысла в художественной публицистике.
-
Образные стилистические средства публициста.
Критерии оценки ответа на зачете |
|
20 баллов = удовлетворительно |
Ответ не систематизирован логически, отсутствуют иллюстрации истории и современного состояния жанров художественной публицистики |
28 баллов = хорошо |
Ответ не систематизирован логически, присутствуют иллюстрации истории и современного состояния жанров художественной публицистики |
32 балла = отлично |
Ответ полный, логически выстроенный, присутствуют иллюстрации истории и современного состояния жанров художественной публицистики |
Балльно-рейтинговая система оценки сформированности компетенций у студента
Вид деятельности |
Баллы: min |
Баллы: max |
Работа на практическом занятии |
9 |
18 |
Досье |
5 |
7 |
Тест |
25 |
40 |
Эссе |
3 |
5 |
Читательский дневник |
3 |
5 |
Конспекты |
3 |
5 |
Итого: |
48 |
80=отлично |
Зачёт |
20=удовлетворительно |
32=отлично |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
-
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 2010. 352 с.
-
Художественная публицистика: учебно-метод. пособие для студентов 4 курса отделения журналистики / сост. О. Г. Орлова. Кемерово, 2010. 44 с.
б) дополнительная литература:
-
Аграновский, В.А. Последний долг [Текст] / В. А. Аграновский. – М., 1994.
-
Алексеев, В.А. Русский советский очерк [Текст] / В. А. Алексеев. – Л.: Издательство ленинградского университета, 1980. – 118 с.
-
Алексеев, В.А. Оружием политической сатиры [Текст] / В.А. Алексеев. – М.: «Мысль», 1979. – 242 с.
-
Ампилов, В.А. Современный газетный очерк [Текст] / В. А. Ампилов. – Минск, 1979.
-
Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала ХVIII века [Текст]. – М.: Прогресс, 1987. – 528 с.
-
Аршанский, В. Ваше Величество, очерк! [Текст] / В. Аршанский // Журналист. 2000. №4. – с. 67-68.
-
Барабохин, Д.А. Глеб Успенский и журналистика [Текст] / Д. А. Барабохин. – Л., 1983.
-
Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности [Текст] / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. – М.: «Художественная литература», 1986. – С. 5-26.
-
Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. – М.: «Художественная литература», 1986. – С.428-473.
-
Белякова, Л.П. Мир газетного образа [Текст] / Л. П. Белякова. – Мн.: БГУ, 2003. – 175 с.
-
Бельчиков, Ю.А. Глеб Успенский [Текст] / Ю. А. Бельчиков. – М., 1979.
-
Беневоленская, Т.А. Композиция газетного очерка [Текст] / Т. А. Беневоленская. – М., 1975.
-
Беневоленская, Т.А. Портрет современника: очерк в газете [Текст] / Т. А. Беневоленская. – М., 1983.
-
Бурцев, А.А. Английский рассказ конца XIX – начала XX веков: Проблемы типологии и поэтики [Текст] / А.А. Бурцев. – Иркутск: ИГУ, 1991. – 336 с.
-
Вакуров, В.Н., Кохтев, Н.Н., Солганик, Г.Я. Стилистика газетных жанров [Текст] / В. Н. Вакуров и др. – М.: «Высшая школа», 1978. – С. 143-163.
-
Ванденко, А. Окно в природу [Текст] / А. Ванденко // Комсомольская правда. – 17 марта, 2000.
-
Виленский, М.Э. Как написать фельетон [Текст] / М.Э. Виленский. – М., 1982.
-
Дмитровский, А. Л. Жанр эссе. Очерк теории жанра: Монография [Текст] / А. Л. Дмитровский. – Орёл, 2006. – 128 с.
-
Дмитровский, А. Л. Сущность символа в жанре эссе / А.Л. Дмитровский [Текст] // СМИ в современном мире. Тезисы. – СПб., 2004. – С. 75.
-
Донской, Я. Е. В.Г. Короленко [Текст] / Я. Е. Донской. – Харьков, 1963.
-
Ершов, Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы [Текст] / Л. Ф. Ершов. – Л., 1977.
-
Ершов, Л.Ф. Сатира и современность [Текст] / Л.Ф. Ершов. – М., 1978.
-
Есин, Б.И. Чехов-журналист [Текст] / Б.И. Есин. – М., 1977.
-
Журбина, Е.И. Искусство очерка [Текст] / Е.И. Журбина. – М., 1937.
-
Журбина, Е. Повесть с двумя сюжетами [Текст] / Е. Журбина. – М.: Советский писатель, 1979. – 373 с.
-
Кайда, Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция [Текст] // Язык современной публицистики. – М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 58-65.
-
Кайда, Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию [Текст] / Л.Г. Кайда. – М., 2005. – С. 87-110.
-
Кайда, Л.Г. Эссе: стилистический портрет [Текст] / Л.Г. Кайда. – М., 2008.
-
Кайда, Л.Г. Эссе как жанр в литературе и публицистике [Текст] / Л.Г. Кайда // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2008. №4. – С. 19-24.
-
Ким, М.Н. Жанры современной журналистики [Текст] / М. Н. Ким. – СПб., 2002.
-
Кияница, А. П. О специфике газетного очерка [Текст] / А. П. Кияница // Искусство публицистики. – Алма-Ата, 1968. – С. 131-139.
-
Королёва, О. А. Жанр эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля [Текст] / О. А. Королева // Филология. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 6. – С. 274–277.
-
Кольцов, М.Е. Писатель в газете [Текст] / М.Е. Кольцов. – М., 1961.
-
Куканов, Л.М. Публицистика Короленко [Текст] / Л. М. Куканов. – М., 1978.
-
Кройчик, Л.Е. Современный газетный фельетон [Текст] / Л.Е. Кройчик. – Воронеж: Издательство воронежского университета, 1975. – 228 с.
-
Маслова, К.М. Путевые заметки как публицистическая форма [Текст] / К. М. Маслова. – М., 1977.
-
Михайлов, С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Текст] / С.А. Михайлов. – СПб., 2004. – С. 377-387.
-
Монтень, М. Опыты: Избранное [Текст] / Перевод с фр., вступ. Ст. А. Вишневского / М. Монтень. – М.: Мир книги; Литература, 2006. – 464 с.
-
Пузиков, А. Золя / А. Пузиков. – М., 1969. – 264 с.
-
Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – С. 152, 166.
-
Пронин, Е.И. Выразительные средства журналистики [Текст] / Е.И. Пронин. – М., 1980.
-
Русская советская сатирико-юмористическая проза. Рассказы и фельетоны 20-30-х годов [Текст]. – Л., 1989.
-
Русские очерки. Т. I-III [Текст]. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.
-
Русский очерк. 40-50-е гг. XIX в. [Текст] / Сост. В.И. Кулешов. – М., 1986. – С. 6-17.
-
Смелкова, З.С., Ассуирова, Л.В., Саввова, М.Р., Сальникова, О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Учебное пособие [Текст] / З.С. Смелкова и др. – М., 2002.
-
Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры [Текст] / С.И. Сметанина. – СПб., 2002.
-
Станиславлева, В.Н. Советский очерк о зарубежных странах в 50-70-е годы [Текст] / В. Н. Станиславлева. – М.: Издательство московского университета, 1979.
-
Стрельцов, Б.В. Фельетон: теория и практика жанра [Текст] / Б.В. Стрельцов. – Минск, 1983.
-
Стыкалин, С.И., Кременская, И.Н. Советская сатирическая печать 1917-1963 [Текст] / С.И. Стыкалин, И.Н. Кременская. – М., 1963.
-
Стюфляева, М.И. Образные ресурсы публицистики [Текст] / М. И. Стюфляева. – М., 1982.
-
Тепляшина, А.Н. Сатирические жанры современной публицистики [Текст] / А.Н. Тепляшина. – СПб., 2000.
-
Тепляшина, А.Н. Жанры и формы комического в современной российской периодике [Текст] / А.Н. Тепляшина. – СПб., 2006.
-
Тертычный, А.А. Серпом сатиры, да по цацкам... [Текст] /А.А. Тертычный // Журналист. 2000. № 4. – С. 63.
-
Тертычный, А.А. Памфлетом жечь сердца людей [Текст] / А.А. Тертычный // Журналист. 2000. №12. – С.80.
-
Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие [Текст] / А. А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.
-
Тертычный, А.А. Раздумьями пленит эссе... [Текст] / А.А. Тертычный // Журналист. 2002. №6. – С. 67.
-
Ткачев, П. Сатиры злой звенящая строка (о памфлете) [Текст] / П. Ткачев. – Минск, 1980.
-
Успенская, С.С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации [Текст] / С. С. Успенская // Вестник Воронежского госуниверситета. Филология. Журналистика. 2007. №1.
-
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика [Текст]. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 10 с.
-
Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Е.В. Черникова. – М., 2005. – С. 136.
-
Черепахов, М.С. Работа над очерком [Текст] / М. С. Черепахов. – М.: Издательство Московского университета, 1966.
-
Шостак, М. Набросок портрета пером журналиста [Текст] / М. Шостак // Журналист. 1998. №4. – С. 61-64.
-
Шостак, М. Ироничный журналист [Текст] / М. Шостак // Журналист – 1999. №5-6. – С. 59.
-
Эпштейн, М. Законы свободного жанра (Эссеистика и эссеизм в культуре нового времени) [Текст] / М. Эпштейн // Вопросы литературы. 1987. №7 – С. 121.
-
Эпштейн, М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков [Текст] / М. Эпштейн. – М.: Советский писатель, 1988. – 416 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы www.Lib.ru
8. Материально-техническое обеспечение раздела «Художественная публицистика»
Мультимедийные средства: компьютер, проектор и интерактивная доска; набор слайдов
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика».
Автор Орлова О.Г., к.ф.н., доцент
Рецензент*** (ы) _________________________
*** - к рабочей программе должна прикладываться рецензия
Протокол № |
|
от « |
22 |
» |
марта |
201 |
2 |
г. |
|
Зав. кафедрой |
|
Чепкасов А. В. |
|||||||
|
(подпись) |
Ф. И. О |
Одобрено методической комиссией факультета
Протокол № |
|
от « |
|
» |
|
201 |
|
г. |
|
Председатель |
|
Мельник Н. В. |
|||||||
|
(подпись) |
Ф. И. О |
1 Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 10 с.