ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2019
Просмотров: 983
Скачиваний: 7
Я – это собирательное – Мы ...
Упражнение 36. Прочитайте стихотворение О. Николаевой, отчетливо произнося гласные.
Томилось О, прислушивалось У,
искало И и воли, и покоя,
да выло Ы.
Да спрашивать судьбу
боялось А.
Да Э вело рукою.
И задыхались гласных полнотой
слова и к утаительству тянули.
ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Совет 9. Для создания согласных звуков необходима большая, чем для гласных, сила выдыхаемого воздуха. Отрабатывать чистоту и четкость произнесения согласных рекомендуется на сочетаниях из нескольких согласных и согласных с гласными. Все упражнения следует выполнять несколько раз в различных темпах.
Упражнение 37. Отработка четкости произношения согласных. Дыхание добирать после каждой строчки. Упражнение проделать со всеми согласными.
1. Б–Б–БА, Б–Б–БО, Б–Б–БУ, Б–Б–БЭ, Б–Б–БЫ, Б–Б–БИ;
П–П–ПА, П–П–ПО, П–П–ПУ, П–П–ПЭ, П–П–ПЫ, П–П–ПИ;
В–В–ВА, В–В–ВО, В–В–ВУ, В–В–ВЭ, В–В–ВЫ, В–В–ВИ;
Ф–Ф–ФА, Ф–Ф–ФО, Ф–Ф–ФУ, Ф–Ф–ФЭ, Ф–Ф–ФЫ, Ф–Ф–ФИ;
Г–Г–ГА, Г–Г–ГО…
2. Б-П, Б-П, Б-П, БЬ-ПЬ, БЬ-ПЬ, БЬ-ПЬ;
П-Б, П-Б, П-Б, ПЬ-БЬ. ПЬ-БЬ, ПЬ-БЬ;
Д-Т, Д-Т, Д-Т, ДЬ-ТЬ, ДЬ-ТЬ, ДЬ-ТЬ;
Т-Д, Т-Д, Т-Д, ТЬ-ДЬ, ТЬ-ДЬ, ТЬ-ДЬ;
Г-К, Г-К, Г-К, ГЬ-КЬ, ГЬ-КЬ, ГЬ-КЬ;
……
Ф-В, Ф-В, Ф-В, ФЬ-ВЬ, ФЬ-ВЬ, ФЬ-ВЬ
Следите за тем, чтобы звучало именно [Б] и [П], [Т] и [Д], а не БЭ и ПЭ, ТЭ и ДЭ, то есть произносите отрывисто, четко и только основной звук, без прибавки к нему Э.
Упражнение 38. Звуки П – П’, Б – Б’
1. Несколько раз повторите:
ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПЫ-ПИ; БА-БО-БУ-БЭ-БЫ-БИ;
ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПЕ-ПИ-ПИ; БЯ-БЁ-БЮ-БЕ-БИ-БИ.
2. Делая ударение на первом слоге, произнесите слитно:
ПАППА, ПОППО, ПУППУ, ПЭППЭ, ПЫППЫ, ПИППИ;
ПАББА, ПОББО, ПУББУ, ПЭББЭ, ПЫББЫ, ПИББИ;
БАББА, БОББО, БУББУ, БЭББЭ, БЫББЫ, БИББИ
БАППА, БОППО, БУППУ, БЭППЭ, БЫППЫ, БИППИ.
3. Произнесите четко губные звуки во фразах, моделируя «Сообщение короткой строкой».
Пётр пёк пироги. Баран буян залез в бурьян. Поля пошла полоть петрушку в поле. Испёк пекарь спозаранку батон, буханку и баранку. Боты в объятьях болота. Павел плёл лапти Паве.
Упражнение 39. Звуки В – В’, Ф – Ф’
1. Несколько раз повторите:
ФА-ФО-ФУ-ФЭ-ФЫ-ФИ, ВА-ВО-ВУ-ВЭ-ВЫ-ВИ;
ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФЕ-ФИ-ФИ, ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВЕ-ВИ-ВИ;
ФАФФА-ФОФФО-ФУФФУ-ФЭФФЭ-ФЫФФЫ-ФИФФИ;
ФЯФФЯ-ФЁФФЁ-ФЮФФЮ-ФЕФФЕ-ФИФФИ-ФИФФИ;
ВАВВА-ВОВВО-ВУВВУ-ВЭВВЭ-ВЫВВЫ-ВИВВИ;
ВЯВВЯ-ВЁВВЁ-ВЮВВЮ-ВЕВВЕ-ВИВВИ-ВИВВИ.
2. Произнесите четко звуки В-Ф во фразах, моделируя «Сообщение короткой строкой».
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. Купили Валеньке валенки, а Вареньке – варежки. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Ворона воровала виноград. Век живи, век учись. Водовоз вёз воду из водопровода. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Фыркал сфинкс, поев зефир. Мифического Орфея заслушалась фея. Вавила в Вавилонии, Феодосий в Феодосии.
Упражнение 40. Звуки Т – Т’, Д – Д’
1. Несколько раз повторите:
ТА-ТО-ТУ-ТЭ-ТЫ-ТИ; ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДЫ-ДИ;
ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТЕ-ТИ-ТИ; ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДЕ-ДИ-ДИ.
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ;
БДА-БДО-БДУ-БДЭ-БДЫ-БДИ
2. Делая ударение на первом слоге, произнесите слитно:
ДАДДА, ДОДДО, ДУДДУ, ДЭДДЭ, ДЫДДЫ, ДИДДИ;
ДАТТА, ДОТТО, ДУТТУ, ДЭТТЭ, ДЫТТЫ, ДИТТИ;
ТАТТА, ТОТТО, ТУТТУ, ТЭТТЭ, ТЫТТЫ, ТИТТИ;
ТАДДА, ТОДДО, ТУДДУ, ТЭДДЭ, ТЫДДЫ, ТИДДИ,
3. Произнесите четко звуки Т - Д во фразах, моделируя «Сообщение короткой строкой».
Дед Данила делил дыню: дольку – Диме, дольку – Дине. Ткёт ткач ткани на платки Тане. Тетерев сидит у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками – на ветке. Три сороки-тараторки тараторили на горке. Терпенье и труд всё перетрут. У дяди Данилы дуда, а у тёти Дороты ноты. Идёт Тит на Дон удить. Добрый Демид на худых не глядит.
4. «Трубочист». Скандируйте стихи К.Чуковского, четко выговаривая глухой согласный Т.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Упражнение 41. Звуки С – С’, З – З’
-
Несколько раз повторите:
КСА-КСО-КСУ-КСЭ-КСЫ-КСЫ; КСЯ-КСЁ-КСЮ-КСЕ-КСИ-КСИ;
ГЗА-ГЗО-ГЗУ-ГЗЭ-ГЗЫ-ГЗИ; ГЗЯ-ГЗЁ-ГЗЮ-ГЗЕ-ГЗИ-ГЗИ.
2. Произнесите четко звуки С – З во фразах, моделируя «Сообщение короткой строкой».
Оса боса и без пояса. У осы не усы, не усищи, а усики. У нас поросята все полосаты. У Вассы бусы, у Саввы усы. Свиристель свиристит свирелью. Слово не стрела, да стрелы острее. От розы занозы. Осенью сад осыпается. На завтрак заказали зразы. Назвался груздем – полезай в кузов. Возле ёлки злые волки. Без рук, без топора построена изба.
3. Прочитайте текст, дифференцируя С – С’.
Косарь косил, Коси, коса, Роса долой –
Косу носил, Пока роса, Косец домой!
Упражнение 42. Звуки Х – Х’, К – К’, Г – Г’
1. Несколько раз повторите:
ХА-ХА-ХА, ХО-ХО-ХО, ХЫ-ХЫ-ХЫ, ХИ-ХИ-ХИ, ХЕ-ХЕ-ХЕ;
КАК-КАК-КАК, КО-КО-КО, КУ-КУ-КУ, КЫ-КИ-КЬИ, КЭ-КЕ-КЬЕ;
ГА-ГА-ГА, ГО-ГО-ГО, ГУ-ГУ-ГУ, ГЫ-ГЫ-ГЫ, ГИ-ГИ-ГИ, ГЕ-ГЕ-ГЕ.
2. Произнесите отчетливо заднеязычные звуки во фразах, моделируя разные ситуации общения.
Полна пуха, лежит под ухом. Лихо не лежит тихо. Прохор ехал в Харьков, а Архип из Харькова. В хате пахнет ореховой халвой. Все хвалят добро, да не всех хвалит оно. Каждый кочет кукарекать хочет. Какой уход, такой и скот. Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора. У Кондрата куртка коротковата. На рынке Кирилл крынку и куртку купил. Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал. По дороге едут дроги, могут ноги отдавить. На печи калачи, как огонь, горячи. Не красна изба углами, а красна пирогами. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб!».
3. Проговорите вариацию В. Краско.
Корпя, коптел киноэкран,
Каюта каверзно качала,
Когда, как коршун, капитан
Кормой крошил ковер канала,
Когда кипела красотой,
Которая краеугольна,
Колонной Китежа крутой
Калязинская колокольня.
Упражнение 43 . Звуки Ш, Ж
1. Произнесите отчётливо звуки Ш и Ж в словах.
Шаль – жаль, шалость – жалость, шёпот – жёлудь, шок – жок, шут –жуть, дышу – сижу, шест – жест, шерсть – жердь, шило – жилы, ширь – жизнь.
-
Произнесите двойные Ш и Ж в сочетаниях.
ШАЖЖА – ШОЖЖО – ШУЖЖУ – ШЭЖЖЭ – ШИЖЖИ;
ЖАШША – ЖОШШО – ЖУШШУ – ЖЭШШЭ – ЖИШШИ.
3. Произнесите отчетливо шипящие звуки во фразах, моделируя разные ситуации общения.
Шесть мышат в шалаше шуршат. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. Крошка Тимошка крошит в окрошку крошки. Тише едешь – дальше будешь. Двум шпагам в ножнах не ужиться. Лежа урожай не ожидай. Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. Чужая пожива не разжива. Жираф в стужу был простужен. Уж и ужица уже в лужице.
4. Закрепите звуки Ш и Ж в текстах.
-
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё ещё не спишь, шуршишь.
Мышонок шепчет мыши:
-
Шуршать я буду тише.
-
Жук жуку жужжал: «Жу-жу,
Я по-дружески скажу:
Жук, жару мы переждем,
Жарит так перед дождём.
-
Бывают в мире чудеса. Ужа ужалила оса,
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно. Вот1
А доктор ёж сказал ужу: «Я ничего не нахожу.
Но всё же думается мне, лежать вам лучше на спине,
Пока живот не заживёт. Вот».
Упражнение 44. Звуки Ч, Щ, Ц
-
Несколько раз повторите:
ЦА – ЦО – ЦУ – ЦЕ – ЦИ;
ЧА – ЧО – ЧУ – ЧЕ – ЧИ;
ЩА – ЩО – ЩУ – ЩЕ – ЩИ.
Т – Ч, Т – Ц,, П – Ч, П – Ц, С – Ч, С – Ц, Ц – Ч, Ч – Ц, Ч – Ч, Ц – Ц..
2. Произнесите отчетливо звуки Ц, Ч, Щ во фразах, моделируя разные ситуации общения.
У крыльца цветет акация. Овцы пьют водицу. В воде родится, а воды боится. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Цыпленок цапли цепко цепляется за цеп. Где щи, тут и нас ищи. Волки рыщут – пищу ищут. Тщетно тщится щука ущемить леща. Под лежачий камень вода не течёт. Случайно сверчок заскочил на сучок. Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
3. Закрепите звуки Ц, Ч, Щ в текстах.
-
На часок мы зашли к черепашке.
Черепашка подала чайник, чашки.
Поползла потом к соседке за чаем.
Что-то долго мы хозяйку ожидаем.
-
Щучка в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щучка щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
«Щи у щучки хороши!»
-
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц»:
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
Упражнение 45. Звуки М – М’, Н – Н’
-
Несколько раз повторите:
МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ; НА – НО – НУ – НЭ – НЫ – НИ;
МЯ – МЁ – МЮ – МЕ – МИ; НЯ – НЁ – НЮ – НЕ – НИ.
КНА – КНЯ, КНО – КНЁ, КНУ – КНЮ, КНЭ – КНЕ, КНЫ – КНИ;
СМА – СМЯ, СМО – СМЁ, СМУ – СМЮ, СМЭ – СМЕ. СМЫ – СМИ.
2. Произнесите отчетливо звуки М и Н во фразах, моделируя разные ситуации общения.
Необходимость – мать изобретательности. Титан у титана не вытянул тайны. В ноябре одно уныние. Он с ним один на один. Не доела Нина дыню. Мама мылом Милу мыла. Кого-то молния искала, ломая спички в мокрой мгле. Мало мёда, много пчёл. У Майки на майке ромашки, а у Маши медведь на кармашке. Мимозы Мила маме купила. Ване удалось помыться в ванне. У злой Натальи все люди канальи.
3. Закрепите звуки М, Н в текстах.
-
Лес заснул. И как во сне
Сосны стряхивают снег.
И доносится сквозь сон
Медных сосен медный звон.
В сизой дымке тишина
Четких звуков лишена.
Мир тишайший из тишин
От корней и до вершин.
-
На мели мы лениво налима ловили.
На мели мы лениво ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.
Упражнение 46. Звуки Л – Л’, Р – Р’
1. Несколько раз повторите:
ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЭ – ЛЫ – ЛИ – ЛЯ – ЛЁ – ЛЮ – ЛЕ – ЛИ;
ЛАЙ – ЛЯЙ, ЛОЙ – ЛЁЙ, ЛУЙ – ЛЮЙ, ЛЭЙ – ЛЕЙ, ЛЫЙ – ЛИЙ;
РА – РО – РУ – РЭ – РЫ – РИ – РЯ – РЁ – РЮ – РЕ –РИ;
РАЙ – РЯЙ, РОЙ – РЁЙ, РУЙ – РЮЙ, РЭЙ – РЕЙ, РЫЙ – РИЙ.
2. Произнесите отчетливо звуки Л и Р во фразах, моделируя разные ситуации общения.
Раскатистый Эррр не напрасно сонорный: рычит и рокочет, в работе упорный. Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки: три сегодня, три вчера, три – ещё позавчера! Попросили Протаса просто просеять просо. У горки горько ревет Егорка. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает. Мыло серо, да моет бело. Была молода – была резва, а стара стала – на печку влезла, забилась в уголок, чтоб никто не уволок. Ловит волк, да ловят и волка. Шила, мыла, гладила, катала, пряла да вязала – а всё языком.
3. Закрепите звуки Л, Р в текстах.
1) Взял Егор в углу топор,
С топором пошёл во двор.
Стал чинить Егор забор –
Потерял Егор топор!
Вот и ищет до сих пор…
Поищи-ка ты топор!
2) Крот и кролик крышу крыли.
Карп и краб дрова рубили.
Дрозд хорьку кроил сюртук.
Крыса прыгала вокруг.
Тряпки курица тащила.
Кенгуру харчо варила.
Дрозд в корыте фрак стирал.
Бобр бруснику собирал.
Норка громко грызла корку.
Я твердил скороговорку.
-
Шел троллейбус по маршруту, шел, усами шевелил.
Провода все перепутал – и как вкопанный застыл.
Смотрит фарами-глазами, размышляет: «Как же быть?
Впредь не буду я усами на работе шевелить!»
Упражнение 47. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Влага», дифференцируя звуки Л – Л’.
С лодки скользнуло весло.
Ласково млеет прохлада.
«Милый! Мой милый!» - Светло,
Сладко от беглого взгляда.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
«Милый! Мой милый! Люблю!..»
Полночь глядит с небосклона.
Упражнение 48. Прочтите стихотворение С. Маршака, обращая внимание на ровность выдоха, выдерживание паузы, на точную работу губ и ясную дикцию.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Упражнение 49. «Пучки согласных». Произнесите отчетливо сочетания согласных в словах и на стыках слов.
ВЗБудоражить, ВЗДРогнуть, боДРСТВовать, агеНТСТВо, беГСТВо, муДРСТВовать, траНСПЛантация, свеРХЗВуковой, филосоФСТВовать, пуНКТ ВСТРечи, цеНТР-Форвард, как-нибуДЬ В Другой раз, рекоРДСМен, куНСТКамера, коНТРНаступление, гоРЗДРав, маРШ-Бросок, деТСТВо.
Упражнение 50. Учитесь ясно и точно читать труднопроизносимые слова.
Если слово сразу целиком не получается, то делите его на части, стараясь между частями делать минимальные паузы: де-му-ниципа-лизировать, вы-кристалли-зовав-ши-мися, невыго-вари-ваемыми и так далее. Но это – только на самых первых порах. А потом говорите эти слова все быстрее и быстрее. И вот, когда они станут для вас такими же привычными, как «мама» и «папа», считайте, что вы одержали блестящую победу.
Рассчитывает, исчезнувшие, взяточничество, специфический, неиссякаемый, пессимистический, интеллигенция, интеллектуальный, корреспонденция, баррикадировать, нововведение, экзальтированность, воображение, однообразие, целесообразность, самоотверженность, зоологический, подчёркивается, выхватывается, своеобразное, участвовавшими, предшествовавшими, долженствовавшие, скомбинированные, взаимоотношения, реабилитация, трансформируемый, приличествующие, неврастенические, зафиксированные, детализирующие, усовершенствованиями, публицистический, рекогносцировка, экзаменационный, вспомоществование, останавливающимся, компрометирующими, усовершенствования, покровительствовавшие, облагодетельствованные, вероисповедание, переосвидетельствованными, совершенствующимися, деморализация, сосредоточивающимися, скандализированные, железоплавильные, демобилизация, децентрализация, денационализация, демуниципализировать, констатировавшими, каменноугольный, концентрационные, выкристаллизовавшимися, разнервничавшаяся, взгромоздившиеся, фантасмагорические, могущественнейшие, компетентность, неистовствующую, невыговариваемыми, безмолвствовавшая, обеззараживающие, опрокидывающимися, обусловливаемую, транспортируемыми.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
-
Раскройте содержание понятия «дикция».
-
Почему дикцию считают основой профессиональной речи?
-
Какую роль в отработке дикции играет артикуляция? Что это такое?
-
Каковы недостатки вашей дикции?
-
Составьте план отработки собственной дикции.
-
Включите в вашу артикуляционную гимнастику предложение, составленное из слов (упражнение 50), наиболее трудных для произношения.
УПРАЖНЕНИЯ С ТЕКСТАМИ
Совет 10. Для отработки правильного произношения, а также выработки навыков интонационного оформления фразы (текста) необходимо продолжить дикционный тренинг, используя скороговорки и специальные тексты. Но нельзя сразу стремиться произнести скороговорку как можно быстрее – начинать надо в очень медленном темпе. Добивайтесь прежде всего четкого произношения звуков (не позволяйте вашему артикуляционному аппарату быть вялым!), не забывайте и о поисках различных интонационных вариантов, ориентированных на те или иные ситуации общения. Например, ставьте задачу осудить, похвалить, удивиться, огорчиться, потребовать или попросить и т. п.