ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2019

Просмотров: 984

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра журналистики и русской литературы ХХ в.










ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ


Учебно-методическое пособие





















Кемерово 2004



Составитель: доцент Н. Г. Гордеева



Голосо-речевой тренинг: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Н. Г. Гордеева. – Кемерово, 2004. – 48 с.








Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Орфоэпия и техника речи» в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Журналистика». Содержит теоретические сведения, методические рекомендации и систему упражнений для выработки навыков голосоведения, речевого дыхания и дикции.


















Рекомендовано методической

комиссией факультета филологии

и журналистики

«12 » января 2004 года.

Председатель методкомиссии

_______________ Т. Г. Рабенко

Утверждено на заседании

кафедры журналистики и

русской литературы ХХ в.

«25» декабря 2003 года.

Заведующий кафедрой

______________ А. В. Клишин



Ничем так не пренебрегают и ничто так

не нуждается в постоянном внимании, как голос.

П. Сопер



ВВЕДЕНИЕ




Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос, т. е. совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и служащих целям общения.

Профессиональными качествами голоса являются:

  • выносливость - малая утомляемость голосовых связок при большой нагрузке;

  • устойчивость - ровность звучания по всему диапазону, без выкриков и провалов;

  • сила – умелое использование различных уровней громкости, от тихого до полного интенсивного звука;

  • гибкость, подвижность;

  • звонкость, чистота звучания;

  • собранность звучания, концентрация звука;

  • полетность – способность голоса лететь вперед, преодолевая расстояние.


Научить человека владеть своим голосом призвана техника речи - комплекс приемов и навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи.

Овладение техникой речи позволяет:

  • не утомляться при многочасовой нагрузке на речевой аппарат,

  • добиваться максимального контакта с аудиторией,

  • достигнуть высококачественной речи.

Для овладения ТР необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеообразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация.

В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для произношения. Произносительными они стали лишь в результате многовековой эволюции человека. Произносительный аппарат включает три функциональные области:

-Респирацию – это организация дыхания. Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, состоящим из легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимой для работы голосовых связок воздушной струи.


-Фонацию – образование голоса. Собственно произносительный аппарат состоит из гортани, внизу которой находятся голосовые связки, глотки, полостей рта и носа.

-Артикуляцию – производство звуков. Артикуляторные органы, непосредственно участвующие в образовании звуков, делятся на активные, способные к самостоятельным движениям (язык, губы, мягкое нёбо, задняя стенка глотки), и пассивные, неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо). Каждому звуку речи соответствует либо определенное статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляционных органов, т. е. определенная артикуляция.

Устная речь – это сложный динамический процесс, который обеспечивается одновременной и целостной деятельностью всех трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Поэтому и техника речи включает комплекс упражнений для тренировки правильного дыхания, артикуляции и произношения.



ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ




Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речевой. Не случайно Л. И. Вансовская отмечает, что «речь – это озвученный выдох»! Связанное со звуком дыхание называют фонационным.

Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического следующими признаками: дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный. Типичная ошибка - набор излишнего воздуха; это не только бесполезно, но и вредно. В случае необходимости лучше сделать бесшумный добор воздуха носом уже в процессе речи. Речевое дыхание должно быть глубоким, т. е. осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой. При вдохе сокращается и уплощается диафрагма, главная дыхательная мышца; грудная полость расширяется вперед и в стороны. Плечи, верхний отдел груди при правильном вдохе остаются неподвижными. Речевой выдох осуществляется в первую очередь через рот.

Характеристики речевого дыхания

1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.

2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.

3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи - необходимость быстро, энергично, незаметно для слушателя подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.


Элементы речевого дыхания

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;

2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;

3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ И СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ


Совет 1. Тренировку правильного дыхания и артикуляции следует начинать с выполнения приемов поглаживающего самомассажа по методике Э. М. Чарели.

  1. Кончиками пальцев поглаживать лицо:

а) от середины лба к вискам,

б) под глазами от носа к ушам,

в) от середины верхней губы к ушам,

г) от середины подбородка к ушам.

  1. Обеими ладонями поглаживать затылок.

  2. Поочередно каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди.

  3. Легко и быстро постукивать кончиками пальцев:

а) лобные пазухи от середины лба к вискам, произнося слитно сочетание «ми-ми-ми»;

б) полость под глазами, произнося сочетания «ну-ну-ну…», «ни-ни-ни…», «но-но-но…», «на-на-на…»;

в) над верхней губой, произнося сочетания «ви-ви-ви…», «во-во-во…», «ву-ву-ву…»; «ва-ва-ва…»;

г) под нижней губой, произнося «зу-зу-зу…», «зи-зи-зи…», «зо-зо-зо…», «за-за-за…».

  1. Легко постукивать кулачком грудную клетку, произнося сочетания «ж-ж-ж…», «м-м-м…».

  2. Легко постукивать тыльной стороной ладони по передним межрёберным мышцам, произнося «ж-ж-ж…», «м-м-м…».


Совет 2. Постановка дыхания начинается с приведения себя в состояние покоя. Вырабатывайте правильную осанку! Встаньте прямо, с легким разворотом плеч, с ровной спиной, расслабьте колени. Позвоночник должен быть выпрямлен, плечи опущены и слегка отведены назад, низ живота слегка подтянут, руки и шея свободны, не напряжены. Голову держите прямо - посылайте звук вперед, а не вниз. Вдох делается без усилий, бесшумно и быстро. При этом отмечается движение стенки живота и нижних ребер грудной клетки вперед и в стороны (при тренировке проверяйте это, положив ладони на нижние отделы грудной клетки). На выдохе они постепенно занимают свое исходное положение. Выдох должен быть очень медленным, равномерным, не ослабевающим к концу и собранным на губах, подобно свисту. Щеки не должны раздуваться!


Упражнение 1. Освоение тренировочно-речевой осанки

1. Встаньте, ссутулясь, расслабьте мышцы спины, плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и отогнуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки и плечи - свободными и мягкими. Такое положение тела должно стать привычным при произнесении текста!

2. Сядьте ровно, развернув плечи. Голову держите прямо и чуть вниз, подбородок не должен подниматься кверху.


Упражнение 2. Тренировка распределения и длительности вы­доха

1. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. На выдохе считайте от 1 до 10 (15) , стараясь, чтобы запаса воздуха хватило до конца счета.


2. Полностью выдохните воздух. Затем медленно вдохните ртом и
задержите на несколько секунд дыхание. Выдыхайте ртом, короткими толчками, стараясь, чтобы запаса воздуха хватило до конца счета.

3. Проведите от­счет времени по секундам: «Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!».

Затем, начиная с большей цифры (8, 9, 10...), продолжайте отраба­тывать на материале безупречно звучащих числовых последовательно­стей плавность и длительность выдоха без добора воздуха. К увеличению количества цифр переходите только тогда, когда последние слова «Один! Пуск!» прозвучали полновесно, с достаточным выдохом! По­степенно можно увеличивать первое число, доводя его до 15 (для де­вушек) и до 25 (для юношей). Задания выполняйте с интонацией пере­числения.

4. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание. На выдохе произнести пословицу, сделав паузу на границе синтагмы. Следите за выдохом (добора воздуха нет). Повторите 3 – 5 раз.

Голова без ума что фонарь без свечей.

Попытка не пытка, а спрос не беда.


Упражнение 3. Тренировка глубокого дыхания

«Свеча» – ровный медленный выдох. Глубоко вдохнув, медленно дуйте на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтобы пламя "легло", и удержите его в таком положении до конца выдоха.

Можно держать в руке, близко перед собою, узкую полоску бумаги и дуть на нее: тогда будет видно, насколько ровно ложится "пламя свечи".

«Надоедливый комар» — продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете "раз" вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились.

Теперь соедините эти действия с произнесением звука "з-з-з". По счету "раз" - руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком "з-з-з" медленно соединяйте руки, чтобы "убить комара", который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! Не спугните комара! Желание "поймать комара" замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха — образуется "опора дыхания". И только когда "убили комара" (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.


Упражнение 4. Прочитайте стихотворение А. В. Прянишникова, стараясь экономно распределять выдох и соблюдать изложенные в нем правила чтения:

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время


Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность-

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.


Упражнение 5. Отработка фокусированности выдоха

1.Следует вытянуть слегка вперед губы и, не меняя их положения, проговорить (на выдохе!) следующий речевой материал, повторяя каждую фразу 2-3 раза подряд:

Кто от кого, тот в того. За пнем бугорок, а в нем городок. Повинную голову меч не сечет. За труд чтут. Очи ушей вернее. Сок с березы стек. Дудел в дуду на свою беду. У каждой ноги свои мозоли. Терпение и труд все перетрут. Чужую беду руками разведу. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

2.Продолжая тренировку фокусированности выдоха губами, неторопливо проговаривайте каждую фразу на одном выдохе 3 раза подряд, моделируя при этом указанную ситуацию общения.

Открытие: Сын мой, а ум у него свой. Под носом взошло, а в голове не посеяно. Не море топит корабли, а ветры.

Предупреждение: Дорого, да мило; дешево, да гнило. Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят.

Удивление: На языке мед, а под языком лед. Без наук как без рук. Не тот хорош, кто лицом пригож. А тот хорош. Кто на дело гож. По дороге едут дроги, могут ноги отдавить.


Совет 3. Одновременно с проводимой над дыханием работой тренируйте умение пользоваться на паузах «добором» воздуха. Это задание отли­чается от приведенных выше тем, что главное условие добора воздуха (а не нового вдоха) — это создание привычки пополнять запас воздуха в каждой удобной паузе и подключать все дыхательные мышцы, помо­гая незаметному принятию в легкие его новых порций. Выполняя задание, осуществляйте контроль за тем, чтобы паузы не разрывали течение мысли, сохранялся четкий внутренний ритм и чтобы последнее слово в строке, в конце синтагмы было так же полнозвучно, как и первое.


Упражнение 6. Добор воздуха

На дворе трава (добор), на траве дрова (добор). Раз дрова (до­бор), два дрова (добор), три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор). Дрова выдворить!

На горе растут дубы (добор), под горой растут грибы (добор): белый стар — брать не стал (добор). Моховик и мал, и вял (добор), груздь на солнце греет бок (добор). В кузовок иди, грибок!


Упражнение 7. Отработка техники добора воздуха