ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2019
Просмотров: 985
Скачиваний: 7
У Скворцова Без конца
Гришки И без начала,
Жили-были Переплеты
Книжки – Как мочала,
Грязные, На листах каракули.
Лохматые, Книжки
Рваные, Горько
Горбатые Плакали!
Распределите звуковое нарастание в соответствии со смыслом. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:
Книжки
Горько
Плакали!
Упражнение 19. Прочтите вслух этюд Л. Воропаевой дважды: при первом чтении произнесите однородные члены на одной высоте; при повторном – ровно повышайте голос на каждом последующем глаголе, а на последней строке понижайте голос.
Вспорхнула. Отдышалась. Прожевала. Вздохнула. Причесалась.
Накрасилась. Спросила. Рассказала. Всплакнула. Рассмеялась.
Достала. Распустила. Довязала. Примерила. Взглянула. Отложила.
Нахмурилась. Раскрыла. Прочитала. Зевнула. Позвонила. Одолжила.
Вернулась. Вскипятила. Показала. Включила. Помрачнела…
Рабочий день окончился. Устала. За целый день ни разу не присела!
ТРЕНИРОВКА СИЛЫ, ПОЛЕТНОСТИ
И ЗВУЧНОСТИ ГОЛОСА
Упражнение 20. «Скакалка»: читайте, имитируя прыжки через скакалку. Следите за сфокусированностью звука. Успевайте добирать дыхание.
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз – два! Раз – два! Раз – два! Раз!
Можно прыгать целый час!
Упражнение 21. «Бомбы»: скандируйте текст, «подбрасывая» каждый ударный звук.
Бомбы бухают у бухты:
Ух-ты! Ух-ты! Ух-ты! Ух-ты!
Упражнение 22. «Барабанщик»: читайте текст скандированно, имитируя барабанный бой.
Пара барабанов, пара барабанов,
Пара барабанов била бурю!
Пара барабанов, пара барабанов,
Пара барабанов била бой!
(И. Сельвинский)
Не идём, а летим! Мимо баров и бань.
Бей, барабан! Барабан, барабань!..
Баарбей, баарбан, баарбань…
(В. Маяковский)
Упражнение 23. «Глашатай»: произнесите тексты из пьесы
А. Н. Островского «Снегурочка» и из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» громко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, как бы созывая народ этим кличем.
1. Слушайте – послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор!… С красного двора в новые сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить |
2. Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте; А надсмотрщикам сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давёжа, ни погрому, И чтоб никакой урод Не обманывал народ! |
Упражнение 24. «Былина». Отличным тренировочным материалом для воспитания голоса может служить русская народная былина. Читать ее следует речитативом, чуть напевно (но без пения!):
Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Стал добра коня туг он заседлывать.
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек —
Потничек он клал да весь шелковенъкий,
А на потничек подкладывал подпотничек,
На подпотничек седелко клал черкасское...
Сразу после былины целесообразно перейти на обычную речевую манеру, сохраняя при этом полноту и звучность гласных, активный посыл звука. Для этого можно использовать в качестве упражнения стихотворный текст, написанный в свободной разговорной манере, к примеру, стихотворение О. Берггольц "Разговор с соседкой".
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем...
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем...
Дарья Власьевна, — еще немного,
день придет — над нашей головой
Пролетит последняя тревога
и последний прозвучит отбой…
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
-
Охарактеризуйте основные качества профессионального голоса.
-
Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют?
-
Что надо знать об атаках голоса?
-
Что такое динамический диапазон голоса? Как его развивать?
-
Что такое полетность звука?
-
Попробуйте определить недостатки собственного голоса, продумайте, как их исправлять.
-
Составьте план тренировки собственного голоса
ДИКЦИЯ
Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением… должен чувствовать не только фразы,
слова, но и каждый слог, каждую букву…
Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует
и души слова, не ощутит и души фразы, мысли.
К. С. Станиславский
Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного общения между людьми. Кроме того, она имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.
Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова.
Правильность артикуляции – это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.
Степень отчетливости артикуляции – это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. О людях с низкой степенью отчетливости артикуляции говорят, что у них «каша во рту», т. е. слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и неразборчивая.
Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов и т. п.
Каждый человек, тем более журналист, должен стремиться к ясности и чистоте произношения. Система занятий дикцией включает:
-
Тренинг мышц артикулярного аппарата.
-
Произношение гласных звуков.
-
Произношение согласных звуков.
-
Упражнения с текстами (фразы, скороговорки, стихи, проза).
Совет 7. Начинать работу над дикцией надо с артикуляционной гимнастики:
-
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
-
Вытягивание губ вперед трубочкой.
-
Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.
-
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
-
Высунуть широкий язык.
-
Высунуть узкий язык.
-
Чередование положений языка: широкий – узкий.
-
Подъем языка за верхние зубы.
-
Чередование движений языка вверх – вниз.
-
Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним зубам.
Каждое упражнение следует повторить 5 – 7 раз.
ТРЕНИНГ МЫЩЦ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА
Упражнение 25. Тренировка мышц нижней челюсти
-
Произносите сочетания ба-ба-ба, га-га-га, да-да-да, расслабляя нижнюю челюсть.
-
Произносите сочетания пай, бай, дай, тай, кай, гай с поворотом головы и «касанием» подбородком то правого, то левого плеча.
-
Расслабляйте и активизируйте нижнюю челюсть при многократном произнесении слов:
парус, палтус, вакуум, пауза, маузер, акула, салют, аллюр, забудь, драчун, абсурд, баул, драгун, заткнуть, кольчуга, саксаул, какаду, лопух, барсук, Вакула, амплуа, камбуз, фарфор, батон, пальто, закон, вагон.
-
Произнесите фразы с опусканием нижней челюсти:
Маяк на скале как мак. Дама сдавала багаж. Наша река широка, как Ока. Как Ока широка наша река? Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал. Декламация – грация речи.
-
Произнесите фразы с выдвижением нижней челюсти вперед:
Сын вырастил усы. Мыши грызли сыр, крысы грызли рис. Прибыл Клим из Клина в Крым. Если бы да кабы, так росли бы во рту грибы. Они вымыты.
Упражнение 26. Тренировка мышц мягкого нёба
-
Выдыхание горячей струи с артикулированием гласных звуков э, а, о, затем сочетаний ба, да, га.
-
Медленно произносите звуки к, г, д, т, слова джип, пикап, кабриолет.
-
Сначала мысленно, а затем вслух произнесите сочетания кп, гб, птк, бдг.
-
Произнесите сочетания звуков: птк – птк – птк; тпк – тпк –тпк; ктп – ктп – ктп; кпт –кпт – кпт.
-
Прочтите фразы акцентированным полушепотом и с напряжением мягкого неба. Моделируйте конкретную ситуацию общения.
Вот эфиоп из Эфиопии, да только это утопия. В октябре лишь ветер веял, и, как сито, дождик сеял. Латка да штопка – чепчик из хлопка. Шерсти взяли – берет связали. Кричи, когда вокруг красивый край – Кижи, Карелия, колокола. Пегас, привозивший почту, поскрёб подковой порог, пообещал прибыть попозже, поскакал пощипать пырей. Приехали! Проходите, гости! Пегас привез Психею. Психея просияла и послала поцелуй.
Упражнение 27. Тренировка мышц глотки
-
Мысленно, шепотом, затем вслух произнесите поочередно звуки и, у, и-у-и-у-и-у. Повторить не менее 10 раз.
-
Звучно и длительно с энергичным напряжением мышц губ и глотки произнесите одним приемом сочетания м-мь-м-мь-м-мь.
-
Произнесите фразы, моделируя ситуацию размышления:
Плывут плоты. Плиты впритык. Виктор в лифте. Пять опят, пять утят. У попа папа поп, и поп попа похваливает. У Тита пики Купи кипу пик вкупе с кипой пакетов. Копил купилки, купил копилку, купилки копил, да кукушку купил. Перепел пел-пел, перепёлку перепел.
Упражнение 28. Тренировка активности губ
-
Многократно произнесите сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных вм, мв, бв, вб.
-
Произносите сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.
-
Аналогично произносите сочетания кс, гз, бз, дз, вз, фс, но с оттягиванием нижней губы вниз.
-
Многократно произнесите сочетание мвз-мвз-мвз.
-
«Пробка». Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.
6. «Взрыв». Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп!
Не напрягайтесь, плотно сжаты лишь губы. Не стремитесь набрать побольше воздуха. Дело решает не количество, а энергичность толчка и точная фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а тем более гласного звука, у вас не должно получаться пх или ппы....
7. Прочтите слова (4 раза подряд) с четким произнесением звуков В и З.
Взгляд, взгорок, взгорье, взгреть, взгретый, вздох, вздор, вздутый, вздыхать, вздувать, взрыв, взрыть, взрыхлить, взвыть, взыграть, взыскать, вздрагивать, взломать, вздыбить; в вазе стоят ветки вяза.
Упражнение 29. Тренировка подвижности мышц языка
1.Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграфным ключом с оттягиванием назад корня языка: ло-ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; с легкой вибрацией передней части спинки языка и опусканием корня языка и гортани: ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр, тррр-дррр, тррр-дррр – последнее с легким прикрытием губ.
2. Быстрое высовывание языка наружу, затем подтягивание за нижние зубы с произнесением сочетания ас.
3. Многократное произнесение сочетаний согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык с контролем за отсутствием призвуков гласных: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгт, лри, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт, вудрррр, будрррр, фудрррр, гудрррр, кудрррр, тудрррр, мудрррр, нудрррр.
4. Прочитайте стихотворение В. Маяковского, обращая внимание на ясность дикции:
Зеленью ляг, луг,
Выстели дно дням.
Радуга, дай дуг
Лет быстролётным коням…
ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Упражнение 30. Таблица гласных
Выучите таблицу гласных, научитесь краткому и энергичному произнесению каждого гласного звука.
А – О – У – Э – Ы – И
Артикуляция каждой гласной должна выполняться точно, только на выдохе, но без напряжения:
Звук [А] – гортань широко открыта, рот – большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Воздух при выдохе очень теплый.
Звук [О] – форма рта – кольцо, воздух идет широкой теплой струей.
Звук [У] – рот сложен трубочкой, воздух выдыхается в узкое кольцо губ.
Звук [Э] – губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами – большой палец. Выдох направлен в середину зубов.
Звук [Ы] – губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней. Выдох направлен в середину отверстия между зубами.
Звук [И] – расстояние между зубами – кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами.
Совет 8. При произношении гласных следует обращать внимание не только на правильную артикуляционную позицию, но и убирать «пестроту» звучания, «когда звук А вылетает из живота, звук Е – из голосовой щели, И – протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь» (К. С. Станиславский). Фокусируйте звук на кончиках приоткрытых губ! Научитесь «собирать» звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.
Упражнение 31. «Буква У»: тренировка собранности звука на гласных У, Ю. Не забудьте о побудительной интонации!
Уля с Юлей букву У
Уронили вдруг в траву.
Пусть лежит упавший звук!
Уля, Юля, - живо в круг!
Упражнение 32. «Гудок»: тренировка собранности звука на разных гласных. Ваша цель – «затемнить» гласные, то есть оставлять губы все время в положении «У».
Слитно, как гудок, тяните гласный УУУУУУУ… «Гудок» не громкий, без напряжения, губы в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавьте звук О и выравнивайте их звучание: УУООУУООУУОО… Такое же свободное гудение на У и с гласным А: УУААУУААУУАА… Затем с Э: УУЭЭУУЭЭУУЭЭ… Затем с И: УИИУУИИУУИИ… И наконец с Ы: УУЫЫУУЫЫУУЫЫ…
Упражнение 33. «Буква О»: тренировка собранности звука на гласных О и А.
Не по тропе, а около
Катилось О и окало.
О акало, О окало
Не на тропе, а около.
Упражнение 34. «Бабушки»: для верного, собранного звучания гласного А.
«Ахти! Ахти! Ахтушки!» -
Разахалися бабушки.
«Ахти – ах! Ахти – ах!
Не держатся на ногах!»
Упражнение 35. Прочитайте стих. С. Смирнова, отчетливо произнося гласные. Не забывайте «собирать» звук на кончиках губ!
Я – это «я» без ячества, без грима,
Без пышных благ
И нищенской сумы.
Я – это все,
Что дорого, что зримо.