ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2019

Просмотров: 986

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Отработать технику добора можно на тексте упражнения "Егорки".

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорки, три Егорки... (и так до конца)... тридцать три Егорки.

Сначала делайте дыхательную паузу после каждого третьего "Егорки": Как на горке, на пригорке (добор), стоят тридцать три Егорки (добор): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (добор), пять Егорок, шесть Егорок, семь Егорок (добор)... и т. д. до конца

Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные: вдох через шесть, восемь, одиннадцать "Егорок".


2. Прочитайте вслух отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава», наблюдая за тем, чтобы люфт-паузы (паузы для добора воздуха) не разрывали течения мысли. Помните: на паузах воздух не расходуется, а используется на очередном слове.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.


Упражнение 8. Тренируйте добор воздуха при полновесном проговари-вании текста-обращения.

Дорогие товарищи, друзья! Дамы и господа! Леди и джентльмены! Рабочие и колхозницы! Сеньоры, сеньориты и синьорины! Юноши и девушки! Труженики полей! Солдаты, матросы и старшины! Куряне, псковичи и архангелогородцы! Политические деятели! Поэтические деятели! Князья, графья и графоманы! Пенсионеры и школьники! Граждане мои хорошие! Мне нечего вам сказать! (В. Витальев).


Упражнение 9. Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», стараясь делать как можно меньше дыхательных пауз.

…по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.


Совет 4. Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. Следующая задача заключается в том, чтобы научиться легко «переключать» дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхание будет способно «обслужить» любой вид речевого действия. Следующие упражнения направлены на отработку трех типов выдыхания: в зависимости от характера действия – от плавного и спокойного к выдоху с силой, а потом рывками.

Упражнение 10. Отработка трех типов выдыхания

Первый тип выдыхания обслуживает спокойную, плавно звучащую речь. Для его отработки вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: СССССССС…. Шумит лес: ШШШШШШ…. Звенит комар: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…. Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬЖЬЖЬ…


Второй тип выдыхания обслуживает волевую речь, при которой ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки). Для его тренировки используйте звукоподражательные упражнения, имитирующие физическую работу.


«Насос». Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начинайте накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, — выдох. Попробовали? А теперь то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воздуха» — «фффффуу!..». Соберите губы как бы для свиста, с силой выдыхайте воздух: «фффффу!.. фффффу!.. ффффф!..». Не торопитесь; распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4 — 5 раз подряд. Раз от разу можно увеличивать число наклонов.

«Метла». Возьмите воображаемую метлу и подметайте опавшие сухие листья: ШШШШШ…! ШШШШШ…! ШШШШШ…!

«Косите траву косой» на звуке «С»: ССССС! ССССС! ССССС!


Третий тип выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе. Для тренировки представьте, что вы «Сорока-сплетница». Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр!

Ощущаете резкие движения диафрагмы? Это хорошо!

«Пульверизатор». Сжимая в руке воображаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательным: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!

Упражнение 11. Учитесь объединять разные типы выдыхания.


«Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест-накрест. Правые руки – ваша пила, левые – бревно. Первый из участников тянет на себя «пилу», имитируя на активном выдохе звук «З!», второй - берет пилу на себя: «С!». Вначале звук должен быть отрывистым, коротким: ведь пила только «входит» в древесину! Затем увеличиваем амплитуду рук – и длиннее становится звук: «ЗЗЗЗЗ!» - «ССССС!». Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда партнер берет «пилу» на себя, как при настоящей пилке! Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя, делайте выдох со звуком, отпуская ее – вдох.


«Пчела». По комнате летает пчела: жжжжжжжжжжжж… (1-й тип выдыхания). Начинает кружить у нас над головой: жжжжж… жжжжж… (2-й тип выдыхания). Отгоняемая нами, бьется в стекло: жж… жж… жж… (3-й тип выдыхания).


«Звонок». Попробуйте, не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным звуком позвонить приятелю в дверь: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

Проявляя нетерпение, позвоним несколько раз более настойчиво: ЗЗЗЗЗЗ… ЗЗЗЗЗЗ… ЗЗЗЗЗЗ… ЗЗЗЗЗЗ… Подразним долго не открывающего дверь друга короткими назойливыми звонками: ЗЗ…ЗЗ…ЗЗ...ЗЗ...ЗЗ...ЗЗ...ЗЗ...ЗЗ…



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Чем отличается речевое (фонационное) дыхание?

  2. Какие компоненты речевого дыхания требуют для вас отработки?

  3. Придумайте упражнения (звукоподражательные этюды) для тренировки навыка переключения дыхания.

  4. Составьте личный план отработки навыков профессионального речевого дыхания. Включите отобранные упражнения в вашу ежедневную утреннюю зарядку.


ГОЛОС


Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. Б. Ляшенко рекомендует: «Определите для себя ЦЕНТР СВОЕГО ГОЛОСА, то есть такое звучание, которое вам наиболее удобно и не требует при чтении особых усилий… Как найти этот центр? Начните спокойно что-либо читать. Прервитесь. А теперь попробуйте продолжить чтение на более высокой ноте. Получилось? Попробуйте повысить еще на одну ноту. Не получилось? Отходите постепенно от нее вниз: на одну ноту, на две, на три, четыре. А вот на пять нот у вас уже, допустим, не получилось понижения. Теперь повысьте его на две ноты. Это и будет ваш центр. Запомните это свое звучание, сделайте его основным для себя. Именно на нем делайте упражнения».


Упражнения, задания и советы по развитию

профессиональных качеств голоса


Совет 5. Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания – это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи, момент зарождения голоса. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Единственно физиологически правильной является мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Мягкая атака дает плавный, мелодичный звук, связки смыкаются легко, без напряжения. Произнесите, например, слова осень, облако, утро, ужин – начальный звук несколько удлиненный, как бы сдуваемый с губ! Прохождение воздушного потока и вибрация голосовых связок совпадают во времени. При твердой атаке, форсированном звуке, связки до начала выдоха плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим». Кроме того, перенапряженные связки (почувствуйте это напряжение, произнеся твердо и резко: арктика, август, этика) быстрее изнашиваются. При придыхательной атаке сначала слышим выдох, а только потом звук. Голос тускнеет, быстро утомляется.

Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона.


Упражнение 12. «Стон»

1. Представьте себе, что вам нездоровится... Болит голова, горло... Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, и вы на звуке «М» тихо стонете. Пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье! Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз… Запоминайте это мышечное чувство свободы: хочется спать. Не дремлет только дыхание: пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.


Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой «центр» голоса!

Отыскать удобный тон

Помогает тихий стон: мммммммм…

Раскрепощусь, начну стонать,

На стоне маму буду звать:

Мамм-мамммм, мммеду наммм (1-й тип выдыхания)


2. Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ так, чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению – «Коварное АМ-АМ».

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (второй тип выдыхания). Еще активнее должна звучать следующая фраза – требование: Ам-ам! Мам!

Следите, чтобы междометие «ам-ам» было произнесено на мягкой атаке! Иначе мама превратно поймет вашу просьбу!


Упражнение 13. Отработка мягкой атаки голоса

«Баюканье». Сядьте удобно, свободно, расслабясь, сохраняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: ммм-ммм-ммм-м.. ммм-ммм-ммм-м. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не раскрывая рта. Звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: ммм-ммм-ммм-ма … ммм-ммм-ммм-ма.

Не открывайте на гласном звуке широко рот, «выдувайте» его через губы, собранные как для свиста!


«Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: ммммм... ммммм... ммм... Высота звука должна быть наиболее органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: ммам-мам-мам... мам-мам-мам... мммаммм-мммаммм... Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: а, э, о, у, ы, и

Повторяйте многократно свой текст: мммаммм...мммэммм... мммоммм... мммуммм... мммыммм... мммиммм... Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного согласного м .

Теперь передайте свой текст: ма-ма-маммм... мэ-мэ-мэммм... мо-мо-моммм... му-му-муммм... мы-мы-мыммм... ми-ми-миммм...


«Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: Аа-ааа-аууу! Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте широко рот, следите за тем, чтобы звуки а и у возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: Эээ-эээ-эээй!. Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке — на самом кончике губ.



«Звуковая волна». Выдыхайте при почти закрытом рте на знакомые вам гласные звуки. Выдыхая, представьте себе, что вы качаете ребенка, баюкаете его. Звук должен быть похожим на мягкие волны, то поднимающиеся, то опускающиеся. Причем подниматься и опускаться на каждой гласной звук должен не меньше 3-4 раз.

РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА ГОЛОСА


Совет 6. Для усиления звука голоса необходимо умело использовать резонаторы – акустическую систему, способную усиливать звук. При направлении звука в нижние резонаторы (грудная клетка) включается грудной регистр голоса, от которого зависят сила и выразительность звука. Головной (верхний) регистр придает звуку голоса звонкость, полетность. Особого внимания требует основной регистр речевого голоса – микст – смешанный регистр. Вырабатывать верную резонацию помогают следующие упражнения.


Упражнение 14. «Колокола»

Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: бом-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!..

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... бим-бим-бимм...

Звук должен свободно возникать на кончиках губ без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: баммм... баммм... баммм... баммм... баммм.. .

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).


Упражнение 15. «Маляр». Идите голосом за текстом, помогая движением руки:

Крашу краской я карниз:

Вверх – вниз, вверх – вниз! (работает кисть руки),

Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от локтя),

Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от плеча) –

Вот и выкрашен карниз!


Упражнение 16. «Аквалангист» (для развития грудного регистра)

Чтоб овладеть грудным регистром (центр голоса),

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь (постепенно понижайте голос),

Ниже,

А дно морское ближе,

Ближе («дно» голоса).

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

Упражнение 17. «Чудо-лесенка» (для развития верхнего регистра)

Начните с нижнего регистра, постепенно поднимаясь вверх по диапазону:

Чудо-лесенкой шагаю,

Высоту я набираю.

Шаг на горы,

Шаг на тучи,

А подъем все выше, круче…

Не робею. Петь хочу!

Прямо к солнцу я лечу.


Упражнение 18. «Книжки». Прочтите отрывок из стихотворения

С. Я. Маршака «Книжка про книжки»: