Файл: Формирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации (Теоретические основы управления ассортиментом предприятия.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование ассортимента — это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров по всем отличительным признакам, определяющим их потребительские свойства, в соответствии со спросом населения и для его полного удовлетворения.

Сформулируем правила формирования ассортимента предприятия розничной торговли:

– товары, включенные в ассортимент, должны учитывать потребности целевого и второстепенных покупательских сегментов, т. е. товары должны быть сгруппированы в отделах магазина с учетом их сегментной принадлежности;

– товары, включенные в ассортимент, должны учитывать основные и сопутствующие потребности, т. е. составлять комплекс;

– цена на товар должна учитывать покупательскую способность сегментов, а также обеспечить рентабельность магазина.

Формирование торгового ассортимента имеет огромное социальное значение, поскольку от него зависят удовлетворение покупательского спроса и культура торговли.

Основными направлениями формирования ассортимента являются:

– определение текущих и перспективных потребностей

покупателей, анализ особенностей покупательского поведения;

– оценка ассортимента конкурентов;

– решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности;

- рассмотрение предложений о включении в ассортимент новых продуктов.

[11; с.27]

Методы формирования ассортимента:

  1. метод ассортиментного перечня: предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в ассортиментном перечне. Этот метод ориентирован на удовлетворение твердо сформировавшегося спроса.

Для конкретных магазинов ассортиментные перечни разрешаются с учетом типа магазина, его торговой площади, места расположения, наличия конкурентов, контингента покупателей. Утвержденный торговым предприятием ассортиментный перечень согласовывается с органами местной администрации и территориальным центром Госсанэпиднадзора. Перечни разрабатываются и утверждаются на 1 год. Но при изменении на рынке могут корректироваться и пере утверждаться.

  1. метод потребительского комплекса: этот метод более прогрессивный, поскольку ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, способствует экономии времени покупателей на совершение покупок, облегчает выбор товаров, способствует совершению импульсивных покупок. Однако, при этом не учитывается особенности спроса отдельных сегментов рынка в пределах одного комплекса.

Для учета индивидуальных предпочтений необходима дифференциация ассортимента, главным принципом которой является глубокое изучение требований конкретных групп потребителей. Поэтому комплексное изучение рыночной ситуации становится решающим условием правильного формирования ассортимента товаров, отвечающего платежеспособному спросу [12; с. 221].

    1. Управление товарными запасами

Товарные запасы – это часть товарного обеспечения. Представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из производства к потребителю.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируется по следующим признакам:

1) по местонахождению:

а) запасы в предприятиях торговли;

б) запасы промышленности;

в) запасы в пути.

2. По срокам:

а) запасы на начало периода;

б) запасы на конец периода.

3. По единицам измерения:

а) абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении);

б) относительные (в днях товарооборота).

4. По назначению:

а) текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);

б) сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);

в) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между завоза товаров);

г) целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).

Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров [5;с. 92].

Управление товарными запасами включает:

-определение размера оптимального товарного запаса;

-оперативный учет запасов и контроль над их состоянием;

-регулирование товарных запасов.

Управление товарными запасами решает ряд коммерческих задач, связанных с формированием и поддержанием ассортимента товаров на требуемом уровне с целью удовлетворения спроса покупателей.


Необходимость коммерческой работы по управлению товарными запасами обусловлена тем, что спрос на конкретные товары динамичен, подвержен влиянию многих факторов, что затрудняет принятие правильных решений относительных закупок, поэтому просчеты в этой деятельности ведут к образованию запасов в объемах выше потребностей или ниже, что приводит к отрицательным последствиям [6;с. 78].

Глава 2. Анализ формирования торгового ассортимента

2.1 Характеристика предприятия «Торговый дом Ремикс»

Предприятие «Торговый дом Ремикс» (ООО “ТДР”) – общество с ограниченной ответственностью, является предприятием оптовой и розничной торговли и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством Р.Ф. Зарегистрировано администрацией г. Москвы 06.04.1998г.

Расположено данное предприятие по адресу: г. Москва, Ленинский просп., 6, стр. 7.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей.

ООО “ТДР” является связующим звеном-каналом распределения, между предприятиями-изготовителями и мелкими оптовиками (розничными торговыми предприятиями, частными лицами), то есть это предприятие является звеном единой системы товародвижения.

Основными функциями в деятельности ООО “ТДР” по отношению к потребителям являются:

- оценка потребностей и спроса;

- преобразование производственного ассортимента в торговый;

- накопление и хранение товарных запасов;

- информационное обслуживание.

Осуществляя преобразование производственного ассортимента в торговый, данная организация стремится максимально удовлетворить запросы потребителей.

Успешное выполнение этих функций возможно при концентрации коммерческой деятельности с предприятиями-изготовителями, что позволяет обеспечить стратегическую стабильность потребительского рынка в целом, так как создает условия для беспрепятственного продвижения товаров по каналам распределения.


ООО “ТДР” специализируется на оптовой и розничной торговой деятельности, осуществляя полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар.

ООО “ТДР” представляет собой подсортировочно-распределительный склад, осуществляющий следующую деятельность:

- получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

- накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;

- подсортировка и подготовка товаров к продаже;

- комплектование заказов оптовых покупателей;

- сдача товаров получателям.

А также расположенный на первом этаже здания розничный магазин.

ООО “ТДР” специализируется на продаже многих видов кондитерских изделий (шоколад, карамельные изделия и конфеты, вафли, печенье).

Основным поставщиком кондитерских товаров является ООО “Нестле Фуд” и входящие в его концерн российские предприятия:

- ОАО Кондитерское объединение “Россия”,

- ОАО “Фирма КОНФИ”

- НП “Кондитерского объединения “СладКо”,

- ОАО Кондитерская фабрика “Камская”,

- ОАО Кондитерская фабрика “Волжанка”.

Поставка кондитерской продукции производится согласно ежегодно составляемых договоров купли-продажи, в соответствии с поданной заявкой и уплаченного счета на заявленный товар.

Заявка на пополнение товарного запаса составляется в соответствии с оперативными учетными данными: остаток товаров на складе к моменту подачи заявки и товарооборачиваемости отдельных групп товаров по итогам отчетных периодов.

Торгово-закупочная деятельность ведется в соответствии с заключенными договорами купли-продажи с потребителями и поставщиками.

Пополнение товарных запасов осуществляется на основе разработанных форм заявок. Товар поступает на склады автомобильным транспортом.

Приемка товаров по качеству проводится с целью выявления качества и комплектности, поступивших на склад товаров и соответствия их требованиям государственных стандартов, технических условий.

Контроль товаров по качеству проводят органолептическим методом. Также проверяют соответствие маркировочных данных на товаре с документальными и фактическими данными.

Каждая партия товаров сопровождается пакетом документов и в том числе сертификатами соответствия, гигиеническими сертификатами и удостоверениями качества. Сертификаты являются гарантиями качества и подтверждают соответствие качества продукции установленным требованиям ГОСТов, ТУ, СанПиН. При проведении органолептической оценки качества продукции товаровед руководствуется требованиями, которым должна соответствовать продукция.


Необходимым условием бесперебойного снабжения розничной сети товарами в необходимом ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров на оптовых организациях. Однако в каждый период времени это количество будет зависеть от состояния производства и поставки данного вида товара, спроса на него со стороны потребителей, сезона и других причин.

Получая товар от изготовителей, предприятие преобразует промышленный ассортимент в торговый, с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Широта охвата товаров входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

Для успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции в штате организации необходим специалист по продвижению товара, а на крупных предприятиях — маркетинговый отдел, который разрабатывает стратегию продвижения продукции на рынке.

Специалисты маркетингового отдела анализируют конкурентоспособнотсь товара, разрабатывают мероприятия по продвижению товара, разрабатывают концепцию продвижения, методы и способы привлечения покупателей в соответствии с ассортиментом предприятия.

    1. Анализ ассортимента предприятия

Ассортимент товаров - это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Формирование ассортимента товаров – это процесс, осуществляемый с учетом действий факторов, таких как покупательский спрос и объем производства товаров, цена товара, размер и тип торгового предприятия, условия товароснабжения – наличие стабильных хозяйственных связей. При формировании ассортимента ведут подбор групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения.

Документом, служащим целям формирования ассортимента товаров для конкретного предприятия служит ассортиментный перечень товаров. В ассортиментном перечне предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться покупателю. Это минимальное количество товаров, которое должно быть постоянно на складах предприятия. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводит к поддержанию оптимального уровня товарных запасов.