Файл: Формирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации (Теоретические основы управления ассортиментом предприятия.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе развития экономики пользуются спросом те предприятия, которые обладают наиболее эффективной товарной политикой, так как этот этап характеризуется особой нестабильностью функционирования экономических субъектов. Основой товарной политики предприятия составляет формирование ассортимента.

Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.

Значимыми факторами, влияющими на изменение эффективности предприятий, являются выбор товарного ассортимента и установление цен на товары. Процессы формирования товарной и ценовой политики, предполагают их использование на обычных коммерческих предприятиях, преследующих основную цель - максимизацию прибыли.

В России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками.

Формирование товарного ассортимента является одновременного и средством и методом управления ассортиментом. Правильная ассортиментная политика предприятия - это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке.

Ассортиментная политика строится на основе маркетинговых исследований рынка и способствует приведению в соответствие спроса предложению, направлена на разработку научной основы формирования ассортимента, оптимизацию его групповой структуры, требующей расширения или сокращения количества ассортиментных позиций, его обновления на качественно новой основе.

Постоянное наличие и широкий выбор товаров в розничной торговой сети является одним из важнейших условий культуры торговли.

Данная тема является очень актуальной, так как при правильном выборе ассортиментной политики, появляется больший спрос на товар предприятия, а следовательно и само предприятие становится рентабельным.

Объектом исследования в данной работе является предприятие «Торговый дом Ремикс», который осуществляет оптовую и розничную продажу кондитерских изделий.


Предметом исследования является ассортиментная политика.

Целью работы является изучение ассортиментной политики предприятия «Торговый дом Ремикс».

Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические подходы к формированию ассортиментной политики предприятия;
  • провести анализ ассортиментной политик

Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом предприятия.

    1. Понятие, виды и свойства торгового ассортимента

Различают два основных вида товарного ассортимента- производственный и торговый, в зависимости от того, кто занимается его формированием. Изготовителем предлагается производственный ассортимент, а предприятием торговли- торговый ассортимент. Формирование ассортимента- важнейшая стратегическая задача предприятия.

Производственный ассортимент- перечень товаров, выпускаемых предприятиями-изготовителями (промышленными, сельскохозяйственными и т.д.).

Производитель обычно стремится к эффекту масштаба, особенно в производстве крупных партий стандартной продукции. Успех торговли возможен только при тесном взаимодействии маркетинга закупок и маркетинга продаж- формирование торгового ассортимента.

Торговый ассортимент- перечень товаров, реализуемых розничными торговыми предприятиями. Он намного шире производственного, поскольку формируется путем подбора товаров по группам, видам сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.

В ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» под торговым ассортиментом товаров понимается ассортимент товаров, представленный в розничной сети. Торговый ассортимент может быть простым (представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам); сложным (представлен такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам); укрупненным (групповой ассортимент, объединенный по общим признакам в определенные совокупности товаров); развернутым (внутригрупповой ассортимент, представленный разновидностями товаров).


Определение торгового ассортимента не отражает маркетингового подхода к его формированию. Главный принцип формирования ассортимента магазина- нужный товар в нужное время, в нужное место с соответствующей ценой и информационно-рекламной поддержкой там, где он продается.

Основу образования торгового ассортимента составляет товарная группа, которая включает товары (продовольственные или непродовольственные), выпускаемые различными производителями. Товарную группу образуют товары, объединяемые по нескольким признакам, например однородность сырья, способ изготовления, потребительское значение.

Маркетинговый подход к формированию торгового ассортимента розничного торгового предприятия предусматривает включение в него тесно связанных друг с другом групп товаров, отвечающих следующим условиям:

1) товары, включенные в торговый ассортимент, должны удовлетворять однотипные прямые и сопряженные потребности; быть средством решения одних и тех же проблем (например проблем питания, личного транспорта и т.д.), выполнять одни и те же функции;

2) товары должны быть ориентированы на группу целевых потребителей (женщин, мужчин, детей разного возраста, молодежи, спортсменов, военных, рыбаков и др.), соответствующую типу розничного торгового предприятия.

3) товары должны иметь ценовую ориентацию, соответствующую покупательским способностям целевого сегмента.

Таким образом, под торговым ассортиментом следует понимать перечень товаров, реализуемых розничным торговым предприятием, подобранных с учетом потребностей целевого сегмента (прямых и сопряженных), имеющих определенную ценовую ориентацию. [13; с. 108-110]

    1. Сущность ассортиментной политики

Товарная политика представляет собой совокупность целей, задач и основным направлений, определяемых руководством магазинов в отношении реализуемых товаров для стимулирования сбыта. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер: по формированию ассортимента и управлению им; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимального положения в магазине и реализации мерчандайзинга.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственно уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно поможет достижению конечных целей.


Товарная политика магазина состоит из:

-ассортиментной политики

-ценовой политики

-сбытовой политики

-информационной политики

Ассортиментная политика- цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Под ассортиментом понимается перечень продаваемой в магазине продукции, составляемый по видам, типам, сортам, размерам и торговым маркам. Ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сбалансированностью.

Широта ассортимента — количество товарных категорий, удовлетворяющих различные потребности. Если речь идет о потребительских товарах в целом, считается, что чем больше отделов, тем шире ассортимент. Если же речь идет о какой-либо специальной группе товаров (например, канцелярские товары, игрушки, бакалея, вина), то широта — это количество товарных подгрупп внутри этой группы.

Глубина ассортимента— количество наименований товаров, которыми представлены однородные товарные группы. Иначе говоря, это то, что называют предложенным выбором в рамках удовлетворения потребности в соответствии с природой товара. Чем больше видов, разновидностей, тем глубже ассортимент.

Сбалансированность ассортимента— это характеристика, отражающая, насколько удачным является сочетание разных товарных групп с точки зрения концепции магазина, потребностей покупателей и диапазона цен. Речь идет о последовательности перехода от отдела к отделу, от одной товарной группы к другой. Трудно представить себе, что магазин заинтересован в том, чтобы предлагать глубокий выбор в рамках одной товарной группы и ограниченный — в рамках другой (кроме случаев, когда это делается намеренно). Зато на уровне отдела можно углублять ассортимент, чтобы создать себе имидж специалиста в данной области (например, ассортимент товаров для ремонта, ассортимент вин и т. д.). В этом случае речь идет об обдуманном выборе ассортиментной политики. Розничные торговцы обычно выбирают правильное сочетание широты и глубины ассортимента в различных отделах.

Выделяют следующие виды ассортимента товаров:

1) широкий и неглубокий ассортимент. Он обеспечивает удовлетворение максимального количества первичных потребностей при ограниченном выборе марок. Обычно в него входит совсем небольшое количество марок (как правило, две или три). Такой тип ассортимента характерен для гипермаркетов-магазинов, удовлетворяющих ежедневные потребности, где можно найти все, что нужно, но нет никакого выбора: представлено по одному наименованию каждого товара. Это также наблюдается в крупных дискаунтерах. Широта ассортимента у них еще более ограниченна;


2) широкий и глубокий ассортимент. Такой тип ассортимента позволяет удовлетворить практически все потребности покупателя. В рамках каждой товарной категории предлагается широкий выбор (марки, качества, цены, разновидности). Данный тип ассортимента характерен для универсальных магазинов. Такие магазины удовлетворяют все потребности и желания, но товарные запасы в них очень велики, и управлять ими непросто. Поэтому универмаги работают с высокой наценкой;

3) неширокий и глубокий ассортимент. Он характерен для специализированного магазина, который удовлетворяет специфические потребности, но предлагает большой выбор. Это, например, специализированный магазин, где можно найти все для ремонта; булочная с выбором особых видов хлеба; крупный магазин, специализирующийся на спорттоварах, товарах для ремонта, товарах для сада и т. д.;

4) неширокий и неглубокий ассортимент. Это специализированный ассортимент с ограниченным выбором марок. Он характерен, например, для дилеров определенной автомобильной марки или продавцов на ярмарке, которые предлагают только цитрусовые, а также для продавца-демонстратора, специализирующегося на какой-либо новинке. Этот вид торговли, встречающийся реже, чем остальные, редко нуждается в мерчандайзинге.

Формирование ассортимента магазина и управление им зависит:

– от стратегических целей компании;

– особенностей целевой и второстепенных групп покупателей;

– имеющихся в наличии ресурсов (финансы, поставщики и т. п.).

Для формирования ассортимента магазина нужно:

– составить ассортиментную матрицу— необходимый и достаточный перечень продаваемых в магазине товаров. Она устанавливается на длительный период, и ее изменения связаны с изменением стратегических целей компании;

– определить ассортиментный минимум товара— минимальный перечень продаваемой в магазине продукции. Этот документ представляет собой таблицу товарных позиций, которые должны постоянно присутствовать в ассортименте магазина в определенный период времени. Ассортиментный минимум составляется на основе существующих групп товаров и зависит от колебаний покупательского спроса и иных факторов, связанных со спецификой магазина;

– контролировать полноту ассортимента товаров — отношение фактического количества видов (разновидностей) товаров к их количеству по ассортиментной матрице. Все вышеуказанные показатели используются при управлении ассортиментом товаров. Управление ассортиментом товаров— это действия, направленные на формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, т. е. такого ассортимента товаров, который соответствует запросам потенциальных покупателей (привлекательный для потребительского сегмента ассортимент товаров).