Файл: Формирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации (Теоретические основы управления ассортиментом предприятия.).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
При формировании ассортимента руководствуются ассортиментной политикой предприятия, где определяются цели, задачи и основные направления формирования ассортимента. Цель организации в области ассортимента – формирование реального и / или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающего к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
- установить реальные и предполагаемые потребности в определенной группе товаров;
- определить основные показатели ассортимента и дать анализ его рациональности;
- выявить источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
- оценить материальные возможности организации для распределения и / или реализации отдельных товаров;
- определить основные направления формирования ассортимента.
Ассортиментные перечни товаров должны периодически пересматриваться с учетом изменения покупательского спроса, появлении на рынке новых товаров и другими факторами.
Формирование ассортиментов товаров осуществляется с учетом действия целого ряда факторов, которые подразделяются на общие (не зависящие от конкретных условий работы предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного предприятия). К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров; к специфическим – тип и размер предприятия, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемых поставщиков и др.
Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения.
Спрос на продовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая его бесперебойную продажу.
Необходимо учитывать, что спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. При покупке товаров сложного ассортимента (к которым относятся и кондитерские изделия), насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, то есть не покупаются и не потребляются ежедневно.
Ассортимент кондитерских товаров, предлагаемых ООО “ТДР” потребителю узкоспециализирован. Шоколад, карамель и конфеты реализуются расфасованными в красочные фабричные упаковки (коробки, подарочные наборы, кулечки из полимерных материалов, жестяные банки и др.).
Широта ассортимента из года в год представлена теми же группами товаров, а глубина ассортимента вырастает за счет выпуска кондитерскими фабриками и дальнейшей реализацией ООО “ТДР” новых видов продукции.
По виду конфетных масс конфеты различают помадные, фруктово-желейные, марципановые, пралине, сбивные, ликерные, грильяжные, кремовые, из цукатов и сухофруктов, из заспиртованных фруктов и ягод, из взорванной крупы, на основе шоколада – полуфабриката с цукатами, изюмом и другими добавлениями.
В зависимости от сочетания конфетных масс конфеты бывают одно- и многослойные; переслоенные вафлями; состоящие из орехов, сухофруктов, цукатов и т.п.
Ассортимент предприятия:
- Помадные конфеты:
- Неглазированные: Шоколадная помадка, Киевская помадка, Яблочные, Машенька, Освежающие и др.; глазированные шоколадной глазурью – Василек, Волейбол, Кофейные, Ласточка, Мокко, Муза, Ночка, Радий, Пилот, Ромашка и др.;
- глазированные жировой глазурью – Ароматные, Студенческие, Ягодные и др.;
- Молочные конфеты:
- неглазированные – Коровка, Лужок, Сливочная тянучка, Премьера, Рекорд и др.;
- глазированные шоколадной глазурью – Катюша, Идеал, Подмосковные, Восход;
- Пралиновые конфеты и типа пралине:
- глазированные шоколадной глазурью – Ария, Белочка, Кара-Кум, Чародейка, Вечерний звон, Белые паруса, и др.;
- неглазированные конфеты – Батоны ореховые, Походные, Кросс, Шалунья, Батончики с вафлями и др.;
- Марципановые конфеты:
- неглазированные – вырабатывают в виде фигур (овощи и фрукты из марципана);
- глазированные шоколадом – Алые паруса, Миндальные, Эльбрус, Трио и др.;
- Кремовые конфеты, глазированные шоколадом – Колос, Космические, Красная Москва, Трюфели, Русский сувенир и др.;
- Фруктово-желейные конфеты:
- на фруктовой основе – Абрикосовые, Лето, Алычовые, Южная ночь; - на желейной – Желейные, Голубое озеро;
- на фруктово-желейной – Волга-Волга, Скачки;
- Сбивные конфеты:
- легкие сбивные массы:
фруктово-сбивные – Стратосфера, Репка;
молочно-сбивные – Золотая рыбка, Юбилейные;
кремово-сбивные – Птичье молоко;
- тяжелые сбивные массы – Зоологические, Нуга ореховая, Нуга цукатная и др.;
- Ликерные конфеты глазированные – Абрикосовый ликер, Альбатрос, Арарат, Лунные, Песни Кольцова;
- Грильяжные конфеты:
- глазированные шоколадом – Грильяж в шоколаде, Грильяж медовый, Космонавт, Метеорит, Серенада, Грильяж с изюмом;
- неглазированные шоколадом – Грильяж кокосовый, Грильяж подсолнечный;
- конфеты с комбинированными корпусами:
- глазированные шоколадом Аврора, Жар-птица, Красная гвоздика, Красный цветок, Курочка Ряба, Лакомка и др.;
- неглазированные – Пионерские, Арктика, Золотая осень и др.;
- Конфеты, переслоенные или покрытые вафлями – глазированные шоколадом – Гулливер, Красная шапочка, Мишка на севере, Тузик, Ананасные, Мишка косолапый и др.;
- шоколадные конфеты с начинками (типа “Ассорти”) – Ассорти, Аппассионата, Москва, Юбилейные, Чипполино и др..
- Ирис:
- литой твердый – Особый, Восточный и др.;
- литой полутвердый – Кис-кис, Молочный, Щелкунчик, Ледокол и др.
- тираженный полутвердый – Золотой ключик, Забава, Тузик, Орешек, Кола, Подсолнечный и др.;
- тираженный мягкий – Детский, Школьный, Сливочный, Новый, Прима и др.;
- тираженный тягучий – Кофейный, Мятный, Фруктово-ягодный, Любительский.
- Драже:
- помадное – Морские камушки, Малиновое, Снежок, Весна;
- ликерное – Метро, Кофе Мокко, Язычки с ликером, Десертное, Молочный ликер;
- желейное – Барбарис, Рябина, Мечта, Желейное, Ренклод;
- карамельное – Фруктовое, Юбилейное, Золотой орешек, Московское в шоколаде, Кросс в шоколаде, Грильяж в шоколаде;
- карамельное мягкое – с начинкой повышенной влажности – Слива, Молочное;
- ореховое – Арахис в сахаре, Космос, Миндаль в шоколаде, Лесной орех, Марципан в шоколаде;
- сахарное – Медовое, Цветной горошек, Бодрость, Ягодное, Лимонное;
- из заспиртованных и сушеных спиртов и ягод – Изюм в шоколаде, Вишня в шоколаде, Малинка, Морские камушки с изюмом, Апельсиновая корочка в шоколаде;
- зерновое – корпус из взорванных зерен кукурузы – Воздушное;
- пралиновое – Шоколадно-ореховое;
- диетическое – Волна (с морской капустой), Диабетическое на ксилите, Диабетическое на сорбите, Драже с прополисом, Полезное (с глюкозой и витамином С), Шиповник.
Кондитерские изделия на сахаристой основе (шоколад, карамельные и конфетные изделия) составляют в общем товарообороте фирмы значительную часть, их удельный вес 36,66% - является самым большим из всех реализуемых групп товаров.
Однако внутри товарной группы кондитерские изделия имеют различный процент в общем товарообороте ( рис. 2.1).
Рисунок 2.1 Процентное соотношение различных видов кондитерских изделия
39 % составляет шоколад;
8 % - шоколадные батончики;
25 % - конфеты в фабричных коробках;
15 % - конфеты в индивидуальной упаковке из полимерных пленок;
13 % - карамель в индивидуальной упаковке из полимерных пленок.
В зависимости от сезона (времени года) на кондитерские изделия этой группы потребительский спрос имеет различные тенденции к изменению (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 Распределение кондитерской продукции по кварталам 2017 года
Итак, первый квартал 2017 года составил по группе кондитерские сахаристые изделия 42 % от общего товарооборота за год по данной группе товаров; второй квартал – 8 %; третий квартал – 19 %; а четвертый квартал – 31 % от общего товарооборота за год (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Процентное соотношение кондитерской продукции за 2017 год
Наименование вида Кондитерского изделия |
Реализация за 1 кв. 2017г. % |
Реализа-ция за 2 кв. 2017г. % |
Реализация за 3 кв. 2017г. % |
Реализа-ция за 4 кв. 2017г. % |
Итого раелизация, % 2017г. |
Шоколад |
15 |
4 |
5 |
15 |
39 |
Шоколадные батончики |
3 |
0,68 |
1,52 |
2,8 |
8 |
Конфеты в коробках |
12 |
2,96 |
4,04 |
6 |
25 |
Конфеты в полимерных пакетах |
6 |
2,8 |
3,2 |
3 |
15 |
Карамель в полимерных пакетах |
4 |
1 |
3,5 |
4,5 |
13 |
Итого: |
42 |
8 |
19 |
31 |
100 |
Из таблицы 2.1 видно, что наибольшую долю в товарообороте кондитерских изделий составляют шоколад и наборы шоколадных конфет в коробках. Особенно высоки эти показатели в 1 и 4 кварталах.
В этих же кварталах происходит рост товарооборота по всем видам реализуемой кондитерской продукции. Данный подъем в большей степени характеризуется обилием праздников и традицией населения подавать на праздничный стол и преподносить в качестве подарков кондитерские изделия.
Наименьшую долю в товарообороте составляют шоколадные батончики. Это объясняется довольно узким ассортиментом данной продукции, так как он не является приоритетным для ООО “ТДР”.
Кроме того, в 2017 году на фабрике главного поставщика – ОАО Кондитерское объединение “Россия” в течение двух месяцев производилась установка и наладка новой линии по производству шоколадных батончиков. Этот факт также отразился на невысокой общей доли продаж данного вида продукции.
Карамель и конфеты в индивидуальных фабричных полимерных упаковках (пакетах) составляют 28 % от общего товарооборота за 2017 год по группе кондитерские изделия на сахаристой основе.
Данный невысокий показатель может характеризоваться ранее сложившимися устойчивыми предпочтениями потребителей. Так, потребителю не всегда необходима продукция в том количестве, которая находится в упаковке. Кроме того, среди рядовых потребителей сложилось устойчивое мнение, что индивидуальная упаковка свидетельствует о более высокой цене на саму продукцию. Этот фактор многих потребителей стимулирует на покупку нерасфасованных кондитерских изделий.
В летний период общий объем товарооборота по кондитерским изделиям снижается, так как потребители начинают в большом объеме продукты питания являющиеся лакомством и, кроме того, обладающие свойством утолять жажду: мороженое, соки, газированные воды.
Отдельные виды шоколада, конфет и карамели пользуются устойчивым потребительским спросом; ассортимент такой продукции приведен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Ассортимент реализуемой кондитерской продукции ООО “ТДР”
Вид кондитерских изделий |
Ассортимент кондитерских изделий |
Шоколад |
Нестле Классик, Антракт, Жигули, Тайна, Симфония, Сударушка, Российский, Русские басни, Сказочный миг, Путешествие, Кофе с молоком, Фрегат, Елена, Блаженство, Совершенство, Шапито. |
Шоколадные батончики |
Нестле Натс, Шок (с орехом, с миндалем, с шоколадной начинкой), Несквик, Тайна (шоколадная, ореховая, ванильная). |
Конфеты в коробках |
Незнакомка, Палитра Ассорти, Нестле Классик, Родные просторы, Птичье молоко, Признание, Лукоморье, Коллекция, Сказки леса, Вишневая долина, Рябиновый аромат. |
Конфеты в полимерных пакетах |
Кара-Кум, Красная шапочка, Мишка косолапый, Пилот, Кофейный аромат, Ласточка, Петушок – золотой гребешок, Ласточка, Ромашка, ирис Нестле Классик. |
Карамель в полимерных пакетах |
Клубника со сливками, Бон пари, Дюшес, Барбарис, Ивушка, Рачки, Черная смородина, Лимонная, Абрикос. |