Файл: Формирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации (Теоретические основы управления ассортиментом предприятия.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При формировании ассортимента руководствуются ассортиментной политикой предприятия, где определяются цели, задачи и основные направления формирования ассортимента. Цель организации в области ассортимента – формирование реального и / или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающего к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

  1. установить реальные и предполагаемые потребности в определенной группе товаров;
  2. определить основные показатели ассортимента и дать анализ его рациональности;
  3. выявить источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
  4. оценить материальные возможности организации для распределения и / или реализации отдельных товаров;
  5. определить основные направления формирования ассортимента.

Ассортиментные перечни товаров должны периодически пересматриваться с учетом изменения покупательского спроса, появлении на рынке новых товаров и другими факторами.

Формирование ассортиментов товаров осуществляется с учетом действия целого ряда факторов, которые подразделяются на общие (не зависящие от конкретных условий работы предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного предприятия). К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров; к специфическим – тип и размер предприятия, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемых поставщиков и др.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения.

Спрос на продовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая его бесперебойную продажу.

Необходимо учитывать, что спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. При покупке товаров сложного ассортимента (к которым относятся и кондитерские изделия), насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, то есть не покупаются и не потребляются ежедневно.


Ассортимент кондитерских товаров, предлагаемых ООО “ТДР” потребителю узкоспециализирован. Шоколад, карамель и конфеты реализуются расфасованными в красочные фабричные упаковки (коробки, подарочные наборы, кулечки из полимерных материалов, жестяные банки и др.).

Широта ассортимента из года в год представлена теми же группами товаров, а глубина ассортимента вырастает за счет выпуска кондитерскими фабриками и дальнейшей реализацией ООО “ТДР” новых видов продукции.

По виду конфетных масс конфеты различают помадные, фруктово-желейные, марципановые, пралине, сбивные, ликерные, грильяжные, кремовые, из цукатов и сухофруктов, из заспиртованных фруктов и ягод, из взорванной крупы, на основе шоколада – полуфабриката с цукатами, изюмом и другими добавлениями.

В зависимости от сочетания конфетных масс конфеты бывают одно- и многослойные; переслоенные вафлями; состоящие из орехов, сухофруктов, цукатов и т.п.

Ассортимент предприятия:

- Помадные конфеты:

- Неглазированные: Шоколадная помадка, Киевская помадка, Яблочные, Машенька, Освежающие и др.; глазированные шоколадной глазурью – Василек, Волейбол, Кофейные, Ласточка, Мокко, Муза, Ночка, Радий, Пилот, Ромашка и др.;

- глазированные жировой глазурью – Ароматные, Студенческие, Ягодные и др.;

  • Молочные конфеты:

- неглазированные – Коровка, Лужок, Сливочная тянучка, Премьера, Рекорд и др.;

- глазированные шоколадной глазурью – Катюша, Идеал, Подмосковные, Восход;

  • Пралиновые конфеты и типа пралине:

- глазированные шоколадной глазурью – Ария, Белочка, Кара-Кум, Чародейка, Вечерний звон, Белые паруса, и др.;

- неглазированные конфеты – Батоны ореховые, Походные, Кросс, Шалунья, Батончики с вафлями и др.;

  • Марципановые конфеты:

- неглазированные – вырабатывают в виде фигур (овощи и фрукты из марципана);

- глазированные шоколадом – Алые паруса, Миндальные, Эльбрус, Трио и др.;

  • Кремовые конфеты, глазированные шоколадом – Колос, Космические, Красная Москва, Трюфели, Русский сувенир и др.;
  • Фруктово-желейные конфеты:

- на фруктовой основе – Абрикосовые, Лето, Алычовые, Южная ночь; - на желейной – Желейные, Голубое озеро;

- на фруктово-желейной – Волга-Волга, Скачки;

  • Сбивные конфеты:

- легкие сбивные массы:

фруктово-сбивные – Стратосфера, Репка;

молочно-сбивные – Золотая рыбка, Юбилейные;

кремово-сбивные – Птичье молоко;

- тяжелые сбивные массы – Зоологические, Нуга ореховая, Нуга цукатная и др.;


  • Ликерные конфеты глазированные – Абрикосовый ликер, Альбатрос, Арарат, Лунные, Песни Кольцова;
  • Грильяжные конфеты:

- глазированные шоколадом – Грильяж в шоколаде, Грильяж медовый, Космонавт, Метеорит, Серенада, Грильяж с изюмом;

- неглазированные шоколадом – Грильяж кокосовый, Грильяж подсолнечный;

  • конфеты с комбинированными корпусами:

- глазированные шоколадом Аврора, Жар-птица, Красная гвоздика, Красный цветок, Курочка Ряба, Лакомка и др.;

- неглазированные – Пионерские, Арктика, Золотая осень и др.;

- Конфеты, переслоенные или покрытые вафлями – глазированные шоколадом – Гулливер, Красная шапочка, Мишка на севере, Тузик, Ананасные, Мишка косолапый и др.;

  • шоколадные конфеты с начинками (типа “Ассорти”) – Ассорти, Аппассионата, Москва, Юбилейные, Чипполино и др..

- Ирис:

  1. литой твердый – Особый, Восточный и др.;
  2. литой полутвердый – Кис-кис, Молочный, Щелкунчик, Ледокол и др.
  3. тираженный полутвердый – Золотой ключик, Забава, Тузик, Орешек, Кола, Подсолнечный и др.;
  4. тираженный мягкий – Детский, Школьный, Сливочный, Новый, Прима и др.;
  5. тираженный тягучий – Кофейный, Мятный, Фруктово-ягодный, Любительский.
  6. Драже:
  7. помадное – Морские камушки, Малиновое, Снежок, Весна;
  8. ликерное – Метро, Кофе Мокко, Язычки с ликером, Десертное, Молочный ликер;
  9. желейное – Барбарис, Рябина, Мечта, Желейное, Ренклод;
  10. карамельное – Фруктовое, Юбилейное, Золотой орешек, Московское в шоколаде, Кросс в шоколаде, Грильяж в шоколаде;
  11. карамельное мягкое – с начинкой повышенной влажности – Слива, Молочное;
  12. ореховое – Арахис в сахаре, Космос, Миндаль в шоколаде, Лесной орех, Марципан в шоколаде;
  13. сахарное – Медовое, Цветной горошек, Бодрость, Ягодное, Лимонное;
  14. из заспиртованных и сушеных спиртов и ягод – Изюм в шоколаде, Вишня в шоколаде, Малинка, Морские камушки с изюмом, Апельсиновая корочка в шоколаде;
  15. зерновое – корпус из взорванных зерен кукурузы – Воздушное;
  16. пралиновое – Шоколадно-ореховое;
  17. диетическое – Волна (с морской капустой), Диабетическое на ксилите, Диабетическое на сорбите, Драже с прополисом, Полезное (с глюкозой и витамином С), Шиповник.

Кондитерские изделия на сахаристой основе (шоколад, карамельные и конфетные изделия) составляют в общем товарообороте фирмы значительную часть, их удельный вес 36,66% - является самым большим из всех реализуемых групп товаров.

Однако внутри товарной группы кондитерские изделия имеют различный процент в общем товарообороте ( рис. 2.1).


Рисунок 2.1 Процентное соотношение различных видов кондитерских изделия

39 % составляет шоколад;

8 % - шоколадные батончики;

25 % - конфеты в фабричных коробках;

15 % - конфеты в индивидуальной упаковке из полимерных пленок;

13 % - карамель в индивидуальной упаковке из полимерных пленок.

В зависимости от сезона (времени года) на кондитерские изделия этой группы потребительский спрос имеет различные тенденции к изменению (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 Распределение кондитерской продукции по кварталам 2017 года

Итак, первый квартал 2017 года составил по группе кондитерские сахаристые изделия 42 % от общего товарооборота за год по данной группе товаров; второй квартал – 8 %; третий квартал – 19 %; а четвертый квартал – 31 % от общего товарооборота за год (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Процентное соотношение кондитерской продукции за 2017 год

Наименование вида

Кондитерского изделия

Реализация за

1 кв. 2017г. %

Реализа-ция за

2 кв.

2017г. %

Реализация за

3 кв.

2017г. %

Реализа-ция за

4 кв.

2017г. %

Итого раелизация, %

2017г.

Шоколад

15

4

5

15

39

Шоколадные батончики

3

0,68

1,52

2,8

8

Конфеты в коробках

12

2,96

4,04

6

25

Конфеты в полимерных пакетах

6

2,8

3,2

3

15

Карамель в полимерных пакетах

4

1

3,5

4,5

13

Итого:

42

8

19

31

100

Из таблицы 2.1 видно, что наибольшую долю в товарообороте кондитерских изделий составляют шоколад и наборы шоколадных конфет в коробках. Особенно высоки эти показатели в 1 и 4 кварталах.

В этих же кварталах происходит рост товарооборота по всем видам реализуемой кондитерской продукции. Данный подъем в большей степени характеризуется обилием праздников и традицией населения подавать на праздничный стол и преподносить в качестве подарков кондитерские изделия.


Наименьшую долю в товарообороте составляют шоколадные батончики. Это объясняется довольно узким ассортиментом данной продукции, так как он не является приоритетным для ООО “ТДР”.

Кроме того, в 2017 году на фабрике главного поставщика – ОАО Кондитерское объединение “Россия” в течение двух месяцев производилась установка и наладка новой линии по производству шоколадных батончиков. Этот факт также отразился на невысокой общей доли продаж данного вида продукции.

Карамель и конфеты в индивидуальных фабричных полимерных упаковках (пакетах) составляют 28 % от общего товарооборота за 2017 год по группе кондитерские изделия на сахаристой основе.

Данный невысокий показатель может характеризоваться ранее сложившимися устойчивыми предпочтениями потребителей. Так, потребителю не всегда необходима продукция в том количестве, которая находится в упаковке. Кроме того, среди рядовых потребителей сложилось устойчивое мнение, что индивидуальная упаковка свидетельствует о более высокой цене на саму продукцию. Этот фактор многих потребителей стимулирует на покупку нерасфасованных кондитерских изделий.

В летний период общий объем товарооборота по кондитерским изделиям снижается, так как потребители начинают в большом объеме продукты питания являющиеся лакомством и, кроме того, обладающие свойством утолять жажду: мороженое, соки, газированные воды.

Отдельные виды шоколада, конфет и карамели пользуются устойчивым потребительским спросом; ассортимент такой продукции приведен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Ассортимент реализуемой кондитерской продукции ООО “ТДР”

Вид кондитерских изделий

Ассортимент кондитерских изделий

Шоколад

Нестле Классик, Антракт, Жигули, Тайна, Симфония, Сударушка, Российский, Русские басни, Сказочный миг, Путешествие, Кофе с молоком, Фрегат, Елена, Блаженство, Совершенство, Шапито.

Шоколадные батончики

Нестле Натс, Шок (с орехом, с миндалем, с шоколадной начинкой), Несквик, Тайна (шоколадная, ореховая, ванильная).

Конфеты в коробках

Незнакомка, Палитра Ассорти, Нестле Классик, Родные просторы, Птичье молоко, Признание, Лукоморье, Коллекция, Сказки леса, Вишневая долина, Рябиновый аромат.

Конфеты в полимерных пакетах

Кара-Кум, Красная шапочка, Мишка косолапый, Пилот, Кофейный аромат, Ласточка, Петушок – золотой гребешок, Ласточка, Ромашка, ирис Нестле Классик.

Карамель в полимерных пакетах

Клубника со сливками, Бон пари, Дюшес, Барбарис, Ивушка, Рачки, Черная смородина, Лимонная, Абрикос.