Файл: Формирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации (Теоретические основы управления ассортиментом предприятия.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и / или наименования товара в общем наборе.

Из проведенного ранее анализа можно сделать вывод, что руководству ООО “ТДР” следует обратить внимание на совершенствование ассортимента, то есть на количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор возможных путей: расширение и / или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.

Специфика кондитерских товаров такова, что их ассортимент имеет стабильность – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Под расширением ассортимента подразумевается количественные и качественные изменения товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.

Под стабильностью ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие товаров в продаже предусмотренных в ассортиментном перечне.

Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товара, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренным ассортиментным перечнем предприятия:

Кп = Рф / Рн, (2.1)

где Кп – коэффициент полноты ассортимента на конкретную дату;

Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренным ассортиментным перечнем.

В соответствии с этой формулой полнота ассортимента ООО “ТДР” на 1 мая 2012 года составляла:

Кп = 1860 / 2040 = 0,91,

то есть расхождение установленного числа товаров составляет 0,91 от числа предусмотренных ассортиментным перечнем.

По группе кондитерские товары на 01.05.12 год этот показатель имел следующее значение:

Кп = 584 / 658 = 0,9.

Широта ассортимента выражается как отношение действительного количества товаров к базовому умноженное на 100 %:

Кш = Рф / Рн * 100 %, (2.2)

где Кш –коэффициент широты на конкретную дату.

Отсюда коэффициент широты ассортимента на 01.05.12 год ООО “ТДК” составляет:

Кш = 1860 /2040 * 100 % = 91 %,

и, следовательно, этот же показатель по группе кондитерских изделий будет равен 90 %.

На состояние полноты и ширины ассортимента товаров влияют многие факторы: сбои в снабжении, резко повышающийся спрос потребителей на отдельные виды изделий, нерационально составленная заявка на пополнение товарных запасов, задержка поставщиками отгрузки товаров и т.д.


При проведении ряда отдельных проверок можно узнать коэффициент стабильности (устойчивости) ассортимента. Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1.

При этом чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент на торговом предприятии. Таким образом, разработка торговым предприятием ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствует более полному удовлетворению спроса потребителей и созданию устойчивого ассортимента.

Огромную роль в обеспечении правильного товароснабжения и роста товарооборота является техническое оснащение и эффективное использование складских площадей.

Для оценки эффективности использования складов применяется система технико-экономических показателей. Одним из важнейших показателей, характеризующим работу склада является грузооборот склада.

Он выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску товаров. Этот показатель служит исходным показателем для расчета себестоимости переработки 1 тонны груза, для определения производительности труда складских рабочих.

Годовой грузооборот склада в тоннах рассчитывается по формуле:

Гг = Тос / Ст, (2.3)

где Гг – годовой грузооборот, т;

Тос – годовой оптово-складской товарооборот, тыс. руб.;

Ст – средняя стоимость 1 тонны груза, тыс. руб.

Годовой грузооборот ООО “ТДР” за 2017 год составляет:

Гг = 2138,77 / 26,8 = 79,80.

То есть, годовой товарооборот за 2017 год составил 80 тонн.

Себестоимость складской переработки одной тонны груза можно определить по формуле:

С1 = Рэ / Гг, (2.4)

где С1 – себестоимость переработки 1 т груза, руб.;

Рэ – эксплутационные расходы, связанные с переработкой грузов, руб.;

Гг – годовой грузооборот, тонн.

Себестоимость складской переработки одной тонны ООО “ТДР” за 2017 год будет составлять:

С1 = 6000 / 79,80 = 75,19 руб.

При этом эксплутационные расходы включают затраты на заработную плату работников склада, электроэнергию, различные вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров.

Эффективность использования складской площади определяется при помощи расчета оптово-складского товарооборота на 1 кв. м. И коэффициента полезной площади склада.

Полезная площадь склада определяется по формуле:

К = Sпол / Sобщ, (2.5)

где К – коэффициент полезной площади склада;


Sпол – полезная (для хранения товаров) площадь склада, кв. м.;

Sобщ – общая площадь склада, кв. м.

По этой формуле определим коэффициент полезной площади складов для ООО “ТДК”:

К = 1400 / 3140 = 0,45.

В зависимости от типа складского помещения, его планировки и других факторов этот показатель может иметь значение от 0,25 до 0,6. Чем выше коэффициент использования полезной площади склада, тем эффективнее используется складская площадь.

Эффективность использования емкости склада можно определить путем расчета коэффициента использования полезного объема склада. Он определяется как отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему складскому объему.

В зависимости от способа хранения товаров и характера груза этот показатель может иметь значения от 0,3 до 0,5.

КSпол = Sобр / Sобщ, (2.6)

где КSпол – коэффициент использования полезного объема склада;

Sобр – площадь занимаемая складским оборудованием (стеллажи, поддоны), кв.м.;

Sобщ – общая площадь склада, кв. м.

Коэффициент использования полезного объема склада на ООО “ТДР” составляет:

КSпол = 980 / 3140 = 0,31.

Применение перечисленных технико-экономических показателей позволяет судить о рациональности использования складского хозяйства.

Для повышения эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия необходимо создание системы управления конкурентоспособностью закупаемых и реализуемых товаров.

Для оптимизации товарных запасов необходимо проводить их планирование. Формирование ассортиментной политики товарных запасов основная задача управления торговлей, оптимальное решение которой позволит торговой организации стимулировать покупательский спрос, привлечь и удержать покупателя.

Ассортимент товаров основывается, прежде всего, на предпочтениях покупателя, а также психологических и поведенческих характеристик покупателя, поэтому первым этапом планирования ассортимента является тщательный анализ всех влияющих на покупательский спрос факторов, должны оцениваться все составляющие экономического обоснования планируемых изменений. Например, одними из направлений увеличения розничного товарооборота в области ассортиментной политики является сочетание следующих направлений и принципов:

  • принцип покупки «все в одном магазине»;
  • принцип разнообразия видов одной группы товаров, например, различные виды производителей.

Заключение


В процессе выполнения курсовой работы «Формирование и управление товарным ассортиментом на торговом предприятии» , в соответствии с ее целью, была собрана систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии управления товарным ассортиментом предприятия; на основе анализа предметно-объектного материала были разработаны предложения ООО « Торговый дом Ремикс» по повышению эффективности управления торговым предприятием.

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Ассортиментная политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии фирмы и представляет собой установление оптимальной номенклатуры изготовляемых и реализуемых изделий посредством модернизации товаров, создания новых товаров, исключения из производственной или торговой программы «неперспективных» с маркетинговой точки зрения товаров и т.п.

Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной деятельности фирмы, управления объемом прибыли в целях оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных вложений в развитие бизнеса.

При формировании номенклатура или товарный ассортимент могут характеризоваться шириной, глубиной и сопоставимостью.

Планирование ассортимента, то есть количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара, который состоит из четырех фаз: фазы внедрения (выведения товара на рынок); фазы роста; фазы созревания; фазы насыщения и падения.

При планировании ассортимента весь ассортимент продукции, планируемый к продаже, целесообразно разбивать на следующие ассортиментные группы:


  • основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
  • поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
  • стратегическую, включающую товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия;
  • тактическую, охватывающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
  • снимаемую с продажи и включающую товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.

Оптимизация ассортимента представляет собой принятие решения, которое наиболее полно учитывает финансовые ожидания, производственные и логистические возможности и ограничения, а также сложившуюся на рынке ситуацию. Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность и достаточную стабильность компании в целом.

Чтобы ассортимент предприятия ООО «Торговый дом Ремикс» действительно был оптимальным, следует: учесть ограничения, связанные с производственными мощностями, имеющимися оборотными средствами, потребностью рынка в каждом товаре.

Так же на предприятии постоянно должна проводиться работа по формированию ассортимента путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент, а также распродаже залежавшихся товаров.

Например, для получения дополнительной прибыли и оптимизации товарных запасов можно предложить реализовать «залежавшиеся» товары со скидкой.

Я считаю, что недостаточно ориентироваться только на экономические показатели, но в то же время нельзя принимать решения исходя исключительно из маркетинговой информации. Только рассмотрение всех факторов в системе позволит принять обоснованное решение.

Очевидно, что при более детальном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности, предприятие может получить более значительный экономический эффект в будущем. Данное решение может предпринять руководитель предприятия по истечении текущего года, сравнив деятельность предприятия.

Список использованных источников

Нормативно правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. –Москва: проспект, КноРус, 2015.-554 с.
  2. Федеральный закон от 28. 12.2009 года №381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ»
  3. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.