Файл: Системный подход при анализе потенциала предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составляющими оценки потенциала организации являются блоки управления, инструментов и ресурсов (рис. 1). Блок 1 – это «голова», которая задает общий вектор развития и управляет фирмой и ее положением на рынке; блок 2 – это «руки», реализующие задуманное «головой» с помощью инструментов и технологий, и блок 3 – это «фундамент», то есть та материальная и нематериальная (в том числе интеллектуальная) основа, которой обладает фирма для реализации идей. Безусловно, все составляющие потенциала важны, однако в условиях рынка главной подсистемой потенциала предприятия представляется блок управления (П1), направленный на организацию рыночной деятельности таким образом, чтобы максимизировать прибыль в рамках поставленной цели за счет наиболее полного удовлетворения выявленного покупательского спроса и реализации соответствующей стратегии взаимодействия организации с внешней средой.

1 – Управление

3 – Ресурсы

2 – Инструменты

Рыночный потенциал

Рисунок 1. Составляющие потенциала организации

Таким образом, категория рыночного потенциала является интегральной величиной, включающей следующие структурные единицы:

П = f (П1; П2; П3), (1)

где П1 – система управления деятельностью предприятия;

П2 – инструменты рыночной деятельности;

П3 – ресурсы для осуществления деятельности[26].

Рисунок 2. Структура потенциала предприятия

При этом структурные показатели каждого блока можно подразделить на элементы более низкого порядка, а показатель потенциала представить в виде иерархической структуры (рис. 2). Первый, наиболее крупный уровень, – системный. В составляющие его блоки включены большинство основных показателей, характеризующих деятельность предприятия, наиболее полное обладание которыми может привести организацию к достижению максимального результата. В свою очередь, каждый из этих блоков подразделяется на элементы более низкого порядка следующего, второго уровня детализации, называемого концептуальным уровнем[27]. Таким образом, блок управления (П1) включает следующие элементы второго уровня:

П1 = f (П1.1; П1.2; П1.3; П1.4), (2)

где П1.1 – потенциал организационной системы маркетинга как системы взаимодействия с рынком;

П1.2 – потенциал стратегии, планирования и контроля;

П1.3 – потенциал сегментирования рынка;

П1.4 – потенциал корпоративной культуры.


На этом же уровне блок инструментов (П2) представляет собой сумму потенциалов наиболее типичных рыночных инструментов:

П2 = f (П2.1; П2.2), (3)

где П2.1 – система маркетинговой информации;

П2.2 – комплекс маркетинга.

В блоке ресурсов (П3) выделяют четыре составляющие:

П3 = f (П3.1; П3.2; П3.3; П3.4), (4)

где П3.1 – материальные ресурсы;

П3.2 – нематериальные активы организации;

П3.3 – потенциал кадровых ресурсов, то есть наличие специалистов, способных выполнять определенные стратегические задачи в условиях рынка;

П3.4 – наличие и полноценное использование современных информационных технологий.

В итоге второй уровень потенциала предприятия объединяет десять составляющих и является достаточно крупным. Для того, чтобы дать наиболее объективную оценку применимости этого показателя, необходимо выйти на третий, более глубокий уровень детализации, который может быть охарактеризован как методический. Он описывает содержание потенциалов предыдущего уровня и включает двадцать четыре показателя[28]. Первичную, наиболее детальную информацию о состоянии стратегического управления в условиях рынка, которая должна быть проанализирована в результате обследования конкретного объекта, можно получить, выйдя на последний, четвертый, уровень детализации (тактический уровень). Содержание элементов и их детализация представлены в таблице 1. Все перечисленные показатели являются необходимыми составными частями для комплексной оценки потенциала предприятия и состояния стратегического управления в условиях рынка. Исключение того или иного показателя или недостаточное внимание к нему неизбежно приведет к потере эффективности всей системы.

Таблица 1

Содержание категории «Потенциал организации»

№ п/п

Уровни детализации

Системный

Концептуальный

Методический

Тактический

1

2

3

4

5

1.

Управление

1.1. Организация системы маркетинга

1.1.1. Организационная форма маркетинга

1.1.1.1. Организационная структура управления

1.1.1.2. Организационная форма маркетинговой службы


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

1.2. Стратегия, планирование и контроль

1.1.2. Уровень координации

1.1.2.1. Координация управления

1.1.2.2. Координация производства и сбыта

1.2.1. Анализ возможностей организации

1.2.1.1. Анализ внутренних возможностей

1.2.1.2. Анализ внешних факторов

1.2.2. Вид планирования

1.2.2.1. Стратегическое планирование

1.2.2.2. Краткосрочное планирование

1.1.2.3. Развитие хозяйственного портфеля

1.2.3. Основа планирования

1.2.3.1. Согласование тактики и стратегии

1.2.4. Контроль

1.2.4.1. Виды контроля

1.2.4.2. Периодичность контроля

1.3. Сегментирование рынка

1.3.1. Сегментирование

1.3.1.1. Признаки сегментирования

1.3.1.2. Работа с целевыми сегментами

1.3.2. Позиционирование

1.3.2.1.Карта позиционирования

1.3.2.2. Позиционирование конкурентных преимуществ

1.4. Корпоративная культура

1.4.1. Социальная культура

1.4.1.1. Корпоративная культура по отношению к обществу

1.4.2. Корпоративные установки и убеждения

1.4.2.1. Формирование правил, традиций

2.

Инструменты

2.1. Маркетинговая информация

2.1.1. Направления исследования

2.1.1.1. Оценка спроса

2.1.1.2. Оценка потребителей

2.1.1.3. Оценка конкурентов

2.1.2. Методы сбора информации

2.1.2.1. Маркетинговые исследования

2.1.2.2. Вторичные источники информации

2.2. Комплекс маркетинга

2.2.1. Товар

2.2.1.1. Ассортимент

2.2.1.2. Качество

2.2.1.3. Товарная марка

2.2.1.4. Упаковка

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

2.2.2. Цена

2.2.2.1. Методы ценообразования

2.2.2.2. Гибкость ценовой политики

2.2.3. Распределение

2.2.3.1. Традиционный канал

2.2.3.2. Интегрированный канал.

2.2.4. Продвижение

2.2.4.1. Реклама

2.2.4.2. Стимулирование сбыта

2.2.4.3. Выставки

2.2.4.4. Связи с общественностью

3.

Ресурсы

3.1. Материальные ресурсы

3.1.1. Основные фонды

3.1.1.1. Управленческий учет основных фондов

3.1.2. Оборотные фонды

3.1.2.1. Управленческий учет оборотных фондов

3.2. Нематериальные ресурсы

3.2.1. Деловая репутация предприятия

3.2.1.1. Оценка деловой репутации предприятия

3.2.2. Патенты, лицензии

3.2.2.1. Собственные нематериальные активы

3.2.2.2. Приобретенные нематериальные активы

3.3. Кадры

3.3.1. Обеспеченность

3.3.1.1. Укомплектованность

3.3.1.2. Текучесть

3.3.2. Квалификация

3.3.2.1. Базовая квалификация

3.3.2.2. Переподготовка

3.4. Информационные ресурсы

3.4.1. Компьютерные программы по взаимодействию с рынком

3.4.1.1. Программы по управлению

3.4.1.2. Программы по учету и регулированию производственно-сбытовой деятельности

3.4.2. База данных

3.4.2.1. База внутренних данных

3.4.2.2. База внешних данных


Важность каждого показателя целесообразно выразить через систему весовых коэффициентов, необходимость введения которых обусловлена тем, что блоки, составляющие итоговый показатель потенциала предприятия, по своему объему различны и имеют разную степень значимости. Применение системы весовых коэффициентов дает возможность сопоставления показателей каждого блока. Это придает показателю потенциала предприятия и методике его оценки универсальность для использования в различных отраслях, а также определенную гибкость в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и возможного изменения приоритетов в управлении[29].

Таким образом, величину потенциала предприятия необходимо вычислять последовательно как сумму потенциалов от четвертого до первого уровня с учетом весовых коэффициентов по каждому из слагаемых:

Пj = ∑ ki Пij, (5)

где Пj – оцениваемый потенциал;

ki – весовой коэффициент i-го слагаемого потенциала;

Пij – i-ое слагаемое j-го потенциала;

n – число слагаемых показателей.

Величина потенциала предприятия выражается в процентах и показывает уровень использования организацией передовых методов и технологий в области взаимодействия с рынком.

Методика расчета потенциала заключается в балльной оценке показателе, рассмотренных в таблице 1, которая проводится в ходе вычисления интегрального показателя.

Можно сделать вывод, что потенциал предприятия характеризует совокупную способность управляющей системы обеспечивать устойчивость предприятия, экономическую и социальную конкурентоспособность его товара или услуги благодаря планированию и проведению эффективных мероприятий в области исследования спроса, товара, ценовой, коммуникативной и сбытовой политики, а также реализации системы стратегического управления бизнес-процессами. Численная оценка уровня рыночного потенциала организации или группы предприятий, входящих в районный комплекс, позволит выявить резервы в их деятельности и выработать систему управленческих воздействий с целью достижения максимальных результатов.

Наиболее эффективным способом выявления резервов является технико-экономический анализ работы предприятия. Источниками информации для его проведения являются: плановые данные, данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, специальные наблюдения, техническая документация, акты обследований, опросы[30].


Вывод

Потенциал – это способность хозяйствующего субъекта эффективно использовать имеющиеся ресурсы в достижении поставленных целей; а также альтернативные возможности сохранения своего положения и дальнейшего развития в будущем, связанные со способностью менеджеров контролировать и анализировать ситуацию, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Анализ потенциала предприятия носит комплексный характер, поскольку потенциал создается благодаря сочетанию нескольких факторов (ресурсы, резервы, результаты, предпринимательские способности), которые и выступают объектами анализа потенциала. Комплексный анализ позволит дать обобщающую оценку  эффективности использования потенциала, наличие и рост которого определяет конкурентоспособность предприятия, служит гарантом эффективной реализации управленческих решений.

Глава 2. Анализ потенциала ООО «Стиль»

2.1. Общая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей

ООО «Стиль» – это сеть парикмахерских. Целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей в производимых Обществом товарах и услугах и извлечение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

К основным видам оказываемых услуг ООО «Стиль» относятся:

1) парикмахерские услуги;

2) услуги по маникюру;

3) услуги по педикюру.

Организационная структура предприятия представлена на рис. 3.

Директор

Заместитель

Ведущий специалист по экономике

Ведущий специалист по производству

Ведущий специалист по кадрам

Главный бухгалтер

Старшие бухгалтера

Бухгалтера

Начальник участков №1,2

Начальник участка №3

ПАРИКМАХЕРСКИЕ

Рисунок 3. Организационная структура ООО «Стиль»

Организационная структура управления предприятия построена по линейно-функциональному признаку. Руководит предприятием директор, в подчинении которого находится заместитель. На предприятии образованы следующие руководящие должности: