Файл: Системный подход при анализе потенциала предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Деятельность экономического субъекта представляет собой сложную систему, которая формализуется и описывается показателями и направлена на поддержание и повышение своего экономического потенциала. В самом общем понимании потенциал – это совокупность имеющихся средств, возможностей, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей предприятия.

Проблема анализа потенциала предприятия действительно является актуальной, поскольку потенциал общества характеризует лишь общее состояние, общие закономерности развития, не раскрывая при этом характер процессов, протекающих непосредственно на предприятиях. Для построения прогнозов и разработки стратегий развития, составления планов, принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать объективной информацией о состоянии и тенденциях развития потенциала предприятия.

Целью работы является проведение анализа потенциала ООО «Стиль» и разработка мероприятий, направленных на его повышение.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:

1) изучение теоретических основ потенциала предприятия, выделение основополагающих факторов и методики его оценки;

2) проведение анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия;

3) исследование развития потенциала предприятия;

4) разработка рекомендаций по совершенствованию развития потенциала предприятия.

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью ООО «Стиль», которое оказывает населению более 130 видов парикмахерских услуг.

Предметом исследования является потенциал предприятия и его отдельные составляющие, оказывающие комплексное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность ООО «Стиль».

Научно-методическая основа работы. Общая характеристика потенциала предприятия содержится в учебниках и учебных пособиях по планированию и анализу хозяйственной деятельности предприятий.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты потенциала предприятия


1.1. Общая характеристика потенциала предприятия и его структура

В любой организации имеется помещение, технологическое оборудование, персонал, материалы, комплектующие изделия. Эти ресурсы составляют потенциал организации, ее способность к деятельности.

Слово «потенциал» происходит от латинского «potentia» – сила и обозначает источники, возможности, средства, ресурсы и запасы, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения какой-либо задачи. Потенциал предприятия – это средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных задач, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области[1].

Потенциал предприятия представляет собой совокупность всех видов ресурсов предприятия (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых), используемых в процессе оказания услуг, и способности сотрудников и менеджеров принимать и реализовывать управленческие решения для достижения эффективного функционирования хозяйствующего субъекта и обеспечения его конкурентоспособного положения на рынке[2].

Потенциал зависит от каждого из работников и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей. Он может быть имущественный и интеллектуальный, осязаемый и неосязаемый[3].

К осязаемому потенциалу относят все то, что входит в имущественный комплекс предприятия или отражено в каких-либо документах – в виде отчетов, методик, правил. Например, основные и оборотные фонды, дебиторская задолженность, денежные средства на расчетном счете и в кассе организации, должностные инструкции, инновационный и научный задел, профессионализм персонала, технология производства, система производства и управления[4]. К неосязаемому потенциалу относят техническую, научную, производственную и информационную ауру, созданную работниками во внутренней и внешней среде, в том числе: имидж, открытость, честность, высокая техническая и социальная требовательность, надежность[5].

Выбор направления и стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ и услуг, существующего положения на рынке и предстоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства[6].


В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории – материальные и людские и четыре основных вида – земля, труд, капитал и предпринимательские способности[7].

Земля, или природные ресурсы, объединяет все вещественные факторы, которые природа предоставляет людям в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха, тепла. Природные ресурсы играют важную экономическую роль в жизни людей, закладывают основы развития человека и производства, способствуют росту личного и национального богатства.

Труд, или трудовые ресурсы, характеризуют совокупность умственных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ. В конкретных условиях производства всякий процесс труда может быть определен величиной затрат и результатов, трудоемкостью оказываемых услуг, интенсивностью труда, его продуктивностью, затратами на содержание персонала, заработной платой работников[8].

Капитал, или инвестиционные ресурсы, определяет весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, объем сырья и материалов, используемых в процессе изготовления товаров и оказания услуг. Деньги в рыночной экономике не относятся к капитальным ресурсам, так как сами по себе они не производят продукции, хотя и приносят многим их обладателям большое богатство[9].

Предпринимательские, или творческие, способности человека проявляются в умении открыть свое дело, организовать новые научные, технические, коммерческие либо иные инновационные проекты, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов. Способности человека к предпринимательской деятельности в реальной жизни еще больше ограничены, чем все экономические ресурсы в природе. Именно из-за большой редкости предпринимательских, творческих способностей людей за их использование обществу приходится платить значительно выше по сравнению с другими производственными ресурсами[10]. Однако, в большинстве случаев проявления предпринимательских способностей человека вполне себя оправдывает получением того совокупного дохода, который они производят своей созидательной инициативой, новаторским подходом, организаторской деятельностью, управленческими действиями. В то же время, предпринимательство, как подтверждает мировой опыт рыночных отношений, всегда связано с определенным риском. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и всех остальных акционеров[11].


К особым видам ресурсов, способствующим объединению в единую систему разрозненных производственных факторов и повышающим эффективность их применения, многие экономисты относят такие экономические категории, как организация производства и рабочее время. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и готовностью позаботиться о сохранении созданного товара[12]. При данных свойствах и силах природы и потенциала человека рост богатства, знаний и организации проистекает из них как следствие из причины. Но человек сам в значительной степени создается окружающей его средой, в которой большую роль играет природа. Следовательно, с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы планирования научно-технического и социально-экономического развития предприятия[13].

Таким образом, совокупный потенциал предприятия образуют отдельные его слагаемые: трудовой, организационный, научно-технический, финансовый и предпринимательский потенциал[14]. Однако, на практике существуют различные концепции потенциала и ее составляющих, которые используются для оценки эффективности работы в целом и разработки стратегии и контроля за ее реализацией. В частности, выделяют десять взаимодополняющих видов потенциала предприятия: производственный, организационный, экономический, социальный, технологический, психологический, правовой, экологический, этический и политический потенциал.

Производственный потенциал определяется технологическими возможностями предприятия по оказанию услуг (объем, качество, имидж, перспектива) [15].

Организационный потенциал связан с возможностью персонала организации реализовать потребности и интересы работников и общества в организации, безопасности, управлении, стабильности и порядке. Так, в некоторых характеристиках, представляемых кандидатами на должность, отмечаются организационные способности[16].

Технический потенциал определяется возможностью персонала организации достичь результатов, запланированных в бизнес-плане[17].

Работа предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования побуждает их к максимальному использованию своих возможностей по увеличению дохода (прибыли), а этого можно добиться в том случае, если оно (предприятия) будет постоянно повышать свой организационный и технический уровень. Очень часто повышение организационного и технического уровня предприятия связано с улучшением использования его внутренних резервов. В большинстве случаев это потери, связанные с упущениями в работе отдельных работников или подразделений предприятия в прошедшем периоде.


Экономический потенциал определяет наличие или возможность организации функционировать в условиях простого или расширенного воспроизводства продукции. Это основной потенциал, характеризующий стабильность или ликвидность предприятия и определяющий темп достижения основной цели – получение максимальной прибыли[18].

Социальный потенциал также может рассматриваться как возможность персонала предприятия реализовать потребности и интересы работников и общества в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе[19].

Экологический потенциал связан с возможностью персонала предприятия реализовать экологические цели организации и общества в целом, а также с реализацией потребностей человека в безопасности, здоровье, организации устойчивого развития жизни[20].

Политический потенциал определяется возможностью персонала организации достичь результатов в области удовлетворения потребностей и интересов в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении[21].

Потенциал любого предприятия оказывает влияние не только на конечные результаты деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития[22]. Реальную конкурентоспособность организации в рыночных условиях может обеспечить лишь сочетание указанных концепций. Интеграция этих показателей создает конкурентное преимущество, которое многие авторы сводят к стержневой компетенции компании[23].

1.2. Показатели потенциала предприятия

Каждый ресурс предприятия имеет свои количественные и качественные характеристики: объем, вес, производительность, цену, технический или профессиональный уровень, впечатление, производимое на других участников организационных отношений. Совокупность ключевых характеристик определяет потенциал конкретного ресурса организации. В реальной деятельности предприятия важен потенциал не отдельного ресурса, а их совокупности[24].

Количественная оценка потенциала предприятия является важным инструментом маркетингового и стратегического управления, позволяющим реализовать ресурсный подход в управлении и повышать конкурентоспособность[25].