Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательская деятельность в сфере коммерции неизбежно сопряжена с риском. Любые решения в деятельности предпринимателю приходится принимать в условиях неопределенности, когда надо из нескольких возможных вариантов выбрать один, оптимальный.

Риск - это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.

В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности (производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной).

Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществления актов купли-продажи, предприниматель-коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Это может быть вызвано различными причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др.

Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Если действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться разумно рисковать.

Под риском в общем смысле этого слова понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и неправильных действий человека.

Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск - это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

В последнее время проявляется все больший интерес к риску, изучению приемов и методов управления риском и безопасностью. Актуальность данной тематики обусловлена как внешними, так и внутренними причинами. К числу внешних причин следует отнести усиление глобализации рыночных процессов и вследствие это­го рост конкуренции в достаточно жесткой форме, сокращение жизненного цикла товаров, индивидуализацию потребительских качеств товаров, вовлечение все боль­шего числа мелких и средних предпринимателей, увеличение количества видов рисков и тяжести их последствий. К внут­ренним причинам можно отнести неумение адапти­роваться к переменам, отсутствие реалистического прогнозирования, отсутствие стратегической фоку­сировки, разрозненность информационных систем и т.д.


Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть понятие коммерческого риска в деятельности фирмы и пути его снижения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность коммерческого риска;

- рассмотреть основные методы оценки коммерческого риска;

- исследовать пути снижения коммерческого риска.

1. Теоретические основы управления коммерческими рисками

1.1 Понятие, сущность рисков

Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяет предпринимательство, как «инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и, направленную на получение прибыли».

Предпринимательская деятельность содержит некоторый риск, который должен взять на себя подрядчик, определив природу и степень этого риска.

Таким образом, юридически установлено, что осуществление предпринимательской деятельности в любой форме связано с риском.Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в неизбежной ситуации выбора, в ходе которой можно количественно и качественно оценить вероятность достижения желаемого результата, неудачу и отклонение от цель.

В общем случае под риском понимается возможность возникновения неблагоприятного события, приводящего к различным типам убытков. В предпринимательской деятельности под «риском» понимается вероятность того, что компания потеряет часть своих ресурсов, получит меньший доход или понесет дополнительные расходы в результате определенной производственной и финансовой деятельности.

В феномене «риска» можно выделить следующие элементы, отношение которых составляет его сущность:

• возможность отхода от намеченной цели, для которой была достигнута выбранная альтернатива;

• вероятность достижения желаемого результата;

• неуверенность в достижении цели;

• возможность материальных, моральных и иных потерь, связанных с реализацией выбранной альтернативы в условиях неопределенности.

Факторы риска определяются на основе анализа политической, экономической и финансовой политики как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом.


Факторы риска являются одной из самых сложных частей и в то же время одной из ключевых областей управления рисками.

Факторный анализ намного сложнее, чем любой другой, потому что одни и те же факторы в разных условиях оказывают неодинаковое влияние на рынок или могут стать абсолютно незначительными. Необходимо знать взаимозависимость и взаимное влияние различных факторов, отражающих отношения между различными государствами, историю их развития, определять совокупный результат различных экономических мер и устанавливать связь между событиями. которые абсолютно не связаны с первого взгляда.

Можно отметить следующие функции риска:

  • Стимулирующая функция риска, которая проявляется в двух аспектах:

- конструктивный аспект, который состоит в исследовании источников риска при проектировании операций и систем, конструировании специальных устройств, операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения;

- деструктивный аспект, который проявляется в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относятся к авантюрным, волюнтаристским;

  • Защитная функция риска имеет так же два аспекта:

- историко-генетический аспект состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска;

- социально-правовой аспект заключается в объективной необходимости законодательного закрепления понятия «правомерности риска», правового регулирования страховой деятельности.

  • Компенсирующая функция риска может обеспечить компенсирующий эффект (положительная компенсация), т.е. дополнительную по сравнению с плановой прибыль в случае благоприятного исхода (реализации шанса).
  • Социально-экономическая функция риска, которая состоит в том, что в процессе рыночной деятельности риск и конкуренция позволяет выделить социальные группы эффективных собственников в общественных классах, а в экономике - отрасли деятельности, в которых риск приемлем. Вмешательство государства в рисковые ситуации на рынках (включая гарантии, например, в финансово-кредитной сфере) ограничивает эффективность социально-экономической функции риска. В социальном плане это искажает принципы равенства для всех участников рынка из различных отраслей хозяйства, что может порождать дисбаланс рисков в отраслях экономики. [1]

1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики, виды

Согласно рейтингу основных направлений бизнеса, одной из разновидностей предпринимательского риска является предпринимательский риск.Деловой риск является неотъемлемой частью и отличается от общей концепции «финансового риска» и определяется экономистами как риск, который является неотъемлемой частью процесса продажи (т.е. покупки и продажи) товары и услуги [2].

Любая сделка с товарно-денежными отношениями несет определенный коммерческий риск. В частности, риск заключается в том, что из-за внезапного изменения рыночных условий или из-за других факторов стоимость конкретных товаров и услуг значительно меняется, и в этом случае продавец (который имеет Проданный товар по цене ниже его текущей стоимости) остается в убытке. или покупатель (который переплатил товар).

Коммерческие риски возникают по ряду причин:

• снижение объемов продаж из-за снижения спроса,

• увеличение цены покупки,

• потеря товара,

• увеличение расходов, включенных в стоимость товаров,

• списание или амортизация товара по отношению к условиям транспортировки или хранения.

Следует понимать, что бизнес-риски - это полностью экономическая концепция, которую можно анализировать и прогнозировать, и она вовсе не является чем-то фатальным, как риск, присутствующий в игре. [2]

Существуют различные методы оценки риска (или, как их еще называют, методы управления рисками), суть которых заключается в оценке степени риска (приемлемый, критический, катастрофический) и разработке мер по диверсификации (предотвращению) рисков путем уменьшения их вероятности

Однако бизнес-риски сами по себе не являются чем-то единообразным и предсказуемым в одном и том же сценарии. Действительно, тот факт, что коммерческие риски связаны с товарно-денежными операциями, отличает только эту группу финансовых рисков, но суть бизнес-рисков не ограничивается этим. Поэтому существует классификация бизнес-рисков, которая включает в себя основные факторы, которые могут помешать успеху бизнеса.

Таким образом, коммерческие риски включают имущественные риски, которые включают в себя ситуации, связанные с серьезной потерей имущества по причинам, которые не зависят непосредственно от него (неисправность или перегрузка конкретной технической или технологической системы), кража, кража, саботаж и др.


Говоря о производственных рисках, применяемых к коммерческому компоненту, они относятся к рискам, вызванным возможной остановкой производства из-за форс-мажорных обстоятельств: повреждения или разрушения оборудования, транспортных средств, запасов сырья и т. п. или отсутствие внедрения новых технических средств в производственный цикл и технологические мероприятия.

Коммерческие и коммерческие риски, связанные с прямыми торговыми операциями, встречаются гораздо чаще и могут принимать конкретные формы, такие как несвоевременные платежи одной из сторон сделки, отказ покупателя приобрести товары, банальный дефолт при получении товара полностью или частично оплачен и т. д. Коммерческие риски также имеют финансовую составляющую, которая отражает вероятность потерь от торговых операций из-за снижения покупательной способности денег (инфляция) или необоснованных инвестиций.

Однако наиболее распространенными бизнес-рисками являются риски, связанные с перевозкой грузов, риски транспорта. Транспортные чрезвычайные ситуации настолько распространены и, к сожалению, даже предсказуемы, что существуют официальные национальные и международные классификации коммерческих транспортных рисков. Транспортные риски делятся на несколько групп и регулируются определенными положениями, которые определяют права и обязанности каждой стороны, участвующей в сделке, в конкретной ситуации. В международной практике случаи перевозки делятся на четыре группы: E (товары находятся на складах продавца), F (заказ в основном предназначен для морских перевозок), C (продавец принимает на себя ответственность за перевозка товаров, но не берет на себя никаких рисков) и D (продавец перевозит товары со всеми возможными транспортными рисками)[12, с.48]

Таким образом, учитываются различные виды бизнес-рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, для которых очень важно иметь четкую картину наиболее вероятных рисков для его компании и для конкретного проекта. Если подрядчик или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что значительно увеличивает риск негативных результатов его деятельности и, как следствие, материального ущерба, Мораль и др.

Далее рассмотрим методы оценки бизнес-рисков.

1.3 Методы оценки коммерческого риска