Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диверсификация - это процесс распределения средств между различными объектами, которые не имеют прямого отношения друг к другу. Это позволяет снизить риск, так как можно предположить, что ситуация риска возникает одновременно во всех установках. Есть много способов диверсификации.

Диверсификация видов экономической деятельности предполагает использование различных возможностей для получения доходов и прибыли, то есть одновременного инвестирования в несколько разных компаний, создания филиалов в разных регионах и т. д. Диверсификация поставщиков включает в себя различные источники товаров. Диверсификация ассортимента предполагает включение в ассортимент компании товаров с противоположной целью спроса. Это позволяет снизить экономический риск в периоды временного снижения спроса на отдельные товары. Диверсификация «депозитного портфеля» предполагает размещение временно свободных денежных средств в разных банках, что снижает риск убытков в случае банкротства банка.

Ограничение предполагает создание системы ограничений размера транзакции. Это может быть ограничение на максимальный объем транзакции с партнером, максимальный размер запасов, максимальный объем кредита, предоставленного покупателю, максимальный размер депозита в банке и т. д. Любое снижение риска имеет цену. Это называется комиссией за снижение риска.

При внешнем страховании платой за снижение риска будет величина страховых взносов; при внутреннем страховании — это затраты на создание резервных фондов, использование диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании.

Следовательно, выбирая способ снижения риска необходимо учитывать его стоимость и целесообразность. [6]

2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «АФРОДИТА»

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «АФРОДИТА»

ООО «Наука-Бизнес-Медицина «АФРОДИТА» расположена по адресу: г. Санкт-Петербург, Графский переулок дом 7. Клиника открылась в 2000 году, а первого пациента приняла 3 марта 2001 г., существует в виде общества с ограниченной ответственностью, имеет Устав, лицензию на медицинскую деятельность. Предоставляемые услуги оказываются на платной основе населению.


Виды предоставляемых услуг:

  • Стоматология: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология и т.д.;
  • Косметология: уход за лицом, уход за телом, аппаратная стоматология, инъекционная стоматология, неврология и т.д.

2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «АФРОДИТА»

Как уже было отмечено выше, коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Оценка коммерческих рисков будет проводиться экспертным путем. Экспертные оценки будут включать балльную оценку вероятности наступления рискового события (от 0 до 5, где 0 - невероятное событие; 5 - реальное событие), а также балльную оценку величины возможного ущерба (от 0 до 5, где 0 - отсутствие ущерба; 5 - ущерб, равный величине активов предприятия).

Для начала рассмотрим коммерческие риски, связанные с воздействием так называемых форс-мажорных обстоятельств. В частности, они включают военные действия, мятеж, гражданские беспорядки, восстания, несчастный случай, пожар, взрыв, землетрясение, наводнение, стихийное бедствие, забастовку, конфликты между предпринимателями и рабочими, дефицит необходимых деталей, материалов, рабочей силы или транспорта, случаи введения эмбарго, ограничения, вызванные карантином, невозможностью получения импортных и/или экспортных лицензий или же их аннулирование. Форс-мажорные обстоятельства рассматриваются как в отношении РФ, так и в отношении стран, в которых находятся основные производственные мощности поставщиков климатической техники. Вероятность возникновения оценивается как 1; ущерб от возможной реализации рискового события достаточно велик - 4.

ООО «АФРОДИТА» является одним из ведущих игроков рынка продаж услуг по косметологии. В то же время следует отметить, что клиника «АФРОДИТА» отмечается довольно высокой степень конкуренции, в том числе и со стороны крупных фирм. Таким образом, возникает риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на услуги по косметологии вследствие вытеснения его конкурирующими товарами. Вероятность наступления равна 2, так как рассматриваемое предприятие является одним из лидеров рынка с давней положительной репутацией. Ущерб от реализации рискового события оценивается как 3, что связано с широкой диверсификацией товара фирмы.


Риск зависимости от поставщиков, связанный с ограничением поставок товара, диктованием условий сделки, наличием других рычагов воздействия, оценивается невысоко с точки зрения вероятности. Это обусловлено высоким уровнем конкуренции. Вероятность наступления события равна 1; ущерб от наступления, включающий расходы на поиск нового поставщика, заключение договора, либо увеличение цены сделки в случае принятия условий поставщика, равен 2.

Также существует риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса. Частично воздействие данного риска смягчается за счет широкого ассортимента предлагаемых услуг, однако существуют демисезонные периоды, во время которых объем продаж косметологических услуг существенно снижается. Вероятность наступления события оценивается как 5 (регулярно происходит); ущерб от наступления события оценивается как 2 - вследствие той же диверсифицированности ассортимента.

Риск отказа клиента от оплаты услуг возникает крайне редко. Таким образом, вероятность возникновения риска оценивается как 1, величина возможного ущерба также равна 1.

Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя. В отношении физических лиц данный риск практически нереализуем и связан с очень малой величиной убытков. Так же в некоторых случаях фирма теряет средства в размере дохода от альтернативного вложения данных денежных средств, а также инфляции. В совокупности вероятность реализации рискового события равна 3 (с учетом кризисного состояния экономики); величина возможного ущерба - 3.

Риск, связанный со снижением качества товара в процессе транспортировки, хранения, осуществляемого силами клиники «АФРОДИТА». Вероятность возникновения данного рискового события (без учета нормы брака) равна 2, что связано с высоким профессионализмом персонала, контролем, регламентированностью, качеством перечисленных этапов процесса обращения. Величина вероятного ущерба включает расходы на ликвидацию либо замену товара, неустойку, дополнительные расходы на транспортировку, хранение, зарплату; она также равна 2.

Далее рассмотрим риск, связанный с повышением закупочной цены товара. Вероятность наступления рискового события достаточно высока 4, что связано, прежде всего, с высоким темпом инфляции. Возможный ущерб от возникновения события оценивается невысоко 1.

Риск, связанный с работой персонала предприятия. Прежде всего, он связан с неверным анализом и прогнозированием конъюнктуры рынка сбыта; неэффективной организацией маркетинговой деятельности предприятия. Вероятность наступления такого события довольно низка 1, что обусловлено профессионализмом и высоким уровнем компетенции персонала, регулярным повышением квалификации, заинтересованностью в повышении результатов работы предприятия. Величина возможного ущерба оценивается как 3, так как в случае реализации предприятие может понести расходы, связанные с невозможностью продажи товара.


Следует отметить, что, разумеется, были рассмотрены не все коммерческие риски, их перечень значительно превышает приведенный здесь. Однако, перечисленные выше виды коммерческих рисков относятся к наиболее значимыми, что обуславливает необходимость их оценки и выбора мер воздействия и профилактики.

Представим оцененные экспертным путем выявленные риски, а также их интегральную оценку (индекс риска), в виде таблицы 2.

Индекс риска, или ранг риска, определяемый по формуле (2).

Ir = P × I (2)

Где: Ir - индекс риска (интегральная оценка)

Р - вероятность возникновения риска;

I - ожидаемая величина потерь.

Индекс риска дает возможность судить о степени воздействия и уровне риска. Степень воздействия показывает серьезность негативных последствий в будущем и показывает будущее развитие событий. Уровень риска характеризует степень его приемлемости для компании и показывает, нуждается ли риск в нейтрализации или нет. Если в деятельности предприятия выявляются недопустимые риски, то они обрабатываются в первую очередь.

Таблица № 2.Оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «АФРОДИТА»

№ п/п

Вид коммерческого риска.

Вероятность (балл)

Ущерб (балл)

Индекс риска

1

Риск форс-мажорных обстоятельств.

1

4

4

2

Риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на косметологические услуги вследствие вытеснения его конкурирующими услугами.

2

3

6

3

Риск зависимости от поставщиков.

1

2

2

4

Риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса.

5

2

10

5

Риск отказа клиента от оплаты.

1

1

1

6

Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя.

3

3

9

7

Риск, связанный со снижением качества товара в процессе обращения.

2

2

4

8

Риск, связанный с повышением закупочной цены товара.

4

1

4

9

Риск, связанный с работой персонала предприятия.

1

3

3

Исходя из таблицы № 2 - Оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «АФРОДИТА», наиболее значимыми рисками (по индексу риска) ООО «АФРОДИТА» являются риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса; риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя, риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на косметологические услуги вследствие вытеснения его конкурирующими услугами.


Таким образом, были рассмотрены и оценены экспертным путем и выявлены наиболее значимые виды коммерческих рисков ООО «АФРОДИТА».

2.3 Способ уменьшения коммерческих рисков ООО «АФРОДИТА»

Для достижения основной цели управления рисками вам необходимо знать, какие методы управления рисками может использовать компания. В настоящее время существует множество методов управления рисками. В целом, существующие методы можно разделить на 6 групп: избегание, предупреждение, местоположение, рассеяние, передача, принятие.

Избежание риска - это решение не подвергаться определенному типу риска. Субъекты, использующие этот метод, отклоняют действие, если есть даже малейшие сомнения в его эффективности. Этот способ реагирования на этот риск является самым простым и наиболее радикальным, но при принятии решения о риске необходимо понимать, что полное избежание риска невозможно или маловероятно, а также что возможная прибыль от принятия решений риски могут значительно превышать потенциальные потери. В конце концов, избегание одного типа риска может привести к другим типам риска.

Можно сказать, что отказ от действий, связанных с риском, относится только к самым крупным и наиболее серьезным рискам. Что касается рисков ООО «АФРОДИТА», в рамках этого метода можно рекомендовать отказаться от ненадежных подрядчиков - особенно неплатежеспособных покупателей и поставщиков, которые не соблюдают условия контракта.Суть методов предотвращения риска заключается в том, что необходимо принимать превентивные меры для снижения вероятности возникновения неблагоприятных событий и минимизации их негативных последствий. В отношении рисков, может быть предложено принять превентивные меры, такие как бизнес-планирование, целевой маркетинг, обучение персонала и другие мероприятия.

Методы разделения рисков являются более гибкими инструментами управления. Эта группа методов включает в себя различные варианты диверсификации, например, диверсификацию бизнеса, под которой я понимаю увеличение количества используемых или готовых к использованию технологий, расширение спектра или спектра предоставляемых услуг, нацеливание на различные социальные группы потребители.

Диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, что способствует ослаблению зависимости компании от ее «среды», ненадежности отдельных поставщиков сырья; если контрагент не соблюдает график поставок по разным причинам, в том числе по объективным причинам (авария, банкротство, форс-мажорные обстоятельства).