Файл: Содержание принципа разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же хочется сказать, что принцип разделения властей является одним из принципов демократического государства и используется только в этих условиях.

Таким образом, принцип разделения властей представляет собой положение, закрепленное в Конституции РФ (ст. 10) в качестве одной из основ конституционного строя (конституционно-правовая норма специально созданное для достижения наиболее важных для общества и государства целей положение, отличающееся универсальностью, императивностью, нормативностью, т.к. это конституционно-правовая норма), выражающая государственную законодательную политику (принцип разделения властей прямо и косвенно связан с государственной политикой в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, например - в сфере образования, в сфере занятости и т.п., осуществляемой, в том числе, и законодательным путем), устанавливающий порядок организации государственной власти, в соответствии с которым государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную власти (что, как мы уже отметили, не всегда соответствует действительности) для наиболее эффективной деятельности, в частности, каждой из названных ветвей власти, а также - для наиболее оптимальной работы государственной власти в России, в целом и для предотвращения узурпации власти какой либо одной ветвью власти (государственным органом или должностным лицом).

2. Дискуссия о содержании принципа и о видах властей

Одним из элементов правового государства принято считать принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, который прямо закреплен в Конституции 1993 года. Наряду с этим существуют определенные постулаты, указывающие на равнозначность всех ветвей власти, т.е. отсутствие главной и второстепенной ветвей власти. Каждая ветвь власти существует обособленно от другой, а в процессе осуществления собственных полномочий между ними отсутствует подчиненность.

В Российской Федерации власть разделена на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

В настоящее время в России разделение властей приобрело характер стержневого принципа организации государственной власти, который лег в основу формирования и жизнедеятельности демократического, правового государства.


В Российской Федерации сформирована эффективная система сдержек и противовесов, целью которой является сдерживание центробежных тенденций узурпации власти органами какой-либо из ветвей власти либо должностными лицами.

Законодательная власть имеет своей целью регулирование жизни общества путем принятия нормативно-правовых актов, законов, выработки определенных норм и правил поведения в обществе. Законодательная власть должна действовать в интересах всего общества, всех его членов, разрабатывать законы, которые способствуют улучшению жизни в государстве.

Ошибочно считать, что исполнительная и судебная ветви власти не играют никакой роли в функционировании законодательной власти. Ее функционирование в принципе невозможно в отрыве от них, без тесного взаимодействия с ними. Очевидно, что существуют определенные общественные отношения, в которых действие ветвей власти пересекается, в которых органы ветвей власти взаимодействуют друг с другом в рамках отведенных им полномочий для более эффективного осуществления своей деятельности.

Исполнительная власть выступает как самостоятельная ветвь власти, органы которой наделены государственными полномочиями и функциями, определяющими содержание деятельности органов исполнительной власти и характеризующими ее сущность.

Институт исполнительной власти по своему содержанию является одним из наиболее слабоизученных (несмотря на большое количество нормативного материала и специальных исследований в этой области), о чем свидетельствует отсутствие четкого определения термина «исполнительная власть». В этом контексте мы остановимся на изучении функций органов исполнительной власти в современном государстве как важнейшей динамической характеристике данной власти.

Исполнительная власть есть самостоятельная ветвь государственной власти, которая имеет всеобъемлющий, предметный и организующий характер, обеспечивает реализацию законов в установленных формах в пределах своих полномочий и структурирована в единой системе органов исполнительной власти[9]. Осуществляя исполнение законов, исполнительная власть одновременно находится в постоянном взаимодействии с законодательной и судебной властями, обеспечивая тем самым целостность системы государственной власти на всех территориальных уровнях - федеральном, субъектов Российской Федерации и местном.

Ю.Н. Старилов посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти, называет следующие классификации функций современной исполнительной власти:


а) исполнительная (правоприменительная) функция;

б) правозащитная функция;

в) социально-экономическая функция;

г) регулирующая функция;

д) нормотворческая функция[10].

Для осуществления исполнительной власти нужна определенная организационная структура - система органов, наделенных властными полномочиями. Исполнительная власть, являясь ветвью государственной власти, реализуется в деятельности специально создаваемых органов - органов исполнительной власти, которые осуществляют функции исполнительной власти в своей совокупности, т.е. в пределах ее системы[11].

К.С. Бельский делит функции органов исполнительной власти на два уровня. К первому уровню он относит: функцию охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности; регулятивно-управленческую функцию по руководству экономикой, финансами, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства; функцию обеспечения прав и свобод гражданина. Ко второму уровню функций исполнительной власти автор причисляет функции, имеющие вспомогательный характер. Среди них: нормотворческая, оперативно-исполнительная и юрисдикционная функции[12].

В противопоставление данной классификации выступает позиция В.Н. Дубовицкого. Исследователь относит к первому уровню только исполнительно-распорядительную (управленческую) функцию, которая выступает главной и отправляющей. Ко второму уровню он относит регулирующую, правоприменительную, нормотворческую, юрисдикционную функции. Указанные функции находятся в тесной взаимосвязи, в связи с чем содержание одной может перекрывать содержание другой[13].

М.А. Лапина (основываясь на нормах действующего права) в числе функций органов исполнительной власти дополнительно выделяет оказание государственных услуг, но оговаривает, что ее суть может выражаться и в других функциях (например, в контрольно-надзорную функцию входит услуга по выдаче разрешений и лицензий). Уточним, что согласно п. 2 указа Президента России от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[14] под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.


Органы исполнительной власти обладают значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативно-правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Органы всех ветвей власти самостоятельны и выполняют различные функции, но, тем не менее, они тесно взаимосвязаны. Так, реализация законодательной власти частично контролируется институтами конституционного контроля и надзора (например, конституционными судами). В свою очередь представительные органы не имеют права вмешиваться в оперативную работу правительства; принятие большей части законов может быть приостановлено реализацией права вето, возлагаемого органами исполнительной власти. При этом исполнительная власть, как правило, наделяется полномочиями издавать свои нормативно-правовые акты, которые, однако, должны соответствовать действующей в стране системе законов. В то же время глава исполнительной власти может быть отрешен от должности парламентом при соответствующей санкции высшего судебного органа[15].

Таким образом, на основании изложенного, мы приходим к выводу, что исполнительная власть является отдельной ветвью власти в современных государствах. Ее органы имеют свои функции, отличные от функций органов других ветвей власти. Под функциями исполнительной власти мы предлагаем понимать определенные направления деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти по реализации предоставленного ей объема государственно-властных полномочий. Несмотря на самостоятельность, функции органов исполнительной власти всегда находятся в тесной связи с функциями органов законодательной и судебной ветвями власти, а в некоторых случаях даже дублировать друг друга. Основными целями осуществления функций органами исполнительной власти, прежде всего, выступает построение эффективной системы государственного управления, ориентированной на выполнение задач, стоящих перед государством и обществом.

Отношения, существующие между законодательной и иными ветвями власти, определяются Конституцией РФ и действующим законодательством. Особая роль в этих отношениях отводится Президенту РФ. Несмотря на то что Президент РФ не является главой ни одной из ветвей власти, он оказывает существенное влияние на их взаимодействие друг с другом.

Ярким примером этого служит принятие Конституционным Судом РФ судебного акта по вопросу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации по соответствующему запросу Государственной Думы[16]. Конституционный Суд РФ признал, что у Президента РФ есть право представлять в Государственную Думу для согласования одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства трижды.


Так, именно Президент РФ формирует Правительство РФ, однако Председатель Правительства РФ назначается с согласия Государственной Думы. Следует, впрочем, заметить, что это согласие носит скорее формальный характер. Связано это с тем, что в случае трехкратного отклонения предложенной кандидатуры премьер-министра Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Тем самым подчеркивается определяющая роль Президента РФ в отношениях ветвей власти[17].

Не совсем ясно, к какой ветви власти следует отнести Общественную палату, а также уполномоченных по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. Подобная проблема существует и за рубежом. Например, во Франции действует Служба посредника или медиатора (аналог скандинавских омбудсменов)[18], которую, однако, в полной мере отнести к институтам парламентского контроля нельзя, так как медиатор назначается декретом Правительства и юридически относится к системе административного контроля.

Федеральное Собрание обладает многими полномочиями, которые составляют содержание парламентского контроля, под которым понимается одна из основных функций парламента, направленная на осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти в области государственного строительства, государственных финансов и собственности и в некоторых других сферах[19].

Необходимо отметить, что характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России. Это предполагает осуществление Федеральным Собранием политического контроля. В ст. 102 и 103 Конституции определены важные с точки зрения политического контроля исключительные полномочия парламента, которые выходят за пределы его законодательной деятельности и являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основная функция Федерального Собрания РФ - законодательная. В ст. 105 Конституции РФ установлено: «федеральные законы принимаются Государственной Думой», Совет Федерации одобряет (не одобряет) их. В процессе реализации своей законодательной функции парламентом осуществляется имманентный контроль за принимаемыми законами.

Законодательная работа и вместе с ней контрольная деятельность Федерального Собрания РФ осуществляются при разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним. Контрольная функция парламента, осуществляемая им в рамках законодательной деятельности, реализуется через внутренние органы его палат: комитеты и комиссии.