Файл: Содержание принципа разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также следует отметить, что органы законодательной власти при принятии нормативно-правовых актов не всегда способны охватить в законе все вопросы, по которым может возникнуть спор у участников правоотношений. В данном случае суды берут на себя функцию по толкованию и разъяснению законодательства, применению норм законодательства по аналогии, объяснению правовой природы явлений и процессов.

Но и законодательная власть в определенной степени влияет на судебную. Во-первых, как уже было отмечено, законодательная власть принимает законы, которые являются основой для деятельности судебной власти. Кроме того, органы законодательной власти принимают непосредственное участие в формировании некоторых органов судебной власти. Так, судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Кроме того, можно сказать, что на органы законодательной власти в определенной степени возлагаются функции суда в случае объявления амнистии или импичмента.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не должна и абсолютизироваться - являясь органами государства, они должны взаимодействовать, так как в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Однако насколько неоднозначно толкование самого названного конституционного принципа, настолько же тонка грань между взаимным уравновешиванием и вмешательством одного государственного органа в деятельность другого. Для нас особенно значим вопрос именно о судебной ветви власти, поскольку независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, он обязан установить организационно-правовой контроль над процессом принятия соответствующими органами нормативных и ненормативных актов.

Но и здесь не все однозначно. Ведь для определения той самой почти полупрозрачной грани очень часто недостаточно простого указания в законе, а необходимо глубокое и всестороннее, в том числе теоретическое, исследование вопроса об отнесении той или иной проблемы к подведомственности и подсудности того или иного органа.

Как и любое явление, принцип разделения властей имеет как светлые, так и темные стороны. Сторонники их имплементации в тело главного акта страны отмечают, что основным преимуществом является качественное распределение полномочий, а это повышает эффективность всей власти в целом. Другим явным выигрышным моментом является обеспечение деятельности каждой ветви и её независимости. Ну а третьим заметным плюсом предстает то, что при эффективном использовании механизма сдержек и противовесом у населения страны крепнет уверенность в силе официальной власти. К минусам же рассматриваемых принципов относят то, что порой власти способны «перекладывать» друг на друга ответственность за неэффективное разрешение острых проблем. Однако описанная ситуация возможна лишь в том случае, если принципы разделения властей прописаны неясно, и не имеют реально раскрытого законного механизма реализации[36].


Подводя определенный итог, можно сказать, что провозглашенный в Конституции РФ принцип разделения властей, на основе которого построено государственное управление в Российской Федерации, не может быть эффективно реализован без активного и постоянного взаимодействия всех ветвей власти.

4. Проблемы реализации принципа по «горизонтали» и «вертикали»

Итак, понятно, что когда в государстве осуществляется разделение властей на три ветви, то исполнительные, законодательные и судебные институты, являясь независимыми, будут друг друга контролировать, препятствуя тем самым любым попыткам злоупотреблять положением.

Наряду с описанным выше разделением властей по горизонтали, современные авторы также различают разделение властей и по вертикали. Речь идет о взаимоотношении центральных органов государственной власти и, например, органов автономных единиц в унитарном государстве или о взаимоотношении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов в федеративном государстве, а также о разделении полномочий государственных органов разного уровня и органов местного самоуправления. Такой подход нашел отражение и в некоторых новейших конституциях. Например, в Конституции Венесуэлы 1999 г. предусматривается разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали - «публичная власть распределяется между муниципальной властью, властью штатов и общенациональной властью» (ст. 136 ч. 1). По Конституции Хорватии 1990 г. государственная власть ограничена правом на местное и региональное самоуправление (ст. 4 ч. 1). В п. 4 ст. 3 Конституции Киргизии говорится о разграничении функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

Вертикальное разделение властей предполагает разделение власти между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и между составными частями Федерации непосредственно.

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия России и ее субъектов, условно можно объединить в две группы:

1. Отношения, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;

2. Отношения, связанные с взаимным делегированием полномочий, как федеральным органам исполнительной власти, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимной конституционно-правовой ответственностью.


Оптимальное соотношение власти государственной и региональной, выражающееся в предметах ведения и полномочиях, является главным критерием эффективного функционирования российского федерализма.

Автор полагает, что необходимо предоставить субъектам Федерации право принимать наибольшее участие в разрешении наиболее важных вопросов государственного значения, вопросов, касающихся прав и свобод граждан, решения социальных проблем.

Вместе с тем, Конституция России в статье 5 закрепляет базовые принципы федеративного устройства России, являющиеся основой функционирования российского федерализма и построения взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами:

1. Принцип государственной целостности, единства системы государственной власти;

2. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России;

3. Принцип равноправия и самоопределения народов в России.

Сегодня в России идет сложный процесс разделения власти по «вертикали». Принцип разделения властей по вертикали включает в себя следующие группы взаимоотношений: между Российской Федерацией и ее субъектами, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, связанные с заключением договоров и соглашений, связанные с делегированием полномочий на осуществление определенных законом функций[37]. В более широком смысле, к данному принципу могут быть отнесены отношения между Россией, субъектами федерации и органами местного самоуправления, а также отношения субъектов России друг с другом.

Самым нижним уровнем власти является местное самоуправление. Оно существует в городах, поселках, селах, т.е., как говорит закон, в городских и сельских поселениях, и всегда включает в себя представительный орган, который избирается населением, но может еще иметь административные органы (главу администрации, управу, комитет и т. д.)

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и обязаны подчиняться государству только в тех пределах, которые установлены законом. Но, для них также обязательны акты, принятые федеральными органами и органами субъектов федерации.

Президент кардинально реформировал структуру и формы регионального подчинения. Прежде всего, президент добился отмены выборов губернаторов - их теперь назначало главное лицо в государстве, т.е. он сам совместно с Законодательным Собранием субъекта Федерации. Была проведена реформа и Верхней Палаты: заседания губернаторов там были отменены. Их сменили представители каждого отдельно взятого региона.


Это понизило значимость, как самого Совета Федерации, так и губернаторов. Для усиления президентского контроля на местах, Россия была разделена на 7 федеральных округов. Во главе каждого стал назначенный Путиным полномочный представитель президента РФ.

Таким образом, главе государства удалось выстроить жёсткую вертикаль власти - исполнительной, находящейся под его личным контролем, от налаженной работы которой очень многое зависит в государстве. Благодаря этому, без одобрения Президента теперь не решается ни один серьёзный вопрос жизнедеятельности того или иного региона страны.

Хорошо понимая, что вертикаль власти - это ряд мер и действий, которые должны максимально повысить подотчётность и зависимость всех органов власти от руководящего центра, т. е. президента.

Особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности единого государства, но и те, которые защищают от полной и окончательной дезинтеграции некогда централизованный политический организм[38].

Таким образом, принцип разделения властей по вертикали выстроен на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, перед Россией стоит задача реализовать принцип разделения властей в целом и принцип единства системы государственной власти таким путем, чтобы единство системы государственной власти и государственная целостность, с одной стороны, и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделение властей по вертикали, с другой стороны, наиболее полным образом удовлетворяло интересы федерального центра, не ущемляя при этом права субъектов Федерации.

В целом принцип разделения властей сыграл положительную роль в построении российской государственности, в формировании конституционализма. Тесное взаимодействие всех ветвей власти способствует укреплению законности в России.

Несмотря на то, что разделение властей подразделяют на идеальное и реальное, в России на сегодняшний день реальная модель разделения властей приближается к идеальной и бесспорно, что судебная власть играет здесь огромную роль.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из основных положений теории разделения властей, выделяют исполнительную, законодательную и судебную ветви власти. Принцип разделения властей позволяет разным ветвям власти контролировать друг друга через так называемую систему сдержек и противовесов и тем самым способствует «последовательному утверждению все более сбалансированных взаимоотношений между всеми ветвями власти.

Принцип разделения государственной власти действует как на федеральном, так и на региональном уровне.

Таким образом, речь идет не только о разделении государственной власти по горизонтали, но и по вертикали. В последнем случае, применительно к судебной власти, - о судебном федерализме как форме организации органов правосудия в федеративном государстве. Становление судебной власти, основанное на принципе судебного федерализма, началось после принятия Конституции РФ.

Современная теория разделения властей связана с представлениями правового государства, при этом, она нередко синонимируется с главными условиями правовой государственности, в аспектах развития демократических, легитимных начал конституционного строя. При этом современные конституционалисты нередко дискутируют в отдельных составляющих аспектах. Наиболее часто встречающимися расхождениями являются позиции непосредственно специалистов в области конституционного права и теории права. Так, представители теории права, выделяют принцип разделения властей как один из признаков правового государства не наделяя его особым положением, не формулируя его как фундаментальное явление. Конституционалисты так же не едины в определении значения принципа разделения властей, они нередко высказывают позиции о вторичности принципа разделения властей, его служебном назначении для раскрытия содержания демократизма, как основы конституционного строя. Другие рассматривают разделение властей в главе, посвященной основам организации государственной власти и местного самоуправления, справедливо причисляя этот принцип к основам конституционного строя.

Необходимо отметить, что ни одна из высказываемых позиций не является абсолютно правильной, как и абсолютно неверной. Разность мнений объясняется неоднородностью восприятия термина «разделение властей»

В завершении данной работы целесообразно обозначить следующие выводы:

Конституцией 1993 года, провозгласившей принцип разделения властей с явным дисбалансом в системе сдержек и противовесов - наполнением данного принципа, была введена в действие бомба замедленного действия. Сформировавшаяся конструкция власти с сильным Президентом, проводящим свою политику через аппарат бюрократии, аморфным парламентом и судебной властью, неспособной повлиять на административный произвол, защитить от него граждан, создала политическое пространство с имитацией конкуренции, что в свою очередь дало толчок к возникновению недобросовестной конкуренции в экономике.