Файл: Американская модель менеджмента (ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.
1.2. Создатели американского менеджмента.
1.3.Основные особенности американской школы менеджмента.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Преимущества и недостатки американской модели менеджмента.
2.2. Сравнение европейских и американской модели менеджмента.
2.3. Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях.
ВВЕДЕНИЕ
Американский менеджмент формировался в конце XIX – начале XX вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда, введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
На протяжении большого количества времени Американская модель менеджмента постоянно менялась и взимала что-то новое. И до сих пор американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на тропу менеджмента.
Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.
Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство.
Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.
Предмет курсовой работы – история американского менеджмента.
Объект – американская модель.
Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю развития американской модели менеджмента;
- рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
- выявить преимущества и недостатки американского менеджмента.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.
Управление как наука, научная дисциплина появилась в США в начале XX века. Этому содействовал целый ряд факторов, среди которых следует подчеркнуть демократичность страны, трудолюбие граждан, высокое значение образования, а также отсутствие государственного ввязывания в экономику. Страна была свободна от прогрессивных догм старого света, а создание монополий приводило к затруднению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на нуждаемости бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915).
Другие - это так называемые «реформаторы труда», куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - затрудненные взаимоотношения рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные филантропические проекты и программы, например, усовершенствование трудовой морали, физического удобства на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.
Американский менеджмент образовался в конце XIX - начале XX вв., в условиях создания значительных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; установление норм и стандартов, введение должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности[5,93].
В XIX веке в США увеличивается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет субъективный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая вычеркивает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым критериям.
В американском обществе увеличивается социальная значимость «чина», вытекает тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия - гиганты испытывают спрос в рациональной организации труда, в четкой, координированной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными основаниями, нормами и стандартами.
Гигантская индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции. По мере того как индустрия перерастала пределы мануфактуры и созревала актуальная система акционерного капитала, владельцы капитала все более отстранялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был подменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась современная, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало большое число акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев единого капитала. Вместо единственного руководителя-собственника возникли несколько наёмных менеджеров, привлекший из всех, а не только привилегированных классов.
При этом под администрированием трактовалась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоочередном и узкотехническом смысле рассматривался как контроль за их реализацией. Каждый производственноедело выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число значений возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой базе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется определенное количество специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту[18,106].
Здесь важно заметить следующую правомерность. Вначале собственник и менеджер описаны в одном лице. Затем управление отходит от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера появляются два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Другой этап развития: менеджеров много и каждый следит за одной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь разделяется, и вместо него образуется сообщество специалистов. Теперь менеджер устанавливает работу специалистов, используя для этого особенные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, задачи политики компании и др.
Именно с учетом этих качеств американской экономики и возникает американская модель менеджмента.
1.2. Создатели американского менеджмента.
Создателем научного менеджмента по праву значится Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 - 1915). Его способ научной организации труда содержала ряд основных положений: научные основания производства, научный набор кадров, обучение и подготовка, организация сольватация между управляющими и рабочими. Ввел определенные требования по научному исследованию элементов производственного процесса: разделение единого процесса на малые части, наблюдение и запись итоговых элементов и условий, в которых они осуществляются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал применять хронометраж исполнительных рабочих действий.
Его план о разделении работы на самые обычные операции привела к созданию сборочного транспортера, сыгравшего столь важную роль в росте экономической силы США в первой половине ХХ века.
Впервые свои взгляды он описал в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были увеличены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили продолжение в «Основах научного менеджмента» (1911).
Научное управление по Тейлору концентрировалось на работе, выполняемой на очень низком уровне организации. Тейлор и его ученики проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и масштабы контроля и поручения полномочий[29,81].
Тейлор стал осуществлять испытания – с секундомером и прочими приборами, которые позволяли определить процесс труда. В итоге вследствие подобных манипуляций производительность его подопечных усовершенствовалась в два раза, чего нельзя было отметить об их настроении. Система Тейлора, которую он обрисовывал в своей книге, подразумевала очень четкую и упорядоченную организацию труда. Действия рабочих в буквальном смысле были расписаны по секундам, а движения – по миллиметрам.
В единых чертах это и есть первые шаги в сторону формирования менеджмента как дисциплины. Представляемый им хронометраж, конечно, был сложно реализуем, и в каком-то смыслевесьма бессердечен – но это были первые идеи в области управления.
Еще одним адептом американской модели менеджмента, организатором «организационной школы» является Генри Форд (1863 - 1947)
Генри Форд построил самое огромное промышленное производство начала XX столетия и заработал на нем большие деньги, его принципы
проявили колоссальное воздействие на общественную жизнь США. Он вел свое дело в разрез с какими-либо общепринятыми инструкциями. Когда потребность в машинах увеличивалась- предприниматель уменьшал стоимость (в 1909 г. – 900 долларов, в 1916 – 345 долларов). Он считал так: следует увеличивать покупательную способность людей путем увеличения зарплаты и снижения продажных цен. Во времена Великой Депрессии, когда собственники заводов и фабрик уменьшали получки в два-три раза, Форд не только увеличил их в два раза, но и сменил десятичасовой рабочий день восьмичасовым (этим во многом спас свои заводы от недовольств, забастовок, ухода рабочих).
Еще одной из тайн успеха «автомобильного короля» было введение современных технологий: конвейерная сборка автомобилей,
внедрение типизации и т.д. Но, вместе с тем, Форд ввел особый способ распределения деятельности(это явление получило название «фордизм»). Он полагал, что необходимость рабочего в том, чтобы подчиняться, не брать на себя никакой ответственности,более результативно – монотонное выполнение одних и тех же простейших операций. Предприниматель считал, что каждый обязан пройти этот путь «снизу – вверх».
Форд реализовал 15 с половиной миллионов автомобилей «Форд-Т», конвейер стал процессом обычным и важным. Он стал оплачивать рабочим ввдвое больше и этимосновал класс «синих воротничков». Его рабочие накапливали средства, чтобы купить «свой» автомобиль – «Форд-Т». Форд не создавал потребность в автомобилях, он создал условия для потребности.
В его основе лежит принцип разделения труда. Каждый рабочий на конвейере делает одну единственную операцию, тем самым стандартизируя свой работу и существенно стимулируя производство[25,203].
Тем не менее, конвейерная сборка считается не только возведенным в идеале разделением труда, но и крайне обесчеловеченным процессом. Человек должен работать как автомат, регулярно исполняя одно и то же действие (например, закручивание гайки) на протяжениивсего рабочего дня, не имея возможности отвлечься. Это вызывает нервные расстройства, эмоциональные срывы и другие трудности, о которых, разумеется, предприниматели не думали или просто не допускали возможности тонкой душевной организации у рабочих.