Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
Государство взимает налоги со своих граждан, предприятий и организаций, которые находятся на ее территории. Кроме того, государство берет займы и кредиты. Налоги и займы идут на содержание государственного аппарата, бюджетных организаций и развитие общенародных социально-
экономических и политических программ, таких как строительство электростанций, дорог и т.д.
- Символика: флаг, герб, гимн, язык, столица
Правовое государство – это форма организации деятельности власти государства, при которой само государство, все общности в социальной сфере, определенные индивиды уважают право и располагаются в равном отношении к нему. Право в данном случае является способом государственной взаимосвязи, а также связи индивида с обществом.
Существуют определенные критерии, которым должно отвечать каждое правовое государство:
1) соответствие действующего законодательства важным интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям развития в социально-экономической сфере, а также морально-психологической обстановке в обществе;
2) вплетение законодательства в ограниченной форме в контекст практического процесса решения проблем насущного характера;
3) точное соответствие законодательства действующему конституционному законодательству;
4) практическое обеспечение верховенства закона в отношении подзаконных нормативно-правовых актов;
5) диалектическое сочетание динамики стабильности законодательства;
6) наличие разработанных процедур демократического характера участия граждан в нормотворческом процессе;
7) учет мнения общества;
8) наличие совершенного правового механизма разрешения конфликтных и спорных ситуаций между правовыми субъектами на всех уровнях социальной и государственной структуры;
9) высокий уровень юридических знаний и правовой культуры граждан.[6]
Таким образом, правовое государство призвано обеспечивать:
1) верховенство закона и права;
2) гарантия прав и свобод человека в максимально возможной форме;
3) равенство всех перед судом и законом.
Функционирование правового государства в эффективной форме предполагает наличие у него равнозначного партнера, каким является гражданское общество. Гражданское общество формирует область абсолютной свободы частных лиц по отношению друг к другу. Оно предстает в качестве разновидности общественного, культурного и экономического пространства, в котором осуществляют взаимодействие независимые индивиды, которые реализуют частные интересы и занимаются индивидуальным выбором.
Гражданское общество и правовое государство взаимным образом дополняют друг друга и прямо зависят одно от другого. Без сформировавшегося гражданского общества нельзя построить правовое демократическое государство, так как именно свободные граждане в сознательной форме могут образовать самые рациональные формы общежития человека.
В развитых государствах Запада сформировался конкретный механизм взаимодействия правового государства и гражданского общества. Он включает в себя три базовых структурных элемента:
1) осуществление идеи разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную;
2) формирование механизма взаимодействия через выборы, партии и представительные органы власти;
3) функциональное представительство, то есть развитие каналов связи между обществом и государством в виде разного рода комитетом по консультациям и комиссий при структурах государства, в которых принимают участие представители объединений и групп по определенным интересам.
Подобный механизм сформировался по итогам продолжительной эволюции правового государства и гражданского общества.
Для того, что политическая система успешно могла функционировать, из всех возможных вариантов взаимосвязи гражданского общества и государства
предпочтение необходимо отдать сочетанию мощного государства и эффективно действующего, уравновешивающего его гражданского общества.
Раннее свертывание государственных функций, искусственная ликвидация их либо неспособность данные функции осуществлять выступают в качестве свидетельства государственной слабости.
А слишком большая самостоятельность и неподконтрольный характер обществу – это прямое свидетельство общественной слабости. Эта проблема обладает особенной актуальностью для нашего государства, так как вся российская история насыщена фактами насильственного отношения государства к собственному народу.[7]
К признакам правового государства следует отнести:
1) верховенство закона и права во всех областях общественной жизни;
2) равенство всех перед законом;
3) принцип разделения властей;
4) реальный характер прав и свобод человека, их юридическая и социальная защита;
5) человеческие права и свободы обладает высшей ценностью;
6) взаимная ответственность государства и личности;
7) плюрализм идеологии и в политической сфере;
8) стабильный характер законности и правопорядка в обществе.[8]
Человек в качестве автономного субъекта вправе свободно распоряжаться собственными способностями, имуществом и собственностью. Право же, обладая таким качеством, как мера и форма свободы, должно в максимальной форме раздвинуть рамки личностных ограничений, в первую очередь, в экономике, в области внедрения в производства прогресса науки и техники.
Наверное, не случайно в настоящее время в Российской Федерации был принят целый ряд приоритетных законов в экономической сфере, которые были посвящены земле, системе налогообложения, собственности, приватизации
предприятий государства, которые фиксируют разнообразие форм собственности, открывают широкий простор для человеческой инициативы, позволяют почувствовать себя хозяином жизни. Самые существенные и крупные правовые блоки – стимула по отношению к личности (равенство, свобода, собственность и др.) отражаются в формуле «человеческие права», которые обладают фундаментальным характером в том плане, что предназначены обеспечивать первичные причины стабильного и нормального существования, основываясь на определенных разнообразных субъективных правах личности.
Человеческие права в качестве основного звена юридического режима стимулирования для индивида – это источник постоянного воспроизведения его предприимчивости, инициативы, а также инструмент развития всего гражданского общества. На современном этапе развития проблемы человеческих прав выходят на межгосударственный, международный уровень, что подтверждается правомерным характером их приоритета над государственными проблемами, что свидетельствует о том, что они имеют национальный характер. Они наиболее полно выступают в качестве точки отсчета в национальных системах права, нормативном регулировании.[9]
Человеческие права и правовое государства, безусловно, характеризуется общими закономерностями образования и функционирования, так как существовать и эффективным образом действовать они смогут лишь в одной «связке». Каждый из феноменов имеет в собственной основе право, несмотря на то, что роль последнего для них почти прямо противоположна, однако в это же время внутренне едина.
Подводя итог данному параграфу и всей главе в целом, можно прийти к выводу, что государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Глава 2. Особенности функционирования государства
2.1.Соотношение целей, задач и функций государства
Научное познание государства каждого исторического типа в обязательном порядке подразумевает исследований его целей и задач, которые представляют из себя наиболее важные качественные признаки и ориентиры не только государства в качестве особой организации публичной власти, но и всего общества в целом.
Вопрос о целях и задачах государствах обладает не только теоретическим значением, но и применяется на практике. Он дает возможность посмотреть на государство не только со стороны его внутреннего содержания и формы, но и исследовать его с позиции функционирования, разносторонней деятельности.
При помощи целей и задач возможно с большой долей вероятности установить характер деятельность государства, правильность избрания им на той либо другой стадии развития приоритетов, в конечном итоге, уровень его эффективности и организации.
Задачи и функции государства являются соотносимыми явлениями, тесно связанными друг с другом, но не тождественными. Их не стоит противопоставлять друг другу. В государственных задачах устанавливается его социальное предназначение, историческая миссия в тот либо другой период истории. Государственные задачи обладают исходным значением в отношении его функций, признаются их наиболее ближайшей непосредственной предпосылкой.[10]
В задачах концентрируется влияние экономики и политики, на развитие государственных функций. Государственные функции, в свою очередь, претворяются в жизнь при помощи осуществления его функций.
В установлении направлений государственной деятельности в качестве решающих факторов выступают: сущность государства и его социальное
предназначение, в постановке его задач и целей на определенном этапе общественного развития.
В разные периоды приоритетное значение получают те либо другие задачи и цели государства, соответственно, и разные его функции. На одних стадиях общественного развития центр тяжести переносится в область экономики, по этой причине в государственной деятельности ключевое место отводится экономической функции; на других – в политическую сфере.
Последовательность формирования функций прямо зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследующих целей. Данные цели и задачи не могут обладать произвольным характером. Они зависят от действительных условий, наиболее важные из которых: возможности общества в сфере экономики, интересы и потребности населения, определенных социальных групп и слоев, культурный и нравственный уровень общества, профессионализм структур государства и т.д.[11]
Государственные функции определяют его динамическую характеристику. Они устанавливают, что должно делать государство для того, чтобы достичь и претворить в жизнь те цели и задачи, которые стоят перед ним в конкретный период истории. Однако государственные функции как базовые направления его деятельности не стоит сводить к самой деятельности по той причине, что в практической деятельности государство порой уклоняется либо искажает данные направления.
Не стоит их приравнивать к целям и задачам, которые стоят перед государством. Если цель прямо показывает, к чему именно стремится государство, а задача – на способы и средства ее достижения в конкретных условиях, то функция определяет скоординированные направления
деятельности механизма государства. Одна задача подлежит решению при помощи исполнения нескольких функций.[12]
Функции – это объективно требуемые направления государственной деятельности, без которых общество не может стабильно развиваться и существовать. Они устойчивым образом сформировались в определенных областях жизни общества, и требуют согласованных действий управленческого характера всех структурных элементов механизма государства. По этой причине государственные функции не стоит отождествлять с функциями определенных органов государства.
Список и сущность функций определенного государства устанавливаются целым комплексом внешних и внутренних факторов. Среди данных факторов особо необходимо выделить своеобразие содержания государства (чьи именно интересы оно обеспечивает и выражает), отличительные особенности и актуальность политических, экологических, национальных, экономических и иных проблем, которые стоят перед этим обществом.
Поэтому на одном из этапов истории государственного развития приоритет по большей части отдается экономическим, на следующем – политическим либо социально-культурным функциям, на третьем этапе – функции обороноспособности государства и др. притом если сами функции обладают относительно постоянным характером, то методы и формы их практического осуществления подлежат изменению порой весьма существенно в зависимости от задач, которые стоят перед обществом.[13]