Файл: Особенности функционирования государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Необходимо отметить, что в последние годы реформы и изменения не обошли такой предмет, как теория государства и права. Вполне очевиден разрыв между традиционно сформировавшимся содержанием учебных пособий, монографий и учебников, а также теми юридическими и государственными реалиями, отражающими современное состояние и развитие человеческого общества, в общем, и отечественного общества в частности.

На данный период времени значительное обогатилось научное знание о важных сторонах развития и функционирования государства и права. Принципиально новые процессы в жизни государства и общества потребовали пересмотра большинства привычных представлений.

Государство призвано играть важную роль в жизни любого общества. Общественное развитие, а также развитие каждого его института, в том числе и государства, представляет из себя естественный процесс истории, который протекает по законам объективного мира. Одним из проявлений действия данных законов выступают государственные функции, которые можно установить в качестве характерных черт государства, отличающих его от иных элементов общественной системы.

Вопросы, связанные с государством и его функциями, всегда относились к категории дискуссионных и основополагающих, как в обществе, так и в правовой теории, так как сущность государства напрямую и непосредственным образом затрагивает интересы разных общественных классов и слоев, а также политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

Объект исследования – общественные отношения, связанные функционированием государства.

Предмет исследования – особенности понятия, признаков и функций государства.

Цель данной работы – комплексное исследование понятия, признаков и функций государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)рассмотреть понятие государства;

2)исследовать признаки государства;

3)изучить внутренние функции государства;

4)определить особенности внешних функций государства.

Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.


Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Общая характеристика государства

1.1.Понятие государства

Государственность пришла на смену родоплеменному строю, когда равенство первобытного характера и историческая первичная форма собственности общества изжили себя и общество было разделено. Как было нами выяснено, данному строю была характерна власть общества и социальные положения, которые регулировали человеческое поведение, но при отсутствии власти и особенного аппарата для принудительного влияния.

В управлении делами рода принимали участие, основываясь на равноправие всех взрослых членов. Все вопросы жизнеобеспечения должны были решаться на родовом собрании. Это собрания являлось высшей инстанцией суда.[1]

Постепенно коллективистские отношения в производственной сфере начали преобразовываться и разрушаться. Три больших общественных разделения труда (отделение ремесла от земледелия, выделения в отдельную сферу скотоводства, обособление людей, которые заняты в области торговли), а также постоянное совершенствование трудовых орудий и накопление опыта привели к росту трудовой производительности, когда стал формироваться существенных прибавочный продукт.

С этого периода начала появляться возможность обеспечения большой категории людей, которая специализируется на выполнение определенных значимых функций, группы, которая непосредственно уже не участвует в материальном производстве.

Прогрессирующее разделение труда в обществе преобразует содержание и формы организации общественной жизни в родовых и семейных общинах, в племенах и куриях. Родоплеменная система усложняется, постепенно происходит развитие функций в социальной сфере.

К примеру, в племенах германцев во времена Тацита и Цезаря все представителя занимались обработкой земель, пасли скот, принимали участие в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к 5-6 веку до нашей эры, когда германские завоеватели стали расселяться на значительных территориях, положение существенно изменилось. Войны стали вестись теперь далеко, большинство общинников не хотели принимать участие в дальних походах. Все это привело к росту численности дружины, которая ранее занималась только войной.


Увеличилось количество приближенных короля, среди которых в особенности выделялись представители духовенства. Следовательно, общинники, которые ранее занимались общественными делами, силой обстоятельств были вынуждены заниматься чем-то другим.

Совмещение хозяйственных и военных функций становилось все менее возможным. В результате такой специализации появилась существенная категорий людей, которая не принимала участие в образовании материальных ценностей. Они занимались военными делами, исполняли полицейские и судебные функции, то есть всё то, что было характерно как воплощению государственной, а не общественной власти.

Переход от первобытно-общинного строя к системе государственно-образованного общества был сопровожден созданием территориальной общины и укреплением племенной жизни.

Структуру территориальной общины устанавливалась уже не отношениями родственников, а территориальным расселением в одном местности. С данного момента территория стала значительным фактором во время создания государственности.[2]

Структуру территориальной общины устанавливалась уже не отношениями родственников, а территориальным расселением в одном

местности. С данного момента территория стала значительным фактором во время создания государственности.[3]

Принято выделять несколько базовых форм формирования государства.

1.Афинская. Признается, что процедура формирования государства в Афинах шла классическим путем. Стадиями этого процесса были последовательные реформы Тезея и Солона. Основной принцип реформы Тезея заключался в разделении всего населения на классы в соответствии с родом их трудовой деятельности, вне зависимости от принадлежности к определенному роду, а именно: а людей, которые занимаются определенной разновидностью ремесла (демиурги), земледельцы (геоморы), а также иные благородные люди (эвпатриды).

Реформа Солона прямо была направлена на классовое разделение общества. В соответствии с этим делением сформировалось четыре класса, первые три из которых имели право занимать должности в органах управления государством, притом самые ответственные места отводились лицами, занимающим первый класс. Четвертый класс обладал правом только голосовать и выступать на народном собрании.

2.Древнеримская. Эта форма образования государства обладала собственными отличительными особенностями. Образование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в государственном управлении, составлявшем коренную аристократию Рима.


3.Древнегерманская. Для данной формы образования государства свойственно то, что формирование государственности шло совместно с процедурой завоевания обширных территорий германскими варварами. Для того, чтобы управлять огромной территорией Римской империи, которая была завоевана германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило образование государства.

4. Азиатская. В государствах Азии и Древнего Востока на форму образования государства оказали воздействие условия климата. Здесь органы власти государства складывались в результате необходимости организации строительных, ирригационных либо других общественных работ.[4]

1.2.Признаки государства

Проблемы понимания государства, его характерных признаков, сущности, признаются очень важными в теории государства из-за той огромной роли, которая отводится государству в обществе на современном этапе развития.

Признаки государства:

1. Особый аппарат публичной власти;

Публичная власть имеет свою систему государственных органов, которые складываются исторически и имеют свои особенности. В своей совокупности они выступают как особая политическая организация народа, господствующего класса или социальной группы, которая использует ее для удовлетворения, как своих интересов, так и интересов народа.

Государство выступает и как субъект международных отношений от лица всего общества или народа. Аппарат публичной власти состоит из аппарата управления и аппарата принуждения.

К аппарату управления относятся законодательная и исполнительная власть: парламент; Президент и его аппарат; Кабинет Министров; министерства и ведомства и т.п.

К аппарату принуждения относятся: армия, полиция, жандармерии, суды, прокуратура, исправительно-трудовые колонии и т.п. А также в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.д.).

Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих

границ. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по-своему конкретному содержанию задачи. Наличие в обществе особого аппарата публичной власти является главным признаком государства.

2. Территориальный признак;

Территория государства определяется ее границами. В территорию государства входит суша, внутренние моря, озера, реки, внешние моря в 12-границах мильной зоны (20 км) – территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство в пределах границ, дипломатические представительства, посольства и консульства, торгу, пассажирские и военные морские и воздушные суда, самолеты и космические аппараты.


Государство закрепляет свое население за определенными территориями, устанавливает определенный режим проживания и передвижение в пределах территории, а также выезд за границу, в другие государства.

Государственная власть распространяется на всех граждан и на всю территорию государства.

Территория государства может иметь постоянный и относительно временный характер. Без этого признака не может существовать государство, поскольку вся территория является собственностью всего государства, материальной базой развития общества. Без территории государство не может быть субъектом международных отношений.

3. Население;

Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства (Конституция РФ, ст. 3)[5]. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже

конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

4. Суверенитет;

Суверенитет предполагает, что государственная власть является самостоятельной и независимой от какой-либо власти как внутри государства, так и за его пределами (Конституция РФ, ст. 4).

Также суверенитет означает, что государственная власть может свободно принимать различные решения в своих интересах или в интересах других государств.

Нарушение суверенитета ведет к частичной или полной потери независимости государства.

5. Наличие законов;

Государство и общество не могут функционировать и развиваться без законов. Только государство имеет право издавать законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права, которые являются общеобязательными для всех граждан и должностных лиц на всей территории страны. Законы направлены на регулирование и охрану экономических, политических и других социальных отношений, и социальных ценностей общества. Государственная власть является единым субъектом, который имеет такое право, поскольку она выступает от лица всего общества. Таких законов не имеют права издавать другие субъекты политической системы и гражданского общества.

  1. Наличие налогов и займов, как особых денежных средств, на которых содержатся аппарат управления и принуждения;