Файл: Особенности функционирования государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На заре собственного существования государство исполняло очень небольшой перечень функций. Сущность большинства из них обладала ярко выраженным классовым характером. Государство активным образом поддерживало расслоение общества в социальной сфере и обеспечивало удовлетворение интересов господствующих социальных групп и кланов.

По мере формирования и усложнения связей в социальной сфере, изменения статуса человека в окружающем мире повышается государственная роль при управлении, изменяются его функции. Одни из них упраздняются, теряя свое значение, иные изменяются, третьи формируются снова.

Особенную актуальность для функций государства на современном этапе приобретают факторы, которые вызывают необходимость сотрудничества между государствами для решения проблем выживания цивилизации. К ним следует отнести, в первую очередь, проблемы экологии, которые отражают отрицательные последствия прогресса науки и техники, вопросы ядерного вооружения, сырьевые, демографические и другие международные проблемы современности.

Следовательно, государственные функции – это наполненные особенным содержанием базовые направления государственной деятельности, в которых заключается и конкретизируется его сущность и социальное предназначение в жизни общества.[14]

Таким образом, можно прийти к выводу, что классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.

2.2.Внутренние функции государства

Государственные функции определяют его динамическую характеристику. Они устанавливают, что должно делать государство для того, чтобы достичь и претворить в жизнь те цели и задачи, которые стоят перед ним в конкретный период истории. Однако государственные функции как базовые направления его деятельности не стоит сводить к самой деятельности по той причине, что в практической деятельности государство порой уклоняется либо искажает данные направления.

Не стоит их приравнивать к целям и задачам, которые стоят перед государством. Если цель прямо показывает, к чему именно стремится государство, а задача – на способы и средства ее достижения в конкретных условиях, то функция определяет скоординированные направления деятельности механизма государства. Одна задача подлежит решению при помощи исполнения нескольких функций.


Функции – это объективе требуемые направления государственной деятельности, без которых общество не может стабильно развиваться и существовать. Они устойчивым образом сформировались в определенных областях жизни общества, и требуют согласованных действий управленческого характера всех структурных элементов механизма государства. По этой причине государственные функции не стоит отождествлять с функциями определенных органов государства.

При их практической реализации велико значение факторов субъективного характера, т.к. лишь от самих людей зависит, насколько точно поняты данные закономерности и насколько адекватно избраны способы и методы решения проблем, стоящих перед обществом.[15]

Вместе с тем каждая из функций обладает своим объектом (область жизни общества) и сущностью (те шаги управленческого характера и определенные действия, предпринимаемые государством для того, чтобы достичь целей, полезных для общества).

Список и сущность функций определенного государства устанавливаются целым комплексом внешних и внутренних факторов. Среди данных факторов особо необходимо выделить своеобразие содержания государства (чьи именно интересы оно обеспечивает и выражает), отличительные особенности и актуальность политических, экологических, национальных, экономических и иных проблем, которые стоят перед этим обществом.

Поэтому на одном из этапов истории государственного развития приоритет по большей части отдается экономическим, на следующем – политическим либо социально-культурным функциям, на третьем этапе – функции обороноспособности государства и др. притом если сами функции обладают относительно постоянным характером, то методы и формы их практического осуществления подлежат изменению порой весьма существенно в зависимости от задач, которые стоят перед обществом.

На заре собственного существования государство исполняло очень небольшой перечень функций. Сущность большинства из них обладала ярко выраженным классовым характером. Государство активным образом поддерживало расслоение общества в социальной сфере и обеспечивало удовлетворение интересов господствующих социальных групп и кланов.[16]

По мере формирования и усложнения связей в социальной сфере, изменения статуса человека в окружающем мире повышается государственная роль при управлении, изменяются его функции. Одни из них упраздняются, теряя свое значение, иные изменяются, третьи формируются снова.


Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость социальных функций.

Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом.

Особенную актуальность для функций государства на современном этапе приобретают факторы, которые вызывают необходимость сотрудничества между государствами для решения проблем выживания цивилизации. К ним следует отнести, в первую очередь, проблемы экологии, которые отражают отрицательные последствия прогресса науки и техники, вопросы ядерного

вооружения, сырьевые, демографические и другие международные проблемы современности.[17]

Следовательно, государственные функции – это наполненные особенным содержанием базовые направления государственной деятельности, в которых заключается и конкретизируется его сущность и социальное предназначение в жизни общества.

Необходимо отметить, что государственные функции в социальной сфере состоят в обеспечении социальной защищенности личности, стабильных жизненных условиях для всех участников общества вне зависимости от их участия в непосредственном производстве благ. В государстве на правовой основе распределение благ в материальной сфере осуществляется и кроме свободного обмена между потребителями и производителями.

Формирование социального государства на правовой основе проходит довольно сложный и болезненный путь. Первоначально формирование и обогащение общества ведет к тому, что общество начинает расслаиваться на богатых и бедных. Формально провозглашение равенства порождает кризис, материальное неравенство, острые конфликты в обществе в социальной сфере. И только постепенно государство на правовой основе приобретает отличительные особенности социального, дополняет гарантиями свободного личностного развития.

В общем, современное государство на правовой основе является гарантом реальной социальной защищенности для всех, кто находится в более невыгодном положении в экономической сфере, и постоянно повышает ассигнования на нужды социального назначения всего населения государства.

Лишь в условиях понимания критериев свободы, контроля общества и экономической независимости производителей благ в материальной и духовной сфере государство может осуществлять социальную и справедливую политику по отношению к населению государства.


Экономические функции государства заключаются в разработке и координации направлений экономического развития стратегического характера в условиях системы рыночной экономики.

В системе социальной рыночной экономики особенное место занимает законодательство, которое регулирует отношения в социальной сфере. Государство в лице структур правительства и парламента устанавливает положения экономической игры, которую осуществляют субъекты экономической деятельности. Когда говорят о нормах экономической игры, то следует иметь в виду нормативную основу, которая была создана государством. В свою очередь, под нормативной основой следует подразумевать законы и иные нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность в экономической сфере (к примеру, устанавливающие права собственности, которые регулируют деятельность в сфере предпринимательства и т.д.).[18]

Государство определяет длительность рабочей недели, минимальный размер заработной платы, устанавливает механизм обязательного социального страхования, систему начисления пенсий. Помимо этого создаются специальные законы, которые гарантируют населению стабильность в социальной сфере. Ими определяются помощь семьям, разного рода пособия, возможность получения жилья, образования, доступность услуг здравоохранения.

Целью регулирования антимонопольным законодательством является предотвращение последствий, которые связаны с несовершенством конкуренции. Государство при помощи определенного законодательства определяет контроль за ценами, препятствует консолидации крупных фирм. Оно не просто осуществляет борьбу с монополиями, а делать попытки обеспечить обширный доступ к верной информации о ситуации на рынке и общем состоянии экономики.

Правительство, применяя денежную и финансовую политики, стремиться преодолеть последствия кризиса, производственный спад, снизить уровень безработицы, сгладить процессы инфляции. Известны два основных пути проведения экономической стабилизации: повышение расходов государства при понижении налогов либо сокращении расходов государства при повышении налогов. Данная функция прямо направлена на предотвращение спада экономики, формирование и поддержание показателей экономики на определенном уровне.

Реализуя экономическую политику, государство регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование.


Перераспределение доходов представляет собой изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, реализацию программ социальной защиты государство берет на себя заботу о незащищенных гражданах.

Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов.[19]

Функция налогообложения. Данное направление государственной деятельности охватывалось ранее функцией под наименованием организация хозяйственной деятельности.

В новых условиях развития Российской Федерации в силу повышении роли существенного расширения объема и усложнения сущности эта функция, будучи тесным образом связана с экономической, вместе с тем была выделена в одну из независимых базовых функций. Ее сущность образуют образование и пополнение казны, в первую очередь, бюджет государства, как федерации, так и субъектов РФ, а также бюджета муниципалитета за счет всех видов налогов, в т. ч. налога на прибыль предприятий, которые основаны на всех формах

собственности, акцизов, налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц и т.д., а также установленных законодательством финансовых сборов, платежей и пошлин.

Однако в это же время, по мере стабилизации ситуации, все целенаправленнее и полнее должно себя проявлять и такое значительное назначение налоговой функции, как ее регулирующее влияние на экономику.

В РФ проводится, хоть и с некоторыми издержками, реформа в системе налогов. Приняты базовые законы, которые регулируют правовые отношения в области налогового обложения. Акты законодательства по мере общественного развития уточняются, изменяются и дополняются.

Несмотря на все принятые меры, сбор налогов в полном размере либо хотя бы большую их часть не удается. Причин этому большое количество. Методы борьбы с правонарушениями в налоговой сфере, которые основываются на использовании санкций экономического характера, не дали позитивных результатов, что выступило в качестве основания для введения ответственности в уголовной сфере за налоговые преступления и формирования принципиально нового правоохранительного органа – налоговой полиции.

На этапе формирования в Российской Федерации новых отношений социально-экономического характера и перехода к другим формам управления государством, неизбежным образом формируются и обостряются противоречия развития общества, которые обуславливаются проводимыми преобразованиями экономики, слабостью и неразвитостью экономических институтов и общественным расслоением, а также высоким ростом уровня преступности и коррупции, переделом собственности, проникновением структур криминала в самые прибыльные производственные сферы.[20]