Файл: Общая характеристика физических качеств и способностей (ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СПОСОБНОЙСТЕЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условий деятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время между сигналом к выполнению и началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость). Ловкость – важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корректировании движений. Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость (проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники). Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости – физические способности человека. Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, – тем больше его ловкость. Деятельность анализаторов – третья основная предпосылка для развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных сигналов). Соответствующая текущая информация воспринимается с помощью анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы быстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его. Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих способностей: быстро осваивать сложные по координации двигательные действия; перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; четко воспринимать пространственные, временные и силовые параметры движения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей человека долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) качества».

Понятие «качество», выражает существенную определенность какого – либо предмета, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Так, говорят о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, качестве жизни, качествах личности, каче­стве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином.

Следовательно, физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к уже реализованным способностям.

В быту, физическом воспитании и спорте качественные характеристики способностей человека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей.

Между физическими способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей — координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но и «быстрота».

Таким образом, физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.

На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы:

- социально-бытовые условия жизни;

- климатические и географические условия;

- материальное обеспечение мест занятий;

- методика их развития и т.п.,

а с другой — наследственные факторы:

- «моторные» задатки, которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В качестве задатков физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные задатки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма (адаптации), перерастают в соответствующие физические способности.


Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей. По мнению профессора Ю.В. Верхошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая структура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бесполезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за развитие выносливости или быстроты движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека. Морфофункциональные перестройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в первую очередь это касается тех мышечных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических систем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Такой избирательный характер функциональной специализации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятельности, а степень его выраженности — интенсивностью и объемом физических нагрузок.

Имея представление о величине того или иного собственного физического качества, физической способности и их комплексного взаимодействия, представление о своих моторных задатках и об уровне собственной ловкости (т.к. именно лишь такая физическая способность, как ловкость имеет место быть лишь совместно с другими способностями и физическими качествами) мы можем, при помощи самоанализа, выявить собственный нынешний, и возможный будущий потенциал, касающийся возможного спортивного достижения. Так же, анализирую вышеуказанный список физических качеств и способностей мы имеем возможность проанализировать физический потенциал своих учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучерова А. В. Планирование и организация физкультурно-оздоровительной работы в летнем лагере: - МГУ им. А. А. Кулешова; 2010 г., 112 стр.

2. Микляева Н. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: - Перспектива; 2011 г., 152 стр.