Файл: Общая характеристика физических качеств и способностей (ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СПОСОБНОЙСТЕЙ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СПОСОБНОЙСТЕЙ
1.2 Общая характеристика физических способностей
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
3.1 Средства и методы развития гибкости
3.2 Средства и методы развития ловкости
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
4.1 Психологическая характеристика быстроты
4.2 Психологическая характеристика силы
4.3 Психологическая характеристика выносливости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы обусловлена важностью углублённого изучения общей характеристики физических качеств и способностей для меня, как для будущего педагога. Глубокий разбор данной темы поможет дать более качественное образование моим будущим ученикам, обеспечит способность к лучшему выполнению задач педагога, в том числе формирование разносторонне развитой личности ученика; поможет научиться определять возможный потенциал касаемо спортивных достижений, посредством разбора физических качеств и природных задатков.
Изучение темы этой курсовой работы позволит узнать различие между физическими качествами и физическими способностями, а так же узнать о их связи между собой, взаимодействии; так же при изучении появится возможность понять составляющие психологической характеристики физических качеств и физических способностей, что так же позволит оценить свой потенциал в спортивных достижений с помощью самоанализа собственных волевых качеств и устойчивых качеств психики.
Цель этой темы обусловлена углубленным изучением общей характеристики физических качеств и способностей, их теоретических аспектов, основных концепций, а так же особенностей.
Основные задачи которые нужно разобрать в этой теме:
- Разобрать общую характеристику физических качеств и способностей.
- Выяснить способы развития физических способностей.
- Выяснить действенные техники развития физических качеств.
- Изучить психологическую характеристику физических качеств и способностей
Цель тренировки для спортсмена заключается в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и готовности к достижению. Спортивные возможности определяются физическими качествами и способностями, физическими спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достижениям характеризуется отношением спортсмена к спортивной деятельности и требованиям, предъявляемым тренировкой и соревнованием. Осуществление подготовки спортсменов к спортивным достижениям — это сложный процесс, который подразделяется на физическую подготовку и воспитание психологических качеств.
Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов в ходе тренировочного процесса, то легко заметить, что его основополагающим звеном являются физические качества, которые и определяют спортивные достижения на всех этапах подготовки спортсмена.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СПОСОБНОЙСТЕЙ
Общая характеристики физических качеств
Физическими качествами человека принято называть его двигательные возможности, такие, как быстрота, силы, гибкость, выносливость, ловкость и др. По большому счёту физические качества- это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека в процессе роста и развития организма претерпевают множество естественных изменений. В сфере спорта достаточно сложно достичь успеха, не имея изначально врождённые задатки в виде физических качеств.
В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.
Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем на остальные- это называется перенос качеств. Перенос качеств может быть положительным и отрицательным. К примеру, силовые качества улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к примеру, боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы может привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Вот почему считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.
Выносливость- это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.
На практике различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью. Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности и в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей.
Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.
Подвижность нервных процессов: продолжительность процесса восприятия составляет основу быстроты двигательной реакции. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой. Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений.
Гибкость - это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения.
Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.
1.2 Общая характеристика физических способностей
Под физическими способностями понимают устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные же- социально-экологической средой обитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет какое-либо физическое качество. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и его социально-экологической адаптации. Поэтому под процессом развития физических способностей понимают совокупность наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Таким образом:
1) развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем надёжнее функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем устойчивее выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях.
2) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных действий: возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических способностей.
1.3 Этапы и закономерности развития физических качеств и способностей
Закономерности развития физических качеств:
1.Движения — ведущий фактор развития физических способностей.
В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических способностей играет двигательная активность.
2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима выполнения с точно установленным порядком чередования работы, связанной с выполнением физически упражнений и интервалов отдыха между ними в рамках одного занятия или в цикле занятий.
Этапы развития физических способностей:
В развитии физических способностей при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выделить три относительно самостоятельных этапа:
Первый — повышения уровня развития способностей: в результате применения нагрузки происходят всесторонние приспособительные изменения в организме, которые вызывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступательный рост физических способностей, обусловленных спецификой двигательной деятельности.
Второй — достижение максимальных показателей в развитии способностей: по мере развития приспособления, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие и меньшие функциональные сдвиги в организме. Это является одним из признаков перехода процессов приспособления в стадию устойчивой адаптации.
Третий — снижения показателей развития физических способностей: данная нагрузка в связи с возросшими функциональными возможностями организма перестает вызывать приспособительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей, т.е. развивающий эффект ее снижается или почти полностью исчезает, что означает необходимость повышения нагрузки
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Сила.
Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.
Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.
Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.
Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям (прыжок вверх), а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей.
Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.