Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Потребительский рынок можно рассмат­ривать как сферу реализации общественного продукта, базирующуюся на определенных экономических интересах и взаимоотношениях производителя и потребителя, целью которых должно быть максимальное удовлетворе­ние потребностей населения.

Развитие предприятий в условиях рыночной эко­номики представляет собой вид деятельно­сти, ориентированный на выбор наиболее результативных принципов развития хозяйствующих субъ­ектов и создание конкурентной рыночной среды. В основе его лежат: система целей и их структуризация, жизненный цикл товара, изучение и прогнозирование потребительского спроса в процессе маркетинговых исследовании предприятия.

Специалисты службы маркетинга в процессе маркетинговой деятельности применяют различные методы сбора и обработки маркетинговой информации о спросе населения на продовольственные и непродовольственные товары, а также прогнозируют покупательский спрос на продовольственные товары СП «Санта Бремор» с использованием этих материалов в коммерческой деятельности предприятия. Это определило актуальность темы данной курсовой работы.

Предметом исследования выступает сам процесс изучения и прогнозирования потребительского спроса специалистами маркетинговой службы предприятия на примере конкретного производственно-торгового предприятия, а объектом исследования является совместное предприятие СП «Санта Бремор», имеющее организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью.

Цель курсовой работы – определение путей совершенствования исследования и прогнозирования спроса на рынке продовольственных товаров на примере СП «Санта Бремор». Для её выполнения необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать изучение и прогнозирование потребительского спроса как элемента коммерческой деятельности предприятия;

- раскрыть экономическую природу потребительского спроса и его связь с предложением товаров;

- определить тенденции изменения конъюнктуры потребительского рынка в современных условиях;

- дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности СП «Санта Бремор»;

- раскрыть роль специалистов маркетинговой службы СП «Санта Бремор» в процессе сбора и обработки маркетинговой информации о потребительском спросе на продовольственные товары СП;

- проанализировать применяемые методы сбора и обработки информации о спросе населения на продовольственные товары СП «Санта Бремор»;


- дать оценку прогнозирования покупательского спроса на товары СП «Санта Бремор»;

- предложить основные направления совершенствования исследования и прогнозирования спроса на примере СП «Санта Бремор».

Освоение белорусскими предприятиями новых сегментов внутреннего потребительского рынка и активизация внедрения на внешние рынки особенно важно при подготовке вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО), членом которой Российская Федерация является с 2005 года. В связи с этим требуется совершенствование проводимых маркетинговых исследований по всем направлениям, включая исследование и прогнозирования спроса.

При выполнении данной курсовой работы использовались теоретические источники специальной литературы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности», а также практические данные по предмету исследования СП «Санта Бремор».

1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ

1.1. Спрос и предложение в рамках конъюнктуры товарного рынка

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на ко­нечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ в виде товаров и услуг, поэтому изучение и прогнозирование спроса являются важнейшими инструментами организации коммерческой дея­тельности коммерческих фирм и организаций. Прогнозирование потребительскогро спроса позволяет оптимизировать регулиро­вание рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах [4 ].

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потреб­ности — это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные по­требности людей, например, в обуви определенной модели, опре­деленного цвета и т. п. — недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его по­требностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей[21 ].


Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос — это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент.

Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограни­ченные имеющимися у них денежными средствами. В зависимости от степени удовлетворения различают реализован­ный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос.

Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, из­расходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Кос­венными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей[23 ].

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос — это спрос на укрупненные группы товаров, на­пример на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города. Микроспрос — это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших террито­риальных единиц.

В современной экономической литературе и на практике при­меняется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары. Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

  1. предпочтения потребителей;
  2. численность и состав потребителей на рынке;
  3. уровень денежных доходов населения и их дифференциация;
  4. уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;
  5. потребительские ожидания относительно возможных изме­нений доходов и цен на товары;
  6. прочие факторы: национальные, географические, климати­ческие и др.

Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потреб­ности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпоч­тений потребителей относительно определенных товаров реша­ющее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру[26 ].

Согласно закону немецкого ученого Э. Энгеля(1821 — 1896гг.) по мере повы­шения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и доброкачественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффи­циенты эластичности спроса[5 ].

Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конеч­ной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее — соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть до­ставлена на него. Предложение и спрос — две противостоящие друг другу и вза­имообусловленные категории рыночной экономики, их соотношение составляет конъюнктуру рынка.

Предложение формируется под воздействием запросов населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их соотношение отражает определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров равно объему спроса[7 ].,

П = С (1.1), где

П – предложение товаров;

С – спрос на товары.

При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной административной экономики. Он заставляет потребителей покупать товары не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и для предотвращения риска инфляции и девальвации, что особенно актуально в настоящее время продолжающегося мирового финансового кризиса. Превышение предложения над спросом (П > С) может быть ре­зультатом не только излишнего производства или перепроизводства, а также затоваривания посредством большого объёма импорта това­ров, но и высоких темпов инфляции, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход изданной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расшире­нием платежеспособного спроса населения.


Становление социально ориентированных рыночных отношений в нашей стране сопровожда­ется резким изменением соотношения между предложением и спро­сом — переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе оптимизации белорусской социально ориентированной рыночной модели обеспечить относительное равновесие как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде между предложением и спросом на оте6чественном потребительском рынке с учётом пре­вышения предложения над спросом при полном насыщении спроса населения на товары и услуги массового по­требления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.

Предложение товаров на потребительском рынке за определенный период вре­мени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров на рынок из всех источ­ников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реали­зации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров[18 ].:

зн = пс = ср = з (1.2)

отсюда:

Пс = Ср + Зк - Зн, или Пс = Ср ± ДЗ, где ДЗ = Зк - Зм,

Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения.

Основными источниками формирования товарного предложе­ния в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона — местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соот­ношение указанных источников зависит от уровня развития про­изводства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития то­варного предложения определяются масштабами и динамикой раз­вития платежеспособного спроса населения и одновременно вы­ступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона[14 ]..