Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ
1.1. Спрос и предложение в рамках конъюнктуры товарного рынка
1.2. Тенденции изменения конъюнктуры товарного рынка
1.3. Методика прогнозирования спроса на рынке товаров
2. АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика СП «Санта Бремор»
3. ПРОГНОЗ СПРОСА НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»
3.1. Разработка прогноза на продовольственные товары СП «Санта Бремор»
ВВЕДЕНИЕ
Потребительский рынок можно рассматривать как сферу реализации общественного продукта, базирующуюся на определенных экономических интересах и взаимоотношениях производителя и потребителя, целью которых должно быть максимальное удовлетворение потребностей населения.
Развитие предприятий в условиях рыночной экономики представляет собой вид деятельности, ориентированный на выбор наиболее результативных принципов развития хозяйствующих субъектов и создание конкурентной рыночной среды. В основе его лежат: система целей и их структуризация, жизненный цикл товара, изучение и прогнозирование потребительского спроса в процессе маркетинговых исследовании предприятия.
Специалисты службы маркетинга в процессе маркетинговой деятельности применяют различные методы сбора и обработки маркетинговой информации о спросе населения на продовольственные и непродовольственные товары, а также прогнозируют покупательский спрос на продовольственные товары СП «Санта Бремор» с использованием этих материалов в коммерческой деятельности предприятия. Это определило актуальность темы данной курсовой работы.
Предметом исследования выступает сам процесс изучения и прогнозирования потребительского спроса специалистами маркетинговой службы предприятия на примере конкретного производственно-торгового предприятия, а объектом исследования является совместное предприятие СП «Санта Бремор», имеющее организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью.
Цель курсовой работы – определение путей совершенствования исследования и прогнозирования спроса на рынке продовольственных товаров на примере СП «Санта Бремор». Для её выполнения необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать изучение и прогнозирование потребительского спроса как элемента коммерческой деятельности предприятия;
- раскрыть экономическую природу потребительского спроса и его связь с предложением товаров;
- определить тенденции изменения конъюнктуры потребительского рынка в современных условиях;
- дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности СП «Санта Бремор»;
- раскрыть роль специалистов маркетинговой службы СП «Санта Бремор» в процессе сбора и обработки маркетинговой информации о потребительском спросе на продовольственные товары СП;
- проанализировать применяемые методы сбора и обработки информации о спросе населения на продовольственные товары СП «Санта Бремор»;
- дать оценку прогнозирования покупательского спроса на товары СП «Санта Бремор»;
- предложить основные направления совершенствования исследования и прогнозирования спроса на примере СП «Санта Бремор».
Освоение белорусскими предприятиями новых сегментов внутреннего потребительского рынка и активизация внедрения на внешние рынки особенно важно при подготовке вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО), членом которой Российская Федерация является с 2005 года. В связи с этим требуется совершенствование проводимых маркетинговых исследований по всем направлениям, включая исследование и прогнозирования спроса.
При выполнении данной курсовой работы использовались теоретические источники специальной литературы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности», а также практические данные по предмету исследования СП «Санта Бремор».
1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ
1.1. Спрос и предложение в рамках конъюнктуры товарного рынка
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ в виде товаров и услуг, поэтому изучение и прогнозирование спроса являются важнейшими инструментами организации коммерческой деятельности коммерческих фирм и организаций. Прогнозирование потребительскогро спроса позволяет оптимизировать регулирование рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах [4 ].
Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.
Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности — это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например, в обуви определенной модели, определенного цвета и т. п. — недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей[21 ].
Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос — это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент.
Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос — это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос.
Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей[23 ].
В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности спроса различают макроспрос и микроспрос.
Макроспрос — это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города. Микроспрос — это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц.
В современной экономической литературе и на практике применяется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары. Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:
- предпочтения потребителей;
- численность и состав потребителей на рынке;
- уровень денежных доходов населения и их дифференциация;
- уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;
- потребительские ожидания относительно возможных изменений доходов и цен на товары;
- прочие факторы: национальные, географические, климатические и др.
Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потребности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпочтений потребителей относительно определенных товаров решающее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру[26 ].
Согласно закону немецкого ученого Э. Энгеля(1821 — 1896гг.) по мере повышения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и доброкачественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффициенты эластичности спроса[5 ].
Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее — соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.
Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть доставлена на него. Предложение и спрос — две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики, их соотношение составляет конъюнктуру рынка.
Предложение формируется под воздействием запросов населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их соотношение отражает определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров равно объему спроса[7 ].,
П = С (1.1), где
П – предложение товаров;
С – спрос на товары.
При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной административной экономики. Он заставляет потребителей покупать товары не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и для предотвращения риска инфляции и девальвации, что особенно актуально в настоящее время продолжающегося мирового финансового кризиса. Превышение предложения над спросом (П > С) может быть результатом не только излишнего производства или перепроизводства, а также затоваривания посредством большого объёма импорта товаров, но и высоких темпов инфляции, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход изданной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расширением платежеспособного спроса населения.
Становление социально ориентированных рыночных отношений в нашей стране сопровождается резким изменением соотношения между предложением и спросом — переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе оптимизации белорусской социально ориентированной рыночной модели обеспечить относительное равновесие как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде между предложением и спросом на оте6чественном потребительском рынке с учётом превышения предложения над спросом при полном насыщении спроса населения на товары и услуги массового потребления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.
Предложение товаров на потребительском рынке за определенный период времени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров на рынок из всех источников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реализации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров[18 ].:
зн = пс = ср = з (1.2)
отсюда:
Пс = Ср + Зк - Зн, или Пс = Ср ± ДЗ, где ДЗ = Зк - Зм,
Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения.
Основными источниками формирования товарного предложения в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона — местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соотношение указанных источников зависит от уровня развития производства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.
Таким образом, масштабы, качество и динамика развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития платежеспособного спроса населения и одновременно выступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона[14 ]..