ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2019
Просмотров: 1337
Скачиваний: 11
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
С И Н Т А К С И С С Л О Ж Н О ГО П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА:
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОСОБИЕ
для студентов 2 курса
факультета филологии и журналистики
КЕМЕРОВО 2010
Составители: Л.Г. Ким, Н.С. Мелькина
Ким, Л.Г. Синтаксис сложного предложения современного русского языка: учебно-методическое пособие для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики/ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»/составители Ким, Л.Г., Мелькина Н.С., - Кемерово, 2010, с.
Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения современного русского языка», содержит рабочую программу курса, список литературы (основной и дополнительной), систему практических занятий (теоретические вопросы и практические задания), образцы контрольных работ.
Данное пособие предназначено для студентов 2 курса отделения журналистики факультета филологии и журналистики и имеет целью способствовать усвоению теоретических сведений и выработке практических навыков синтаксического анализа сложного предложения.
Рассмотрено и утверждено Рекомендовано к изданию
на заседании кафедры методической комиссией
русского языка факультета филологии и
журналистики
протокол №9 от 21 мая 2009г.
Зав. каф. ____ Кишина Е.В. Председатель ___ Ащеулова И.В.
© Ким Л.Г., Мелькина Н.С. Синтаксис сложного предложения современного русского языка: учебно-методическое пособие для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики.
© ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по синтаксису сложного предложения
Осложнение формальной и семантической структуры предложения. Общая характеристика осложненного предложения. Признаки простого осложненного предложения. Принципы его строения. Дополнительная предикативность. Полупредикативность. Глагольная дополнительная предикативность. Свернутая предикативность. Отраженная (скрытая) предикативность.
Предложения, осложненные сочиненными рядами слов. Традиционное учение об однородных членах предложения. Тождество синтаксических позиций как основное условие однородности членов предложения.
Осложнение формальной и семантической структуры предложения полупредикативными конструкциями. Традиционное учение об обособленных членах предложения. Условия обособления членов предложения. Обособление согласованных, несогласованных определений, приложений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Вопрос об обособлении дополнений.
Предложения с субъективно-модальными значениями, выраженными разными способами. Традиционное учение о вводных и вставных конструкциях.
Обращение. Его место в структуре предложения. Грамматические, семантические, функциональные особенности обращения.
Сложное предложение как синтаксическая единица. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц. Сложное предложение и словосочетание. Сложное и простое предложение. Сложные предложения минимальной конструкции. Сложные предложения усложненного типа, образованные неоднократным применением одного вида связи или применением нескольких видов связи.
Синтаксическая связь в сложном предложении. Сложные предложения с неохарактеризованной (недифференцированной) связью (бессоюзные). Сложные предложения с охарактеризованной (дифференцированной) связью сочинения и подчинения. Виды сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении.
Средства связи предикативных частей сложного предложения. Вопрос о структурной схеме сложного предложения. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и в современной науке.
Сложносочиненные предложения, их признаки. Основные типы сложносочиненных предложений: сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры; структурно-семантические разряды и семантические разновидности сложносочиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения, особенности их структурно-семантической организации. Классификация сложноподчиненных предложений в синтаксической традиции. Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений. Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения, их структурно-семантические разряды, семантические разновидности.
Бессоюзные сложные предложения, их место в синтаксической системе современного русского языка. Принципы классификации бессоюзных сложных предложений. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений.
Сложное предложение в коммуникативном аспекте. Порядок частей в сложных предложениях, допускающих его варианты. Вопрос об актуальном членении сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Прямая речь, структурные особенности предложений с прямой речью. Косвенная речь, структурные особенности предложений с косвенной речью. Несобственно-прямая речь.
Синтаксис текста. Вопрос о единицах текста. Организация текста в коммуникативном аспекте. Организация текста в конструктивном аспекте.
Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции и типы знаков препинания. Пунктуация и синтаксическая система русского языка. Стабильность и гибкость русской пунктуации. Тенденции в русской пунктуации.
Л и т е р а т у р а
О С Н О В Н А Я :
-
Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1981.
-
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1991.
-
Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. – М.: Наука, 1980.
-
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2 / Под ред. Е.И.Дибровой.– М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1989.
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я:
-
Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1990.
-
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М: Логос, 2001.
-
Ильенко С.Г. Сложное предложение в современном русском языке. – Л.,1976.
4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном осве-
щении. – М: Языки славянской культуры, 2001.
5.Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложнённо-
го предложения. –М.: Высшая школа, 1990.
6. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского язы-
ка. – М.: Высшая школа, 1980.
7. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. –
М.: Наука, 1997.
8. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М.:
Просвещение, 1972.
9. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории
сложного предложения. – Новосибирск, 1987. 10. Чупашева О.М. Русский язык: Трудности синтаксиче-
ского анализа. – М.: Русский язык Медиа, 2004.
11. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М.: Уч-
педгиз, 1941.
12. Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в
современном русском языке. – М.: Наука, 1986.
СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1
ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ ОДНОРОДНЫМИ
ЧЛЕНАМИ
Теоретическая часть
-
Способы осложнения формальной и семантической структуры предложения.
-
Понимание однородности в синтаксисе. Определение однородных членов предложения.
-
Вопрос об однородности главных членов предложения.
-
Однородные второстепенные члены предложения, их структурное и семантическое своеобразие. Разграничение однородных и неоднородных согласованных определений.
-
Открытые и закрытые ряды однородных членов предложения. Синтаксические отношения, выражаемые соединительными, разделительными, противительными, градационными союзами.
-
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Вопрос о синтаксической роли обобщающих слов.
Литература
-
РГ-80, т. II, §§2066-2082
-
Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. - С. 630-632.
-
Современный русский язык: Теория, Анализ языковых единиц,
ч. II/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. - С.379-389
-
Чернов В.И. О синтаксической однородности компонентов простого предложения// Русский язык в школе. – 1985. - №5. - С.86-90
Ответьте на вопросы:
-
Каковы аспекты однородности членов предложения?
-
Какова роль семантического фактора в формировании однородных членов предложения?
-
В чём суть содержания функционального аспекта однородных членов предложения?
Практическая часть
Упражнение 1. Найдите в приведённых ниже предложениях однородные члены. Укажите, как они выражены – одинаковыми или разными словоформами, в каких синтаксических отношениях находятся 1) между собой, 2) со словом, от которого зависят, 3) с обобщающим словом. Какими средствами выражены эти отношения?
1. Изредка порывы ветра приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя (М.Г.). 2. Выпал первый снег, и чугунные ограды, спины понурых лошадей, дрова на баржах покрылись белым, пухловатым слоем (В. Наб.). 3. Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании (М.Б.). 4. Впереди и позади нас движутся другие пароходы (Н. Гум.). 5. Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге (Л.). 6. Вся природа: и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - всё горит точно багровым заревом (Гонч.). 7. Пиры, весёлые ночлеги и наши буйные набеги – могила брата всё взяла (П.). 8. Не то мысли, не то восклицания, не то мечты бродили в его Оленина голове (Л.Т.). 9. Философские системы бывают не только верные или неверные, но интересные, богатые и неинтересные, бедные, скучные (Д. Лих.). 10. Ночные бабочки вились, бились по столу и в стаканах, то влетали в огонь, то исчезали в чёрном воздухе (Л.Т.).
Упражнение 2. В приведённых ниже предложениях расставьте знаки препинания. Найдите в них однородные и неоднородные определения; аргументируйте их принадлежность к той или другой группе.
1. Но весёлый серебряный и звонкий этот день не радовал был не нужен (М.Г.). 2. Калиныч был человек самого весёлого самого кроткого нрава беспрестанно попевал вполголоса (Т.). 3. Голос мальчика звонко разносился в неподвижном чуть дремлющем воздухе (Т.). 4. Её (матери) большое стройное тело тёмное железное лицо вспоминаются мне как бы сквозь туман (М.Г.). 5. Начинается какая-то настоящая необыкновенная живая творческая тишина (Пришв.). 6. Началась и потекла со страшной быстротой густая пёстрая невыразимо страшная жизнь (М.Г.). 7. Золотой осенний лист плывёт по воде (М.Г.). 8. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями (Т.). 9. В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода (Ч.). 10. Около белого недавно оштукатуренного двухэтажного дома кучер сдержал лошадь и стал поворачивать вправо (Ч.).
Упражнение 3. Найдите однородные члены предложения, укажите синтаксические признаки их однородности.
1. Баржа серая и похожа на мокрицу (М.Г.). 2. Фанзочка была старенькая, с крышей из тростников (Пришв.). 3. Черёмуховые кусты за вязом были в полном цвету и ещё не осыпались (Л.Т.). 4. Утро белое, пушистое и радостно светлеет (Пришв.). 5. Она (Липина) была вдова, бездетна, и довольно богата, жила вместе со своим братом (Т.). 6. Лукерья говорила очень тихо и слабо, но без остановки (Т.). 7. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый (Т.). 8. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый не изменяется во весь день и кругом одинаков (Т.). 9.Зима была вялая, без морозов, с мокрым снегом (Ч.). 10. Городок был маленький, хуже деревни (Ч.).
Занятие №2
ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ
ПОЛУПРЕДИКАТИВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ
(ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ)
Теоретическая часть
-
Понятие об обособлении. Место предложений, осложнённых обособленными членами, в системе простого предложения.
-
Полупредикативные отношения, возникающие при обособлении. Соотношение предикативных, полупредикативных и непредикативных (атрибутивных) отношений в рамках предложения.
-
Предложения с полупредикативными обособленными членами. Причина, цель, условия обособления определений (согласованных, несогласованных, приложений), обстоятельств.
-
Какие второстепенные члены предложения обособляются чаще? Почему?
Литература
-
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956. – С.366-387
-
РГ-80, т. II, §§ 2100 – 2117.
-
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2./ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.390- 403
Практическая часть
Упражнение 1. Найдите обособленные члены предложения. Каким коммуникативным заданием обусловлено смысловое и интонационное выделение второстепенных членов? Сформулируйте собственно синтаксические условия обособления.
1. Дед стоял, прижавшись спиной к печи, и смотрел в окно прищурясь (М.Г.). 2. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише (П.). 3. Александра Павловна дошла до деревеньки, остановилась у крайней избушки, весьма ветхой и низкой, и, подозвав своего казачка, велела ему войти в неё и спросить о здоровье хозяйки (Т.). 4. У неё (Вари) была какая-то страсть – ловить всех на слове, уличать в противоречии, придираться к фразе (Ч.). 5. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой (Тютч.). 6. Закинув ружьё за плечи, быстро идёте вы, несмотря на усталость (Т.).
Упражнение 2. Определите синтаксическую функцию прилагательных и причастий (именная часть сказуемого, определение – обособленное или необособленное). Сформулируйте условия обособления определений.
1. Огорчённый неудачей, я лёг на узлы, заплакал тихонько и уснул (М.Г.) 2. Над водой, припекаемый солнцем, выкинул орешник золотые серёжки (Пришв.). 3. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям (П.). 4. День прошёл, тёплый и светлый (Пришв.). 5. И вдруг из бурьяна вышла серенькая кошка, худая, тощая (Г.). 6. Томимая весь день душевною борьбой, от взоров и речей враждебных ты устала (Тютч.). 7. За обедом обыкновенно шёл разговор о предметах, самых близких к обеду (Г.). 8. Это была большая, очень красиво убранная комната, с длинным столом, ещё менее похожая на трактир (Гонч.). 9. Они бросились за ним очарованные (М.Г.). 10. Небо стояло над ним пепельное, недосягаемо высокое, среднее, чужое, как абстракция (Зайц.).
Упражнение 3. Проанализируйте значение и семантико-синтаксические условия обособления обстоятельств: а) морфологическое выражение; б) степень распространённости; в) место по отношению к слову, к которому они относятся.