Файл: Методическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2019

Просмотров: 1342

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Занятие №8

ТЕМА: СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

ОСОБЕННОСТИ ИХ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Теоретическая часть

  1. Место сложносочинённых предложений в системе сложных предложений.

  2. Определение сложносочинённых предложений в АГ-70, РГ-80, вузовских пособиях и школьных учебниках.

  3. Проблемные вопросы теории сложносочинённых предложений.

  4. Средства связи частей сложносочинённых предложений.

  5. Принципы классификации сложносочинённых предложений. Традиционная классификация сложносочинённых предложений. Структурно-семантическая классификация сложносочинённых предложений.


Литература

  1. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970. – С. 657-681.

  2. РГ-80, т.II, §3108.

  3. Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапковой. - М., 1989. – С. 740-747.

  4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.490-507

  5. Скобликова Е.С. Заметки о разных классификациях сложноподчиненных предложений // Русский язык в школе. – 2001.- № 6.- С.75-80.

  6. Федоров А.К. К истории классификации сложноподчиненных и придаточных предложений // Русский язык в школе. – 2000.- № 2.- С. 83-88.


Практическая часть

Упражнение 1. Определите средства связи частей сложносочинённых предложений.

1. Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Л.Т.). 2. В воздухе парило, и день обещал быть нестерпимо жарким (Купр.). 3. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук (Ч.). 4. Твои мы песни слышать рады, да только ты от нас подальше пой (Кр.). 5. Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (Т.). 6. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде! (Л.) 7. Грянул гром – и тучи дрогнули, охваченные синим пламенем (М.Г.). 8.Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид (П.). 9. Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского было всё ещё плохо (П.).

Упражнение 2. Охарактеризуйте сложносочинённые предложения в соответствии со структурно-семантической классификацией.

1. Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, но ты останься твёрд, спокоен и угрюм. 2. На свете счастья нет, но есть покой и воля. 3. Погибнешь, милая; но прежде ты в ослепительной надежде блаженство тёмное зовёшь. 4. Любви все возрасты покорны, но юным, девственным сердцам её порывы благотворны, как бури вешние полям. 5. Глаза его читали, но мысли были далеко. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела. 6. Придёт, придёт и наше время, и наши внуки в добрый час из мира вытеснят и нас. 7. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос. 8. Стрела выходит из колчана – взвилась – и падает казак с окровавленного кургана. 9. И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет. 10. Но день протёк, и нет ответа (П.).


Упражнение 3. Определите значение сложносочинённых предложений с соединительными союзами. Обратите внимание на лексические конкретизаторы значения союзов.

1. Мало-помалу всё было забыто, и Сильвио снова приобрёл прежнее своё влияние (П.). 2. В пять вечера выглянуло солнце и воздух стал необыкновенно прозрачным (Пришв.). 3. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (П.). 4. Голуби метнулись в сторону, и небо оказалось совершенно пустым (Пауст.). 5. Смеялась надо мною ты, и я презреньем отвечал (Л.). 6. Вчера вечером был сильный ливень с грозой, а потому трава немного помята и лоснится (Ч.). 7. Жизнь для неё становилась всё тяжелее, а между тем она уже не жаловалась мне (Ч.). 8. Окон в их комнатах не было, да и жарко было бы от солнца (Гонч.). 9. Страшная тоска сжала мне грудь, и я заплакал (Пауст.). 10. Дверь дрожала от напора ветра, и в сенях дуло со всех сторон (Ч.).


Упражнение 4. Проанализируйте сложносочинённые предложения: найдите открытые и закрытые структуры, гибкие и негибкие. Охарактеризуйте союзы, конкретизируйте их значение, определите роль второго союзного элемента.

1. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, мёртвые и живые, приходят на память (Т.). 2. Туманная гора почти вся была открыта, и только самая вершина её чёрная расплывалась в тумане (Пришв.). 3. У меня в жизни друзей не было, и зато к каждому я стремился, как к другу (Пришв.). 4. Сегодня ветер северный не пролетел, и оттого солнце много больше согрело нас (Пришв.). 5. Старушка отправилась, и девицы также пошли к себе в комнату (Т.). 6. То, глядишь, ножка у кресла сломана, то стекло на картине разбито (Гонч.).

Упражнение 5. Дайте характеристику сложносочинённых предложений по следующему плану:

  1. структурный тип;

  2. структурно-семантический разряд;

  3. подразряд (семантическая разновидность).

  1. Мой старый клён с могучею листвою,

Ещё ты густ, и зелен, и тенист,

А между тем чуть видной желтизною

Уже слегка озолочён твой лист (Случ.).

  1. Был в лампочке повышенный накал,

Невыгодный для мебели истёртой,

И потому диван в углу сверкал

Коричневою кожей, словно жёлтой (И.Бр.)

  1. Небо ли такое белое

Или солью выцвела вода? (Ахм.)



Занятие №9

ТЕМА: СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (CПП)

КАК ОСОБЫЙ ВИД СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ СПП.

ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

СПП.

Теоретическая часть

  1. Структурно-семантические признаки сложноподчинённых предложений. Определение сложноподчинённого предложения. Характеристика главной и придаточной частей. Почему для отдельных типов сложноподчинённых предложений возможно двоякое толкование их семантики?

  2. Место сложноподчинённых предложений в системе сложных предложений.

  3. Средства связи частей сложноподчинённого предложения.

  4. Принципы классификации сложноподчинённых предложений.

  5. Логико-грамматическая (традиционная) классификация СПП, основанная на уподоблении СПП в целом простому предложению, а придаточных частей – членам предложения. Какие виды СПП выделяются на основе этой классификации? Какова методика определения видов придаточных предложений?


Литература

  1. Гвоздев А.Н. Современный русский язык, ч.II. - М., 1958. – С.198-255

  2. Глухих В.М. Ещё раз о разграничении союзов и союзных слов// Русский язык в школе, 1989 - № 2.

  3. Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапковой. - М., 1989, с. 748-750.

  4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц, ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.522-524.

  5. Скобликова Е.С. Заметки о разных классификациях сложноподчиненных предложений // Русский язык в школе. – 2001.- № 6.- С.75-80.

  6. Федоров А.К. К истории классификации сложноподчиненных и придаточных предложений // Русский язык в школе. – 2000.- № 2.- С. 83-88.


Практическая часть

Упражнение 1. Определите типы сложноподчинённых предложений в соответствии с логико-грамматической классификацией (СПП с придаточным подлежащим, сказуемым, определительным, дополнительным, обстоятельственным – места, времени, условия, уступки, причины, цели, образа и степени, сравнения, следствия, присоединительные).

1. Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей (П.). 2. Как нас ни угнетай разлука, не покоряемся мы ей (Фет). 3. Так жизнь скучна, когда боренья нет (Л.). 4. Бесконечно людское терпенье, если в сердце не гаснет любовь (Заб.). 5. Он верил, что душа родная соединиться с ним должна (П.). 6. Что вам дано, то не влечёт (П.). 7. Каков я прежде был, таков и ныне я: беспечный, влюбчивый (П.). 8. А где пастух дурак, там и собаки дуры (Кр.). 9. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (П.). 10. На то и щука в море, чтоб карась не дремал (Посл.). 11. Нам было поручено наблюдать район версты в четыре и сообщать обо всём, что мы заметили (Гум.). 12. Парубки так громко пели, что их голоса далеко разносились вокруг (Г.). 13. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью (Л.Т.). 14. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого (П.).




Занятие №10

ТЕМА: СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Теоретическая часть

  1. Структурная схема СПП. Какие конструктивные признаки СПП должны быть отражены в структурной схеме? Способы графического обозначения структурных схем СПП.

  2. Структурно-семантическая классификация СПП. На основе каких признаков разграничиваются структурные типы (нерасчленённые и расчленённые) СПП, структурно-семантические разряды нерасчленённых СПП, семантические разновидности нерасчленённых и расчленённых СПП?

  3. Нерасчленённые присловные СПП. Структурно-семантические особенности присубстантивных, прикомпаративных, изъяснительных СПП?

  4. Структурно-семантические особенности нерасчленённых СПП, их отличие от расчленённых.

  5. Классификация нерасчленённых СПП.

  6. Местоимённо-соотносительные СПП, их место в системе нерасчленённых СПП.

Литература

  1. РГ-80, т.II, §§2771-2772, 2809, 2811, 2821.

  2. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1989. – С. 751-753, 756-758.

  3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.


Ч. 2. /Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2002. – С.525-536.

  1. Красных В.И. Об употреблении указательных слов в изъяснительно- союзных сложноподчиненных предложениях // Русский язык в школе. – 2000.- № 4.- С.79-84.



Практическая часть

Упражнение 1. Найдите предикативные центры предложений. Составьте структурные схемы предложений. Дайте их характеристику в соответствии со структурно-семантической и логико-грамматической классификациями.

1. Мне казалось, что в этом сером доме течёт особенная, таинственная жизнь сказок (М.Г.). 2. Есть переживания, о которых никогда не следует ни рассказывать, ни спрашивать (Пришв.). 3. У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которая почти всегда лежала, свернувшись клубком у её ног (Г.). 4. Ты помнишь ли вечер, как море шумело?.. (А.К.Т.) 5. Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся (Купр.). 6. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной (Пауст.). 7. По тону доктора легко было судить, что он плохо верил в пользу консилиума (Ч.). 8. Очень хорошо также слушать, как в осенние тихие вечера, после тяжёлой летней страды, беседуют дружно между собою на завалинках пожилые почтенные мужики (Купр.). 9. Нехлюдов стал спрашивать её о том, как она попала в это положение (Л.Т.). 10.А он, мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой! (Л.)

Упражнение 2. Запишите линейные структурные схемы предложений. Определите вид местоимённо-соотносительных предложений. Как трактуются эти предложения в школьной грамматике?

1. Всё, что ликует и блестит, наводит скуку и томленье (П.). 2. Где нет любви, там нет веселий (П.). 3. Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой (Л.). 4. Я буду смотреть на зарю лишь с теми, кого полюблю (Бл.). 5. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать (Кр.). 6. Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (Гр.). 7. Какой-то смолоду Скворец так петь щеглёнком научился, как будто бы щеглёнком сам родился (Кр.). 8. Застынет всё, что пело и боролось, сияло и рвалось (Цв.). 9. Как царь любил богатые чертоги, так полюбил я древние дороги (Руб.). 10. Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали (Кр.). 11. Кто беден, тот тебе не пара (Гр.). 12. Каков дядя для людей, таково и ему от людей (Посл.).




Занятие №11


ТЕМА: КЛАССИФИКАЦИЯ РАСЧЛЕНЁННЫХ

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Теоретическая часть

  1. Структурно-семантические особенности расчленённых СПП, их отличие от нерасчленённых.

  2. Принципы классификации расчленённых СПП в научной грамматике.

  3. Структурно-семантические разряды и семантические разновидности расчленённых СПП. Детерминантные и относительно-распространительные СПП. Разряды детерминантных СПП (обусловленности – причинные, условные, целевые, уступительные, следствия, временные; сравнительные, соответствия).

  4. Как характеризуются расчленённые СПП при логико-грамматической классификации СПП?



Литература

  1. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970. – С.709-734

  2. РГ-80, т.II, §§2947 –2951

  3. Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапковой. - М., 1989. – С. 751-755.

  4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С. 542-549.

  5. Санников В.З. Еще раз о союзе раз //Жизнь языка: Сб. статей к 80-летию М.В. Панова.- М., 2001.- С.109-116.

Практическая часть

Упражнение 1. Подберите примеры и составьте следующую таблицу:

Вид подчини-тельной связи

Классы

СПП

Примеры

СПП

Структур-ная схема

Детеринативная

связь

Обусловленности:

  • причины

  • условия

  • уступки

  • цели

  • следствия

Временные

Сравнительные

Соответствия



Корреляционная связь

Относительно-распространитель-ные





Упражнение 2. Определите виды придаточных предложений, составьте схемы сложных предложений.

1. Облонскому нужно было только не отказываться, не завидовать, не ссориться, не обижаться, чего он, по свойственной ему доброте, никогда не делал (Л.Т.). 2. Тайна, какого бы роду ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу (П.). 3. Я очень много работаю над тем, что вы хвалите за лёгкость и занимательность чтения (Пришв.). 4. Комнаты домика, в котором жили наши старики, были маленькие, низенькие (Г.). 5. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он [Герасим] вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве (Т.). 6. Хвалилась кобыла, что воз с горшками разбила (Посл.). 7. Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей (Л.Т.). 8. Внимание приезжего особенно заняли Манилов и Собакевич, о которых было упомянуто выше (Г.). 9. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее (Г.). 10. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью (Л.Т.). 11. В мире всё, чего коснётся труд, обретает душу и дыханье (Сельв.). 12. Золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя (П.). 13. Есть у каждого из нас счастливые мгновенья, когда поёт нам свой соловей (Пришв.). 14. Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно (Пауст.). 15. Мальчик выдавался блестящими способностями и огромным самолюбием, вследствие чего он был первым по наукам, и по верховой езде (Л.Т.). 16. Вернер ушёл в полной уверенности, что он меня предостерёг (Л.).




Занятие №12


ТЕМА: БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(БСП),

ИХ ТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ БСП.

Теоретическая часть

  1. Понимание грамматической природы БСП и их места в системе сложных предложений в синтаксической науке.

  2. Определение БСП. Особенности их структуры и семантики.

  3. Бессоюзие как особый, недифференцированный вид синтаксической связи. Средства связи частей и способы выражения синтаксических отношений в БСП. Особая роль интонации в выражении семантики БСП.

  4. Вопрос о классификации БСП в синтаксической науке.

  5. Структурно-семантическая классификация БСП. БСП открытой и закрытой структуры. Разряды и семантические разновидности БСП закрытой структуры.

  6. Пунктуация в БСП.