Файл: Методическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2019

Просмотров: 1345

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками (Пришв.). 2. Несмотря на возражения моего рассудка, дерзкая мысль сделаться писателем поминутно приходила мне в голову (П.). 3. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор (Т.). 4. Шумя, тростник над берегом трепещет (А.Т.). 5. Туман часто подымался, открывая мокрые камышовые крыши, частью превращался в росу, увлажняя дорогу и траву около заборов (Л.Т.). 6. Ввиду приближения зимнего времени, довольствие лошадей сделалось весьма затруднительным (Арс.). 7. Князь Шеин, несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть, и благодаря ему, едва сводил концы с концами (Купр.). 8. Человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара (Л.).


Упражнение 4. Определите причину, цель и условия обособления второстепенных членов предложения.

1. Примостившись на узлах и сундуках, я смотрю в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня (М.Г.). 2. Угрюм и одинок, грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах (Л.). 3. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей (Т.). 4. Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов (Бун.). 5. Несмотря на позднее время, в столовой прислуга, мужская и женская, пила чай (Ч.). 6. А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск (Бл.). 7. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски (Л.Т.). 8. В комнате, убранной низкими диванами и ветхими коврами, сидела старуха, мать хозяина (П.).



Занятие №3

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ УТОЧНЯЮЩИМИ

ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Теоретическая часть

  1. Содержание семантико-синтаксической категории «уточнение». Какие члены предложения могут быть уточняющими?

  2. Семантические и грамматические условия обособления уточняющих членов предложения. Вопрос об обособлении дополнений.

  3. Чем отличаются обособленные уточняющие конструкции от собственно обособленных (полупредикативных) членов предложения?

Литература

  1. Основина Г.А. Разграничение приложений и уточняющих членов предложения// Русский язык в школе. – 1986. - №3.

  2. РГ –80, т. II, §§ 2118-2124

  3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2./ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.404-406

  4. Чуглов В.И. Образования с выделяющими обособленными членами предложения // Русский язык в школе. – 2000. - № 2. – С.88-92.



Практическая часть

Упражнение 1. Проанализируйте значение обособленных уточняющих и поясняющих членов предложения. Сравните пояснительные синтаксические отношения с полупредикативными.

1. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря (Т.). 2. Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями (П.). 3. В траве, около высоких муравейников, под лёгкой тенью вырезанных красивых листьев папоротника, цвели фиалки и ландыши (Т.). 4. Коршун набрал высоту, махая крыльями, и, набрав, стал парить и царствовать там, в синеве высоты (Пришв.). 5. Дима тоже давал уроки, или, как говорили тогда, был репетитором (Пауст.). 6. Мерин был большого роста – не менее двух аршин трёх вершков (Л.Т.). 7. Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих увлечениях (Пауст.). 8. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу (Дост.). 9. На другой день, в воскресенье, в одиннадцать часов, Лаптев уже ехал с женой по Пятницкой (Ч.). 10. Наверху, на втором этаже, с кем-то спорила Варя (Ч.).



Упражнение 2. Сформулируйте условия обособления второстепенных членов предложения с предлогами вместо, за исключением, кроме, помимо, наряду и др.

1. Все, кроме деда, высыпали из кухни (М.Г.). 2. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками (Г.). 3. Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба (П.). 4. Всё лето, исключая, конечно, непогожие дни, я прожил в саду (М.Г.). 5. Кроме хозяина, в магазине торговал мой брат и старший приказчик (М.Г.). 6. Адъютант поздоровался со всеми, исключая Гуськова, и подсел к нам (Л.Т.). 7. Юноша, вместо поклона, болтнулся всей фигурой, покраснел и опять окоченел на месте (Гонч.). 8. По праздникам, сверх всего, пекли пироги с капустой, морковью, с луком и яйцами (М.Г.). 9. За исключением этих немногих и незначительных недостатков, господин Полутыкин был отличный человек (Т.). 10. Юноша, вместо поклона, болтнулся всей фигурой, покраснел и окоченел на месте (Гонч.). 11. По праздникам, сверх всего, пекли пироги с капустой, морковью, с луком и яйцами (М.Г.). 12. Возвращаются все, кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин (Выс.).



Занятие №4

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ ВВОДНЫМИ И

ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

Теоретическая часть

  1. Понятие о вводных конструкциях как особом способе формирования и выражения субъективно-модальных значений.

  2. Грамматические и семантические признаки вводных слов, словосочетаний, предложений.

  3. Разряды вводных конструкций по значению.

  4. Морфологическое выражение вводных конструкций.

  5. Вопрос о вставных конструкциях, их отличия от вводных.

  6. Как решается вопрос о грамматической связи и синтаксическом статусе вводных и вставных конструкций в современной научной литературе и школьной грамматике?


Литература

  1. РГ-80, т. II, §§2190, 2220-2222.

  2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2/ Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2002. – С. 407-418.

  3. Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения.- М.: Высшая школа, 1990. – С. 156-164


Практическая часть

Упражнение 1. Найдите вводные конструкции и омонимичные им слова и сочетания слов, определите синтаксические функции последних.

1. Тебе всё бурей – мне всё кажется зефиром (Кр.). 2. Всё, казалось, занимало её (Г.). 3. Смолчала она, ушла, однако не успокоилась (Пауст.). 4. Обхождение с такими товарищами, однако ж, ничуть не уменьшило робости Ивана Фёдоровича (Г.). 5. «Помилуй, мне и от роду нет года», - Ягнёнок говорит (Кр.). 6. «Помилуй ты меня», - сказал он с удивленьем (Кр.). 7. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твёрдо градус политической температуры (Л.Т.). 8. Абогин шагал по гостиной, изящно встряхивая головой, и, очевидно, что-то замышлял (Ч.). 9. Жизнь в этих городах была действительно сонная, скопидомная и незаметная (Пауст.). 10. Говорят, что Ильину везёт. И действительно, всё у него получается удивительно вовремя и легко (Кав.).



Упражнение 2. Охарактеризуйте значение вводных слов, словосочетаний, предложений.

1. Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом (Т.). 2. За ночь, слава богу, выпал хороший снег (Пришв.). 3. Француженка, очевидно гувернантка, что-то строго сказала гимназистке по-французски (Пауст.). 3. Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать (Г.). 4. Он почти постоянно, если можно так выразиться, экзаменовал Малек-Аделя (Т.). 5. На взгляд человека трезвого, ничего таинственного в этом озерце не было и быть не могло (Пауст.). 6. И восклицания, и смех относились, несомненно, к моей особе (Купр.). 7. И старик, по обыкновению, стал хвастать (Ч.). 8. Но, во-первых, больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я чувствовал к ней расположение (Т.). 9. Вот, знаете, странно… у меня такая простая фамилия, а никто её не запоминает… (М.Г.). 10. По словам Дмитрия Сергеевича, почти каждое растение содержит в себе или целебные, или смертоносные соки (Пауст.).


Упражнение 3. Проанализируйте роль вставных конструкций. Охарактеризуйте их структурно-семантические особенности и выразительные возможности.

1. Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту (Т.). 2. Наконец Кирила Петрович велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора (П.). 3. Овсянников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке (Т.). 4.Но напрасны были все льстивые слова: Степан Владимирыч не только не расчувствовался (Арина Петровна надеялась, что он ручку у ней поцелует) и не обнаружил раскаяния, но даже как будто ничего не слыхал (С.-Щ.). 5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Митя вышел из дома и не спеша пошёл в сад (Б.). 6. Два детских голоса (Степан Аркадьич узнал голоса Гриши, меньшого мальчика, и Тани, старшей девочки) послышались за дверьми (Л.Т.). 7. После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время её), сев на своё кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа (Л.Т.). 8. Солдаты, их было трое, ели, не обращая внимания на Пьера (Л.Т.).


Занятие №5

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ ОБРАЩЕНИЕМ


Теоретическая часть

  1. Обращение как способ осложнения формальной и семантической структуры предложения. Основные функции обращения.

  2. Морфологическое выражение обращений.

  3. Отличие обращений от членов предложения, выраженной формой именительного падежа имени существительного (подлежащего, приложения, сказуемого) и других, сходных с обращениями по форме синтаксических конструкций (номинативных, вокативных предложений, именительного представления).

Литература

  1. Мизин О.А. К морфологии обращения// Русский язык в школе, 1980. - №5.

  2. РГ-80, т. II, §§ 2059-2065

  3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.Ч.2./ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.419-421


Практическая часть

Упражнение 1. Найдите обращения. Охарактеризуйте их структуру, место в предложении, морфологическое выражение, характер интонации. Найдите обращения, которые имеют ярко выраженный оценочный характер. Какими средствами (лексическими, морфологическими, синтаксическими) он создаётся?

  1. Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный (Л.).

  1. Милый, дальний и чужой,

Приходи, ты будешь другом (Цв.).

  1. Под занавесом дождя

От глаз равнодушных кроясь,

- О завтра моё! – тебя

Выглядываю (Цв.).

  1. Есть слова – их дыханье, что цвет,

Так же нежно и бело-тревожно,

Но меж них ни печальнее нет,

Ни нежнее тебя, НЕВОЗМОЖНО (Ин. Анн.).

  1. Слава вам, идущие обедать миллионы!

И уже успевшие наесться тысячи! (Маяк.)

  1. О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей

Соединённость и разобщённость близких душ! (Евт.)

  1. Спящий в гробе, мирно спи,

Жизнью пользуйся, живущий (Жук.).

  1. О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей!.. (Фет)

  1. Голубчик! Дедушка!

Я вновь к тебе пишу… (Ес.)

  1. О, небо, небо, ты мне будешь сниться! (Манд.)


Упражнение 2. Чем отличаются от обращения имеющиеся в тексте конструкции, сходные с обращением по форме?

1. Как грустно мне твоё явленье, весна, весна! пора любви! (П.) 2. Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! (Е.Бар.) 3. Весна! весна! о как она крепит, как жизненной нас учит верить силе (Фет). 4. Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! (П.) 5. Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! (Л.) 6. Друг мой, друг далёкий, вспомни обо мне (Фет). 7. Заклад! А где мне взять заклада… (П.) 8. Вот парадный подъезд (Н.) 9. Вот, друг, плоды моей небрежной музы! (Л.) 10. Над церковкой – голубые облака, крик вороний… (Цв.) 11. Но бедный, бедный мой Евгений… Увы! его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (П.). 12. – Вера! – вскрикнул я невольно (Л.).



Занятие №6

ТЕМА: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Теоретическая часть

  1. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц.

  2. Структурно-семантические и функциональные признаки сложного предложения (в сопоставлении с простым предложением и словосочетанием). Определение сложного предложения.

  3. Как трактуются компоненты сложного предложения в зависимости от понимания его грамматической природы?

  4. Как решается вопрос о структурной схеме и семантике сложного предложения?

  5. Принципы классификации сложного предложения в синтаксической традиции и современной науке.


Литература

  1. РГ-80, т. II, §§2753-2761

  2. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – С.719-729, 738-740.

  3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С. 478-485.

Практическая часть

Упражнение 1. Проанализируйте данные монопредикативные полипропозитивные конструкции. Попытайтесь «переоформить» их в полипредикативные. Сколько вариантов полипредикативных конструкций вы можете предложить в каждом случае?


1. Благодаря массе новых впечатлений, день прошёл для Каштанки незаметно (Ч.). 2. Размотавши косынку, господин велел подать обед (Г.). 3. Открыв глаза, я увидал лёгкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, не покрытый попонами, и белую лежанку (Бун.). 4. Подавленный тоской, подгоняемый ветром, я бессильно брёл по улицам (Бун.). 5. Ночные бабочки вились, бились по столу и в стаканах, то влетали в огонь, то исчезали в чёрном воздухе (Л.Т.)



Занятие №7

ТЕМА: Синтаксическая связь в сложном предложении.

Теоретическая часть

  1. Какие языковые компоненты вступают в синтаксическую связь в сложном предложении?

  2. Виды синтаксической связи в сложном предложении.

  3. Средства связи частей сложного предложения как элементы его структурной организации и способы выражения синтаксических отношений:

а) интонация как средство связи и выражения отношений между частями сложного предложения;

б) значение порядка следования частей сложного предложения при установлении связей между ними как основание для выделения гибких и негибких структур;

в) роль союзов как специализированного средства связи, их общая характеристика;

г) союзные слова, их отличие от союзов;

д) указательные (соотносительные) слова как указатель смысловой неполноты главной части СПП;

е) видо-временная соотносительность форм глаголов-сказуемых в частях сложного предложения;

ж) синтаксический параллелизм и неполнота одной из частей сложного предложения как средства структурной приспособляемости одной части к другой.


Литература

  1. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1989. – С. 729-739.

  2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч. 2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.491-493.

  3. Юрченко В.С. Приёмы разграничения союзов и союзных слов// Русский язык в школе. - 1988. - №2

  4. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. – Новосибирск: Наука, 1987. – С.108-123.


Практическая часть

Упражнение 1. Рассмотрите сложные предложения. Выделите предикативные части. Укажите средства их связи.

1. Великий человек лишь громок на делах, и думает свою он крепко думу без шуму (Кр.). 2. Пустеет воздух, птиц не слышно боле (Тютч.). 3. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (Ес.). 4. Я стал читать, учиться – науки также надоели…(Л.) 5. Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес (П.). 6. Я люблю вечерний пир, где веселье председатель (П.). 7. Прошла неделя, и умытая спеть преобразилась, помолодела и засияла свежими красками (Б.). 8. Стреляться будете на шести шагах – этого требовал сам Грушницкий (Л.).


Упражнение 2. Определите средство связи частей сложного предложения – союз или союзное слово. Функцию какого члена предложения выполняет союзное слово?

1. Камень, под которым спрятался зверь, был похож на громадного орла (Пришв.). 2. Экстернами назывались те мальчики, что учились дома и только каждый год сдавали экзамены при гимназии (Пауст.). 3. Но интереснее всего казались для меня старички в то время, когда бывали у них гости (Г.). 4. Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черёмуха (Л.Т.). 5. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь (Ес.). 6. После обеда пошёл мелкий тёплый дождь, от которого завтра всё оживёт (Пришв.). 7. Вместо сахара подавался сотовый мёд в глиняной посуде, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный (Пауст.). 8. Я работаю ради того, наконец, чтобы человек был прекрасен, прост и умён (Пауст.).