ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2019
Просмотров: 1344
Скачиваний: 11
Литература
-
Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе/ Бахтин М.М. Собрание сочинений, т.5. - М., 1996. - С. 141-156.
-
Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970. С.736-740.
-
РГ-80, т.II, §§3157-3181
-
Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапковой. - М., 1989. С.763-771.
-
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. С. 573-584.
-
Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. – Новосибирск: Наука, 1987. – С.96-100.
Практическая часть
Упражнение 1. Составьте (или подберите) примеры на каждую схему.
1а. , . перечисление
1б. ; . перечисление
2а. : причина.
2б. : пояснение.
2в. : изъяснение.
3а. - противопоставление.
3б. время или условие - .
3в. - вывод, следствие.
Упражнение 2. Определите виды отношений между предикативными частями бессоюзного сложного предложения.
1. Делить веселье все готовы – никто не хочет грусть делить (Л.). 2. Гляжу в окно: уж гаснет небосклон (Л.). 3. Не смею требовать любви: быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою (П.). 4. Я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу (Фет). 5. А вору дай хоть миллион – он воровать не перестанет (Кр.). 6. Ты с рассказом к нему весёлым – он без звука к себе на печь (Рубц.). 7. Откажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть (П.). 8. Суда поспешно не чини: непрочен суд земной (Цв.). 9. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 10. Птицы кричали и смолкли; с каждым мгновеньем темней (И.Брод.). 11. Осень кончилась – сильный ветер заметает её следы! (Рубц.) 12. Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине (Бл.). 13. Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал (Л.).
Упражнение 3. Укажите смысловые отношения и средства их выражения в бессоюзных сложных предложениях. Определите соотносительность бессоюзных сложных предложений с союзными сложными предложениями.
1. Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка (Т.). 2. Ужинать накрыли на террасе; было тепло и сыро (Ч.). 3. Ему [Тарасу] не по душе была такая праздная жизнь – настоящего дела хотел он (Г.). 4. Ничего я не понимал и ясно осознавал только одно: надо поскорее укладывать свой чемодан и уходить (Ч.). 5. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнётся: оно нежится (Т.). 6. У озера два берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, болотистый у воды (Пришв.). 7. Леса стоят безмолвны, под снегами опущены густые лапы елей, как старые, нахмуренные брови (Остр.). 8. Из нижнего этажа уже не доносился гул: должно быть, там легли спать (Ч.). 9. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое (Т.). 10. Всё может случиться: и богатый к бедному постучится (Посл.).
Занятие №13
ТЕМА: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОЖНЁННОГО ТИПА
(СПУТ).
Теоретическая часть
-
Минимальные конструкции сложных предложений. Их структурно-грамматические особенности.
-
Структурно-грамматическое своеобразие сложных предложений усложнённого типа (СПУТ):
а) количество предикативных частей;
б) уровневая структура;
в) использование разных структурных схем СП минимального
типа или одной и той же структурной схемы, повторённой
несколько раз.
-
Классификация СПУТ.
-
СПУТ с одним типом синтаксической связи (одна и та же структурная схема повторена несколько раз):
а) смысловые отношения и особенности синтаксического
членения в многочленных ССП;
б) особенности синтаксического членения и средства
связи частей в многочленных БСП;
в) структурно-грамматическое своеобразие многочленных СПП
с однородным, неоднородным (параллельным) соподчи-
нением, с последовательным подчинением, с комбинирован-
ной связью.
5. Структурно-грамматические особенности СПУТ с разными видами связи. Уровни синтаксического членения СПУТ с разными видами связи.
6. СПУТ с сочинительной и подчинительной связью.
7.СПУТ с бессоюзной и союзной связью.
8.Пунктуация в усложнённых (многочленных) ССП, СПП, БСП.
Литература
-
Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапковой. - М., 1989. – С.726-727.
-
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С. 592-598.
-
Глухих В.М. О некоторых трудностях в разборе сложных предложений // Русский язык в школе. – 2004.- № 3.- С.112-117.
Практическая часть
Упражнение 1. Усложните данную синтаксическую конструкцию по схеме:
а) , и , но , и .
б) : , .
Упражнение 2. Сконструируйте многочленные СПП по данным схемам:
а) , (если… гл.), (с. что…).
б) (пока…), (пока…), .
в) (хотя…), … сущ., (которая…).
Упражнение 3. Укажите количество предикативных частей, сделайте уровневую структурную схему СПУТ.
1. Как бы ужаснулся Пьер, ежели семь лет тому назад, когда он только что приехал из-за границы, кто-нибудь сказал ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита, определена предвечно и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении (Л.Т.). 2. Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статических замечаний, которых решительно никто читать не станет (Л.). 3. Кто хочет всё и сразу, тот беден тем, что не умеет ждать (Евт.). 4.Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки (П.). 5. В людях, которых сильно и постоянно занимает одна мысль или одна страсть, заметно что-то общее, какое-то внешнее сходство в обращении, как бы ни были, впрочем, различны их качества, способности, положение в свете и воспитание (Т.).6.Здесь уже не пахло акацией и сиренью, не слышно было музыки, но зато пахло полем, пищали суслики, каркали грачи (Ч.). 7.Ему (Серёже) было девять лет, он был ребёнок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берёг её, как веко бережёт глаз, и без ключа любви никого не пускал в свою душу (Л.Т.). 8. Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно (Л.). 9.Недалеко от холма маленькая речонка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскалённая почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такой же речонкой, потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса (Ч.).
Занятие №14
ТЕМА: СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Теоретическая часть
-
Что такое чужая речь?
-
Способы передачи чужой речи. Конструкциями каких синтаксических уровней может передаваться чужая речь?
-
Прямая речь, особенности её лексического, морфологического состава, структурно-семантическая организация. Как квалифицируются в синтаксической науке предложения с прямой речью?
-
Косвенная речь, своеобразие построения её по сравнению с прямой речью. Правила замены прямой речи косвенной.
-
Несобственно-прямая речь; признаки, сближающие её с прямой речью и косвенной. Какие синтаксические конструкции используются в несобственно-прямой речи?
-
Пунктуация в предложениях с чужой речью.
Литература
-
РГ-80, т.II, §§2803-2807.
-
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. - С. 671-690.
-
Современный русский язык: Учебник/ Под общ. ред. Л.А.Новикова. – СПб, 2001. – С.822-826
Практическая часть
Упражнение 1. Проанализируйте способы введения в текст чужой речи (прямой, косвенной, несобственно-прямой).
1. «Да я их третьёго дня и вчерась спрашивал», - подхватил оробевший казачок (Т.). 2. Вронский спросил, не продаётся ли картина. (Л.Т.). 3. Если бы в следующее утро Степану Лиходееву сказали бы так: «Стёпа! тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» - Стёпа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мной, что хотите, но я не встану.» (Булг.) 4. В негодовании ревнивом поэт конца мазурки ждёт и в котильон её зовёт. Но ей нельзя. Нельзя? Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже (П.). 5. Дед рассказал, что чёрта он встретил на протоке у самого озера (Пауст.). 6. Маша вышла в сад, посмотрела на липу и засмеялась – разве можно сосчитать все её листья! Ведь их тысячи тысяч, их так много, что даже солнце не может пробиться через их гущину (Пауст.). 7. Ивану Ильичу нужно было явиться в штаб армии рапортовать о прибытии парохода. Но, чёрт его знает, где искать этот штаб! (А.Т.) 8. – М-да… Так… - медленно проговорил фельдшер и вздохнул: - Инфлуэнца, а может, и горячка (Ч.). 9. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто я её племянница (П.). 10. В этой водяной черноте жили, по рассказам престарелых словоохотливых колхозников, караси величиной «с поднос от самовара» (Купр.).
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Замените прямую речь косвенной. Укажите, какие изменения при этом происходят в порядке предложений, в порядке слов, в употреблении личных местоимений и личных форм.
1. «Видишь, я прав, сказал опять слепой, ударив в ладоши: - Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей». (Л.) 2. «Все ли здесь? – спросил Дубровский, - не осталось ли никого в доме?» 3. «Держи правее, Федя!» – крикнул отец (Т.). 4. – Тише, дети, тише! – сердито закричал Левин на детей (Л.Т.) 5. «Как здесь просторно, свободно, тихо!» – думал Коврин, идя по тропинке (Ч.). 6. «Вот интересно: упаду я в обморок или нет?» – подумал Поплавский (Булг.) 7. «Дед! – позвал Егорушка. – Дай воды» (Ч.).
Занятие №15
ТЕМА: СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА
Теоретическая часть
-
Понятие «текст» в современной синтаксической науке.
-
Уровень текста (межфразовой связи) и его место в иерархии синтаксических уровней. Диалогический и монологический тексты.
-
Структурно-семантическая организация диалогического текста. Диалогическое единство (ДЕ) как основная структурно-семантическая единица диалогической речи. Виды диалогических единств.
-
Структурно-семантическая организация монологического текста. Способы связи предложений в тексте. Виды межфразовой связи: цепная, параллельная, присоединительная.
Литература
-
Валгина Н.С. Теория текста.- М., 2003. – С.170-180.
-
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.
Ч.2/ Под ред. Е.И. Дибровой, М., 2002. – С. 641-667.
-
Современный русский язык: Учебник/ под общ. ред. Л.А.Новикова. – СПб, 2001. – С.816-821.
4. Гальперин И.Р. О понятии «текст» //ВЯ.- 1974.- №6.
Практическая часть
Упражнение 1. Сделайте анализ сложного синтаксического целого по следующему плану:
-
Определите тему ССЦ и его микротемы.
-
Выделите составные (структурные) части: (если есть) отдельные, в том числе «свободные», предложения и (если есть) сложные синтаксические целые.
-
Установите смысловые отношения внутри текста между его частями – временные отношения (одновременности и последовательности), условные, причинные, целевые, уступительные, противительные, сопоставительные, результативные или следствия, ограничительные, пояснительные, присоединительные.
-
Найдите средства межфразовой связи:
а) известные как средства связи простых предложений в составе сложного – союзы, частицы, местоимения, местоимённые наречия, числительные, видо-временные формы глаголов-сказуемых, вводно-модальные слова, порядок слов, интонация;
б) используемые как средство связи в тексте простых и сложных предложений – слова и словосочетания, не раскрывающие своей семантики в пределах одного предложения; лексический повтор, синонимическая замена, отдельные типы предложений, синтаксический повтор – параллелизм структур.
-
Определите виды межфразовой связи; связь:
а) контактная или дистантная;
б) цепная или параллельная.
ГОЛУБИ
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною - то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Все притаилось... все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей!— думалось мне,— сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — все прямо, прямо... и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.
Май, 1879 (И.С.Тургенев)
Упражнение 2. Охарактеризуйте диалогические единства. Установите способ связи реплик (цепной, параллельный). Выделите начальную (опорную) реплику – зачин.
-
Л о п а х и н (перелистывая книгу). Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.
Д у н я ш а. А собаки всю ночь не спали, чуют, что хозяева едут.
Л о п а х и н. Что ты, Дуняша, такая…
Д у н я ш а. Руки трясутся. Я в обморок упаду.
Л о п а х и н. Очень уж ты нежная , Дуняша. (Ч.)
-
Где твои семнадцать лет?
На большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На большом Каретном? (Выс.)
-
Ч а ц к и й
Нет, нынче свет уж не таков.
Ф а м у с о в
Опасный человек!
Ч а ц к и й
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Ф а м у с о в
Что говорит! и говорит, как пишет!
-
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» –
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Кр.)
-
Ах!.. – произнёс Обломов, махнув рукою.
Что случилось?
Да что: жизнь трогает!
И слава богу! – сказал Штольц.
6. - Чем же все это окончится?
- Будет апрель.
- Будет апрель, Вы уверены? -
- Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
Будто бы в роще сегодня звенела свирель.
- Что же из этого следует?
- Следует жить.
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
- Вы полагаете, все это будет носиться?
- Я полагаю, что все это следует шить. (С.Ник., Ю.Лев.)
Занятие №16
ТЕМА: СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МОНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Теоретическая часть