Файл: Теоретические аспекты коммерческой деятельности спортивной организации (Понятие коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, коммерческая деятельность (торговая) - это всего лишь особый вид предпринимательства и является самостоятельным элементом в системе рыночных отношений, и выполняет важнейшие тор­говые функции, а именно: регулирует спрос и предложение товаров на рынке; устанавливает экономические связи в обществе, связывает различные регионы страны в единое целое; удовлетворяет потребности потребителей; осуществ­ляет комплексное исследование товарного рынка и активизирует процессы обмена между производителями, посредниками и потребителями и т. п.

В правовой литературе широко используются такие понятия, как «хозяй­ственная деятельность», «хозяйственные отношения». В зависимости от со­держания, вкладываемого в эти понятия, они далеко не всегда совпадают с понятием предпринимательская и коммерческая деятельность.

Вместе с тем действующее законодательство рассматривает предприни­мательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказа­нию услуг, выполнению работ. То же содержание характерно для любой хо­зяйственной деятельности. Однако предпринимательская и коммерческая дея­тельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о ней как бо­лее узком понятии, чем хозяйственная. Среди этих признаков названа, прежде всего, цель предпринимательства как хозяйственной деятельности - направ­ленность на извлечение прибыли[9].

Именно эта основная цель выделяет предпринимательскую и коммер­ческую деятельность из более широкого понятия хозяйственной деятель­ности как деятельности по производству и реализации материальных благ.

Таким образом, с учетом изложенного, можно сказать, что коммерче­ская деятельность - это есть предпринимательская деятельность со всеми её основными признаками, но осуществляемая в особой области хо­зяйственной деятельности - в сфере товарного обращения, которая свя­зана с приобретением и реализацией товаров на рынке, регулированием их качества и безопасности, организацией ярмарок и выставок и т. д. Следо­вательно, отождествлять данные понятия нельзя.

1.2. Спортивная организация как объект коммерческой деятельности

Коммерция - в самом простейшем виде - означает покупку товаров с целью их дальнейшей продажи различным потребителям, розничным или оптовым для произ­водственного или личного потребления[10]. Речь в данном случае идет о торговых ФСО. Предметом купли-продажи выступают различные товары, имеющие отношение к сфере ФКиС национальной эко­номики. При этом разница в цене покупки и продажи образует коммерческий доход, из которого производится возмещение всех затрат (издержек обращения) и образуется коммерческая прибыль, идущая на цели потребления и накопления (расширения и качественного развития коммерческой деятельности). Речь идет об увеличении оборотных фондов, приобретении но­вого оборудования, расширении торговых и складских помещений за счет реконст­рукции или нового строительства, а также приобретения акций других предприятий.


Принятие коммерческих решений свя­зано с той или иной степенью риска. При этом - в условиях рыночной неопределен­ности - выделяется несколько аспектов:

- способность идти на риск;

возможность идти на риск;

способы уменьшения риска[11].

ФСО, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства товара, а ФСО, осуществ­ляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посреднеческую деятельность - из­держки обращения. Речь, в этой связи, идет как о чистых издержках обращения, непосредственно связанных с куплей- продажей товара, так и дополнительных издержках (доставка, доработка, фасовка). Различают также постоянные издержки, которые не зависят от изменения размеров коммерческой деятельности, и перемен­ные, то есть пропорциональные объемам коммерческой деятельности[12].

На рисунке дано схематичное представ­ление производственно-коммерческой деятельности ФСО. Кроме снабженческой и маркетинговой, коммерческая деятель­ность определяется также выработкой ре­шений со стороны менеджмента организа­ции Рынок призван связывать сферу произ­водства со сферой обращения, в рамках которой осуществляется потребление про­изводительного ФСО товара. Именно в его рамках регулируется товарно-денежный обмен, формируется снабженческая и мар­кетинговая деятельность производителей. Особую роль при этом играет выработка коммерческих решений, отражающих риск в рамках коммерческой деятельности.

Известны различные теории коммерче­ской деятельности, прямо или косвенно связанные с долгосрочным развитием ФСО (экономическим ростом, доверитель­ностью рыночных отношений). Теории эти следующие:

  • теория полезности;
  • теория финансового анализа коммер­ческой деятельности, осуществляемой физкультурно-спортивной организацией предпринимательского типа;
  • теория диверсификации производственно-коммерческой деятельности;
  • теория трансакционной экономики;
  • теория логистики;
  • теория контроллинга;
  • теория реструктуризации;
  • эволюционная теория самооргани­зующихся систем коммерческого типа.

Каждая из этих теорий определенным образом связана с оценкой эффективной коммерческой деятельности. Особую роль при этом играют те из них, которые имеют отношение к стратегическим целям физкультурно-спортивной организации, опре­деляющим достижение делового успеха[13].

Принятие стратегических решений в сфере коммерции связано с той или иной степенью риска. В условиях рыночной не­определенности в этом плане можно выде­лить несколько аспектов: способность ид­ти на риск, возможность идти на риск и способы уменьшения риска. Это, прежде всего, касается риска в инвестировании средств, в различные проекты и ценные бумаги.


Важен также учет факторов, опреде­ляющих в конечном итоге результаты коммерческой деятельности. Их, с пози­ций стратегии, следует подразделять на две группы, связанные с конъюнктурой рынка услуг и условиями физкультурно-спортивной деятельности.

При выборе стратегии в коммерческой деятельности необходимо четко опреде­лить ее цель. Имеется в виду: завоевание рынка, максимальное удовлетворение по­купательского спроса, максимизация при­были, дифференциация прибыльности во времени и по различным группам услуг.

Таким образом, приоритет целей в каж­дом конкретном случае диктуется усло­виями коммерческой деятельности в сфере ФКиС, а также способностью тех, кто за­нимается коммерческой деятельностью, выбирать необходимые решения в сло­жившейся конъюнктуре рынка.

Отметим также, что с позиций перспек­тив следует различать два вида коммерче­ского предпринимательства: пассивное следование за конъюнктурой и активное. В первом случае речь идет об осторожной коммерческой политике, гарантирующей защиту от возможных убытков. Во втором случае коммерческая политика связана с максимизацией получаемых доходов в ка­честве дальнейшего расширения физкуль­турно-спортивной деятельности в услови­ях риска, что требует всестороннего эко­номического анализа необходимых при этом затрат (особенно, если принимаются коммерческие решения стратегического плана).

Эффективность коммерческой деятель­ности физкультурно-спортивной органи­зации при этом должна оцениваться с по­зиций комплексного подхода. Или (иначе), речь должна идти об интегральной эффек­тивности, включающей в свой состав це­левую, ресурсную, экономическую и ин­ституциональную составляющие (Г.Б. Клейнер, А.Н. Попов, Д.С. Синк)[14].

Целевая эффективность коммерческой деятельности - это степень соответствия или несоответствия функционирования исследуемой системы ее стратегическому назначению. Поскольку физкультурно­спортивные организации многофункцио­нальны и являются объектом ожидания со стороны других социально-экономических субъектов, понятие «целевая эффектив­ность» дробится в соответствии с разнооб­разием многих субъектов. При исследова­нии целевой эффективности часто не ука­зывается явно целеполагающий субъект, т.е. имеется в виду системообразующая цель по умолчанию или групповая (обще­ственная) функция такой системы. В слу­чае физкультурно-спортивных организа­ций государственного (общественного) сектора следует считать, что целепола­гающим субъектом служит общество, а основная цель его функционирования - максимизация общественного благосос­тояния.


Под технологической (или ресурсной) эффективностью понимается степень ин­тенсивности использования коммерческих ресурсов физкультурно-спортивной орга­низации с точки зрения соотношения меж­ду объемами выпуска различных видов продукции и размерами затраченных ре­сурсов. Эта характеристика может изме­ряться в общем случае векторными пока­зателями типа отдачи различных видов ре­сурсов или выпуска различных видов про­дукции (товаров, услуг) в натуральном выражении на единицу затраченного ре­сурса. Понятие ресурсной эффективности не опирается на цену производимых това­ров и услуг или используемых факторов коммерческой деятельности.

Понятие «экономическая эффектив­ность» опирается на учет платежеспособ­ного спроса, предъявляемого тем или иным рынком в соответствии с полезно­стью результата коммерческой деятельно­сти (продукта) данной системы, и связан­ные с этим спросом равновесные (рыноч­ные) цены. К показателям экономической эффективности относят прибыль, добав­ленную стоимость, удельные затраты на единицу стоимости реализации товаров и услуг, рассчитанные с использованием среднерыночных цен[15].

«Институциональная эффективность» характерна для условий трансформацион­ной (неравновесной) экономики, в которой большое значение приобретают институ­циональные аспекты коммерческой дея­тельности, отражающие цели институцио­нальных агентств, связанных с физкуль­турно-спортивной организацией. Роль практически каждой организации, зани­мающейся коммерческой деятельностью, при этом трактуется с позиций ее соответ­ствия устойчивым ожиданиям, предъяв­ляемым со стороны экономических субъ­ектов и физических лиц. Учет институ­циональной эффективности физкультурно-спортивной организации предполагает расширение горизонта оценки интегральной эффективности, по крайней мере, до границ периода завершения основных ин­ституциональных преобразований в отрас­левом, рыночном и региональном окруже­нии ФСО. В соответствии с таким подхо­дом эффективной (результативной) может быть признана коммерческая деятельность организации, имеющая инновационный характер, являющаяся доходной (с точки зрения максимизации общественного бла­госостояния) и поддерживающая благо­приятные условия труда.

Выводы по Главе 1

Коммерческая деятель­ность состоит, с одной стороны, в эффек­тивном функционировании хозяйствую­щего субъекта, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Она состоит в том, что коммерция присутствует везде, где осуществляется процесс обмена (куп­ли-продажи) реальных стоимостей. И в этом смысле она соприкасается с понятием бизнеса. Но если коммерция - постоянно действующая категория, то бизнес - это часто кратковременная операция обмена, имеющая нередко разовое значение.


Кроме того, у коммерции и бизнеса бы­вают разные цели. Бизнес, как правило, удовлетворяет личные потребности (его результаты не всегда используются на раз­витие предпринимательства). Цели же коммерции другие - ее результаты как раз и используются для этого, причем нередко на новой качественной основе для более полного удовлетворения потребностей об­щества в материальных благах (товарах или услугах).

Таким образом, коммерция - это деятельность, осуществляемая хозяйст­вующим субъектом по продаже товаров или оказанию услуг в обмен на деньги или другие материальные блага к взаимной вы­годе заинтересованных лиц или организа­ций. И еще: когда два или более лиц дейст­вуют совместно, то они являются организа­цией, а если их общая цель органически связана с обменом, тогда они составляют коммерческую организацию. Примером здесь могут быть популярные гонки «Формула-1». В 1950 году прошел первый чем­пионат мира по этим гонкам, а уже в начале 70-х годов XX века Берни Энклстоун, анг­лийский антрепренер в области мотоспорта изменил тактику управления коммерчески­ми правами «Формулы-1» и превратил этот вид спорта в эффективную систему спор­тивного (коммерческого) предпринима­тельства.

Речь при этом идет об интегральной эффективности (целевой, ресурсной, эко­номической и институциональной). Она - с позиций оценки результативности коммерческой деятельности – представляет собой систему индикаторов и характеристик, включающих действенность, экономичность, прибыльность, производительность, качество, инновационность и конкурентоспособность.

2. Анализ коммерческой деятельности футбольного клуба «Долгопрудный»

2.1 Общая характеристика футбольного клуба «Долгопрудный»

Футбольный спортивный клуб «ДОЛГОПРУДНЫЙ», носивший ранее названия ФК «Долгие Пруды» (2006—2012 гг.) и ФК «Долгопрудный» (1998—2005 гг.), был основан в 1998 году при поддержке администрации и лично главы города Долгопрудный О.И. Троицкого.

Первые три сезона команда выступала в областных соревнованиях. В 2001 году клуб дебютировал в Первенстве России среди команд любительских футбольных клубов в зоне «Центр-Подмосковье», группа «Б». По итогам сезона команда тогда заняла почетное для дебютанта седьмое место[16].