Файл: Особенности управленческого контроля на инновационном предприятии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие, виды и сущность управленческого контроля как процесса
1.2. Основные концепции управленческого контроля
1.3. Базовые методы и модели осуществления управленческого контроля в организациях
2. система управленческого контроля инновационного предприятия на примере ООО «Новация»
2.1. Оценка организации система управленческого контроля
2.2 Анализ эффективности контроля деятельности инновационном предприятии.
1) ответственность за прозрачность информации, которая идет от руководителя к подчиненному: информация предоставляемая работнику от руководителя должна быть понятной не только для ее источника, но и для ее исполнителя, конечно приведет к надлежащему и своевременному выполнению поставленной задачи; издания инструкций: для выполнения задания должна выдаваться инструкция, в которой должно быть описано перечень задач, требований и способ выполнения задания;
2) ведение контроля за выполнением работ: каждая работа, которая предоставляется работнику для выполнения, должна контролироваться, для предвидения и недопущения непредвиденных ситуаций;
3) организованность персонала: как персонал, так и коллектив в целом должен быть организованным, и поставленная задача перед ним конечно будет выполняться качественно и быстро;
Б) Экономические методы управленческого контроля, которые предполагают реализацию следующих условий:
1) создание точного и достоверного результата: должен вестись контроль за точностью и достоверностью выполненной работы, то есть работник, который выполнял эту работу, должен отвечать за нее;
2) обеспечение прибыли организации: правильно поставленные требования и своевременное, и правильное их выполнение, приведет к увеличению прибыли на предприятии.
В) Социально - психологические методы управленческого контроля, которые предполагают реализацию следующих условий:
1) инициативность работников: инициативность, которая исходит от работников, не должна игнорироваться, а наоборот - поддерживаться и внедряться в деятельность, за это конечно данный работник должен получать какое - либо вознаграждение;
2) стимулирование работников: работники, должны поощряться к работе морально или материально, ведь это приводит к более качественному и своевременному выполнению работы, создание позитивного климата в коллективе: ведь в положительных условиях лучше работается [14;37].
Можно так же привести и другу классификацию методов управленческого контроля:
1. Формализованные методы управленческого контроля.
К применяемым в настоящее время формализованным методам управленческого контроля относятся:
- Методы теории распознавания образов. Хорошо разработанный в технической сфере математический аппарат теории распознавания образов, начинает с успехом применяться в контроле в менеджменте.
- Методы исследование операций – теория графов, теория игр, сетевое планирование, математическое программирование.
- Имитационное моделирование. Разработка имитационной функциональной модели и проведение вычислительных экспериментов с моделью позволяют выявить особенности функционирование системы и на этой основе контролировать поведение объекта управленческого контроля при изменении каких-либо параметров.
- Разработка специальных дискриминантных и скоринговых моделей. Наиболее часто такие модели используются в финансовом контроле. В основе таких моделей лежит построение по статистическим данным дискриминантных функций (моделей кризиса), позволяющих определить отсутствие или наличие приближающегося кризиса и тем самым контролировать факторы управления. Разработано и описано в литературе достаточно большое количество таких моделей: Альтмана, Лиса, Бивера, Фулмера, Тишоу, Гордона-Спрингейта, Конана-Голдера, Г.В. Савицкой, В.В. Ковалева, С.В. Бык, А.В. Колышкина. Методы управленческого контроля на основе скорингового анализа. Скоринг представляет собой классификационную задачу, где исходя из имеющейся информации необходимо получить функцию, наиболее точно разделяющую выборку результатов на «плохие» и «хорошие». Для построение скоринговых моделей используются логическая регрессия, метод ближайшего соседа, нейросетевые методы и их комбинации. В в последнее время для управленческого контроля начинают использоваться более сложные подходы, основанные на современных математических методах – теории нечетких множеств, теории нейронных сетей, теории бифуркаций и катастроф, теории фракталов и т.д. [5;371]
2. Неформализованные методы управленческого контроля.
Ни один из перечисленных количественных (формализованных) методов управленческого контроля не является безупречным с практических позиций. Поэтому, наряду с количественными, развиваются качественные, неформализованные методы управленческого контроля . Неформализованные методы основаны на описании причин и условий деятельности организаций на логическом уровне. Применение неформализованных методов управленческого контроля характеризуется определенным субъективизмом, большое значение имеют знания, опыт интуиция специалистов. К настоящему времени арсенал разработанных и используемых неформализованных методов достаточно велик. Кратко охарактеризуем их:
- Экспертные методы и их разновидности – метод «Дельфи», метод коллективной генерации идей (МГИ) хорошо отработаны и описаны в литературе. Методы широко применяются на этапах первичного – входного управленческого контроля . Основной недостаток – субъективизм выводов.
- Метод SWOT – анализа. Он направлен на определение всех сильных (S) и слабых (W) сторон организации, а также на изучение рыночных возможностей (О) и потенциальных угроз (Т).
- Бенгмаркинг. По своей сути это, во-первых, контроль своих показателей с показателями других организаций, конкурентов и лидеров в данной сфере деятельности, и, во-вторых, изучение и применение успешного опыта других у себя в организации.
- Тестирование как метод управленческого контроля .
- Сценарный метод управленческого контроля .
- Матричные методы управленческого контроля . В контроле применяются известные в теории менеджмента многомерные (матричные) модели. Элементы матрицы задаются так называемыми концептами. Наибольшее распространение получили следующие матрицы: БКГ, «МакКинси» («экран бизнеса»).
- Диагностические модели управленческого контроля. Перечислим некоторые из моделей:
- модель М. Вайсборда: организация в этой модели представлена 6-ю равнозначными и взаимосвязанными параметрами («ячейками»): цели, структура, система вознаграждений, поддерживающие механизмы, отношения (связи) и лидерство, - с помощью которых осуществляется контроль.
- модель Д. Надлера и М. Ташмена является более сложной и базируется на системном подходе к организации. Организация как «открытая система» находится в двустороннем постоянном взаимодействии с окружающей обстановкой. Ключевыми компонентами этой модели является контроль задач, выполняемые организацией, её структуры и системы, её культура, а также люди, работающие в ней.
- модель «7С», была разработана для контрорля конкурентных преимуществ компании. Она, однако, не включает в явном виде внешнюю среду и в целом ориентирована на внутренние механизмы функционирования компании.
- модель Парсонса. Разработана на основе контроля спецификации определенных функций, которую любая социальная система должна выполнять, чтобы выжить. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре – AGIL: адаптация, достижение целей, интеграция, легитимность.
- модель Квина-Рорбаха. Р. Квин и Дж. Рорбах предложили контроля влияние этих четырех факторов не в одном, а в трех измерениях.
- модель Берка-Литвина. Разработчики предназначали модель для контроля процесса организационных изменений. Внешняя среда в ней является частью общей модели организации [3;68].
2. система управленческого контроля инновационного предприятия на примере ООО «Новация»
2.1. Оценка организации система управленческого контроля
Согласно модельному закону об инновационной деятельности, инновационное предприятие может определяться в качестве хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70 процентов) общего объема.[1] Тогда как непосредственно инновационная продукция - продукция, технологические характеристики либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;[2]
Так, для исследования управленческого контроля инновационного предприятия было выбрана компания ООО «Новация», которая занимается разработкой и поставкой парфюмерной продукции собственного изготовления на основе патентованных разработок производства синтетических отдушек. В частности, основная деятельность связана непосредственно с поставкой и реализацией товара, так как производство осуществляется посредством лицензирования сторонним поставщиком.
Уставный капитал инновационной организации ООО «Новация» составлял - 20000 руб. Тип собственности ООО «Новация» - Общества с ограниченной ответственностью.
Миссия ООО «Новация»: «Наша первоочередная миссия - развивать российский рынок парфюмерно - косметических товаров и создать лучшую мультибрендовую розничную сеть на рынке, создавая магазины нового формата. В магазинах ООО «Новация» представлена только качественная продукция, которая позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно».
Компания ООО «Новация» имеет широкую инфраструктуру: развитую материально - торговую базу, современное торговое оборудование. Учитывая индивидуальные особенности магазинов сети, особенности потребительского спроса, для каждого магазина вырабатывается свой, наиболее эффективный ассортимент товаров на основе собственных разработок.
В основе деятельности ООО «Новация» - продуманная стратегия развития, доказавшая свою адекватность рынку, эффективный менеджмент и грамотная кадровая политика.
Стратегия ООО «Новация» относится к типу «динамического роста» при этом стратегия управления следует за стратегией развития ООО «Новация», т.е. сейчас фактически управление выполняет подчиненную роль, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для ООО «Новация» факторов развития. Существует пять факторов, оказывающих влияние на стратегию ООО «Новация»: социальный, политический, правовой, экономический и внешний фактор. Детальная проработка и реализация управленческой стратегии ООО «Новация»осуществляется на уровне ее целевых подпрограмм, а именно: программы анализа текущей величины потенциала предприятия; программы планирования управления; программы реализации потенциала предприятия; программы развития ООО «Новация».
Организационная структура ООО «Новация» - линейно-функциональная. На современном этапе полностью выполняет функции по управлению ООО «Новация», объективных причин на финансовые затраты по улучшению структуры управления нет. Организационная структура управления ООО «Новация» имеет:
- Три органов управления: общее собрание учредителей; директор; руководители структурных подразделений.
- Три уровня организационной структуры: уровень учредителей; уровень дирекции; уровень структурных подразделений
- Два уровней оперативного управления: уровень директора; уровень начальников торговых точек.
Генеральный директор ООО «Новация»
Администрация ООО «Новация»
Бухгалтерия
Менеджер розничной сети
Менеджер-экспедитор
Заведующий
Управляющие
Главный Продавец -Кассир
Торговые подразделения ООО «Новация»
Учредители ООО «Новация»
Торговый персонал
Обслуживающий персонал
Рис. 2.1. Структура ООО «Новация»
Анализ существующей структуры управления представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ структуры управления ООО «Новация»
Должность руководи-теля |
Кому подчиняется |
Имеет количество подчиненных |
Основа-ние для подраз-деления |
Выводы |
|
подраз-делений |
испол-нителей |
||||
Директор |
Собранию учредителей |
все |
все |
Устав |
Соответствует требованиям управления |
Гл. бухгалтер |
Директору |
1 |
4 |
Инструкции |
Соответствует требованиям управления |
Начальники подразделений |
Директору |
1 |
Солгано штатному расписанию |
Инструкции |
Соответствует требованиям управления |
Таблица 2.2 - Характеристика степени использования различных методов управленческого контроля в ООО «Новация»
Группа методов |
Виды используемых методов |
На каком уровне менеджмента используются |
% использования |
1. Организационно-распорядительные |
1.1.подбор, расстановка и работа с кадрами; 1.2.организационное регламентирование (нормирование); 1.3.организационное планирование; 1.4.организационное распорядительство; 1.5.делегирование полномочий и распределение ответственности; 1.6.организационный инструктаж; 1.7. организационное распорядительство; 1.8 контроль последствий исполнения; |
Высшее |
100 |
2. Экономические |
2.1. формы материального поощрения работников; 2.2. мониторинг внешней среды; 2.3. мониторинг внутренней среды. |
Высшее |
90 |
3. Социально-психологические |
3.1. моральное поощрение, 3.2. социальное планирование, 3.4. убеждение, 3.5. внушение, 3.6. регулирование межличностных и межгрупповых отношений, 3.7 создание и поддержание морального климата в коллективе. |
На всех уровнях |
80 |
Система управленческого контроля, реализованная в ООО «Новация» основана на принципах построения линейной (пирамидальной) иерархической структуры осуществления контроля над ресурсами и эффективности их использования, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием.
Реализованная система управленческого контроля дает ООО «Новация» следующие преимущества: четкая система взаимных связей; быстрота реакции в ответ на прямые указания; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.
Можно выделить основные принципы, по которым строится процесс управленческого контроля в ООО «Новация». Это: комплексность подхода к построению торгово-технологического процесса; максимум удобств для покупателей; рациональность использования торговых и производственных помещений, торгово-технологического оборудования;обеспечение необходимой экономической эффективности работы ООО «Новация».
Данная структура дает ООО «Новация» следующие преимущества: четкая система взаимных связей; быстрота реакции в ответ на прямые указания; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.