Файл: Особенности управленческого контроля на инновационном предприятии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) ответственность за прозрачность информации, которая идет от руководителя к подчиненному: информация предоставляемая работнику от руководителя должна быть понятной не только для ее источника, но и для ее исполнителя, конечно приведет к надлежащему и своевременному выполнению поставленной задачи; издания инструкций: для выполнения задания должна выдаваться инструкция, в которой должно быть описано перечень задач, требований и способ выполнения задания;

2) ведение контроля за выполнением работ: каждая работа, которая предоставляется работнику для выполнения, должна контролироваться, для предвидения и недопущения непредвиденных ситуаций;

3) организованность персонала: как персонал, так и коллектив в целом должен быть организованным, и поставленная задача перед ним конечно будет выполняться качественно и быстро;

Б) Экономические методы управленческого контроля, которые предполагают реализацию следующих условий:

1) создание точного и достоверного результата: должен вестись контроль за точностью и достоверностью выполненной работы, то есть работник, который выполнял эту работу, должен отвечать за нее;

2) обеспечение прибыли организации: правильно поставленные требования и своевременное, и правильное их выполнение, приведет к увеличению прибыли на предприятии.

В) Социально - психологические методы управленческого контроля, которые предполагают реализацию следующих условий:

1) инициативность работников: инициативность, которая исходит от работников, не должна игнорироваться, а наоборот - поддерживаться и внедряться в деятельность, за это конечно данный работник должен получать какое - либо вознаграждение;

2) стимулирование работников: работники, должны поощряться к работе морально или материально, ведь это приводит к более качественному и своевременному выполнению работы, создание позитивного климата в коллективе: ведь в положительных условиях лучше работается [14;37].

Можно так же привести и другу классификацию методов управленческого контроля:

1. Формализованные методы управленческого контроля.

К применяемым в настоящее время формализованным методам управленческого контроля относятся:

  1. Методы теории распознавания образов. Хорошо разработанный в технической сфере математический аппарат теории распознавания образов, начинает с успехом применяться в контроле в менеджменте.
  2. Методы исследование операций – теория графов, теория игр, сетевое планирование, математическое программирование.
  3. Имитационное моделирование. Разработка имитационной функциональной модели и проведение вычислительных экспериментов с моделью позволяют выявить особенности функционирование системы и на этой основе контролировать поведение объекта управленческого контроля при изменении каких-либо параметров.
  4. Разработка специальных дискриминантных и скоринговых моделей. Наиболее часто такие модели используются в финансовом контроле. В основе таких моделей лежит построение по статистическим данным дискриминантных функций (моделей кризиса), позволяющих определить отсутствие или наличие приближающегося кризиса и тем самым контролировать факторы управления. Разработано и описано в литературе достаточно большое количество таких моделей: Альтмана, Лиса, Бивера, Фулмера, Тишоу, Гордона-Спрингейта, Конана-Голдера, Г.В. Савицкой, В.В. Ковалева, С.В. Бык, А.В. Колышкина. Методы управленческого контроля на основе скорингового анализа. Скоринг представляет собой классификационную задачу, где исходя из имеющейся информации необходимо получить функцию, наиболее точно разделяющую выборку результатов на «плохие» и «хорошие». Для построение скоринговых моделей используются логическая регрессия, метод ближайшего соседа, нейросетевые методы и их комбинации. В в последнее время для управленческого контроля начинают использоваться более сложные подходы, основанные на современных математических методах – теории нечетких множеств, теории нейронных сетей, теории бифуркаций и катастроф, теории фракталов и т.д. [5;371]

2. Неформализованные методы управленческого контроля.

Ни один из перечисленных количественных (формализованных) методов управленческого контроля не является безупречным с практических позиций. Поэтому, наряду с количественными, развиваются качественные, неформализованные методы управленческого контроля . Неформализованные методы основаны на описании причин и условий деятельности организаций на логическом уровне. Применение неформализованных методов управленческого контроля характеризуется определенным субъективизмом, большое значение имеют знания, опыт интуиция специалистов. К настоящему времени арсенал разработанных и используемых неформализованных методов достаточно велик. Кратко охарактеризуем их:

  1. Экспертные методы и их разновидности – метод «Дельфи», метод коллективной генерации идей (МГИ) хорошо отработаны и описаны в литературе. Методы широко применяются на этапах первичного – входного управленческого контроля . Основной недостаток – субъективизм выводов.
  2. Метод SWOT – анализа. Он направлен на определение всех сильных (S) и слабых (W) сторон организации, а также на изучение рыночных возможностей (О) и потенциальных угроз (Т).
  3. Бенгмаркинг. По своей сути это, во-первых, контроль своих показателей с показателями других организаций, конкурентов и лидеров в данной сфере деятельности, и, во-вторых, изучение и применение успешного опыта других у себя в организации.
  4. Тестирование как метод управленческого контроля .
  5. Сценарный метод управленческого контроля .
  6. Матричные методы управленческого контроля . В контроле применяются известные в теории менеджмента многомерные (матричные) модели. Элементы матрицы задаются так называемыми концептами. Наибольшее распространение получили следующие матрицы: БКГ, «МакКинси» («экран бизнеса»).
  7. Диагностические модели управленческого контроля. Перечислим некоторые из моделей:
  • модель М. Вайсборда: организация в этой модели представлена 6-ю равнозначными и взаимосвязанными параметрами («ячейками»): цели, структура, система вознаграждений, поддерживающие механизмы, отношения (связи) и лидерство, - с помощью которых осуществляется контроль.
  • модель Д. Надлера и М. Ташмена является более сложной и базируется на системном подходе к организации. Организация как «открытая система» находится в двустороннем постоянном взаимодействии с окружающей обстановкой. Ключевыми компонентами этой модели является контроль задач, выполняемые организацией, её структуры и системы, её культура, а также люди, работающие в ней.
  • модель «7С», была разработана для контрорля конкурентных преимуществ компании. Она, однако, не включает в явном виде внешнюю среду и в целом ориентирована на внутренние механизмы функционирования компании.
  • модель Парсонса. Разработана на основе контроля спецификации определенных функций, которую любая социальная система должна выполнять, чтобы выжить. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре – AGIL: адаптация, достижение целей, интеграция, легитимность.
  • модель Квина-Рорбаха. Р. Квин и Дж. Рорбах предложили контроля влияние этих четырех факторов не в одном, а в трех измерениях.
  • модель Берка-Литвина. Разработчики предназначали модель для контроля процесса организационных изменений. Внешняя среда в ней является частью общей модели организации [3;68].

2. система управленческого контроля инновационного предприятия на примере ООО «Новация»

2.1. Оценка организации система управленческого контроля

Согласно модельному закону об инновационной деятельности, инновационное предприятие может определяться в качестве хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70 процентов) общего объема.[1] Тогда как непосредственно инновационная продукция - продукция, технологические характеристики либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;[2]

Так, для исследования управленческого контроля инновационного предприятия было выбрана компания ООО «Новация», которая занимается разработкой и поставкой парфюмерной продукции собственного изготовления на основе патентованных разработок производства синтетических отдушек. В частности, основная деятельность связана непосредственно с поставкой и реализацией товара, так как производство осуществляется посредством лицензирования сторонним поставщиком.

Уставный капитал инновационной организации ООО «Новация» составлял - 20000 руб. Тип собственности ООО «Новация» - Общества с ограниченной ответственностью.

Миссия ООО «Новация»: «Наша первоочередная  миссия - развивать российский рынок парфюмерно - косметических товаров и создать лучшую мультибрендовую розничную сеть на рынке, создавая  магазины нового формата. В магазинах ООО «Новация» представлена только качественная продукция, которая позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно».

Компания ООО «Новация» имеет широкую инфраструктуру: развитую материально - торговую базу, современное торговое оборудование. Учитывая индивидуальные особенности магазинов сети, особенности потребительского спроса, для каждого магазина вырабатывается свой, наиболее эффективный ассортимент товаров на основе собственных разработок.


В основе деятельности ООО «Новация» - продуманная стратегия развития, доказавшая свою адекватность рынку, эффективный менеджмент и грамотная кадровая политика.

Стратегия ООО «Новация» относится к типу «динамического роста» при этом стратегия управления следует за стратегией развития ООО «Новация», т.е. сейчас фактически управление выполняет подчиненную роль, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для ООО «Новация» факторов развития. Существует пять факторов, оказывающих влияние на стратегию ООО «Новация»: социальный, политический, правовой, экономический и внешний фактор. Детальная проработка и реализация управленческой стратегии ООО «Новация»осуществляется на уровне ее целевых подпрограмм, а именно: программы анализа текущей величины потенциала предприятия; программы планирования управления; программы реализации потенциала предприятия; программы развития ООО «Новация».

Организационная структура ООО «Новация» - линейно-функциональная. На современном этапе полностью выполняет функции по управлению ООО «Новация», объективных причин на финансовые затраты по улучшению структуры управления нет. Организационная структура управления ООО «Новация» имеет:

  • Три органов управления: общее собрание учредителей; директор; руководители структурных подразделений.
  • Три уровня организационной структуры: уровень учредителей; уровень дирекции; уровень структурных подразделений
  • Два уровней оперативного управления: уровень директора; уровень начальников торговых точек.

Генеральный директор ООО «Новация»

Администрация ООО «Новация»

Бухгалтерия

Менеджер розничной сети

Менеджер-экспедитор

Заведующий

Управляющие

Главный Продавец -Кассир

Торговые подразделения ООО «Новация»

Учредители ООО «Новация»

Торговый персонал

Обслуживающий персонал

Рис. 2.1. Структура ООО «Новация»

Анализ существующей структуры управления представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ структуры управления ООО «Новация»

Должность руководи-теля

Кому подчиняется

Имеет количество подчиненных

Основа-ние для подраз-деления

Выводы

подраз-делений

испол-нителей

Директор

Собранию учредителей

все

все

Устав

Соответствует требованиям управления

Гл. бухгалтер

Директору

1

4

Инструкции

Соответствует требованиям управления

Начальники подразделений

Директору

1

Солгано штатному расписанию

Инструкции

Соответствует требованиям управления


Таблица 2.2 - Характеристика степени использования различных методов управленческого контроля в ООО «Новация»

Группа методов

Виды используемых методов

На каком уровне менеджмента используются

% использования

1. Организационно-распорядительные

1.1.подбор, расстановка и работа с кадрами;

1.2.организационное регламентирование (нормирование);

1.3.организационное планирование;

1.4.организационное распорядительство;

1.5.делегирование полномочий и распределение ответ­ственности;

1.6.организационный инструктаж;

1.7. организационное распорядительство;

1.8 контроль последствий исполнения;

Высшее

100

2. Экономические

2.1. формы материального поощрения работников;

2.2. мониторинг внешней среды;

2.3. мониторинг внутренней среды.

Высшее

90

3. Социально-психологические

3.1. моральное поощрение,

3.2. социальное планирование,

3.4. убеждение,

3.5. внушение,

3.6. регулирование межличностных и межгрупповых отношений,

3.7 создание и поддержание морального климата в коллективе.

На всех уровнях

80

Система управленческого контроля, реализованная в ООО «Новация» основана на принципах построения линейной (пирамидальной) иерархической структуры осуществления контроля над ресурсами и эффективности их использования, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием.

Реализованная система управленческого контроля дает ООО «Новация» следующие преимущества: четкая система взаимных связей; быстрота реакции в ответ на прямые указания; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Можно выделить основные принципы, по которым строится процесс управленческого контроля в ООО «Новация». Это: комплексность подхода к построению торгово-технологического процесса; максимум удобств для покупателей; рациональность использования торговых и производственных помещений, торгово-технологического оборудования;обеспечение необходимой экономической эффективности работы ООО «Новация».

Данная структура дает ООО «Новация» следующие преимущества: четкая система взаимных связей; быстрота реакции в ответ на прямые указания; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.